Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел. Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в средней группе.
Цель : уточнить представления детей о хлебе, развивать мышление, мелкую моторику, восприятие величины, цвета, формы; обогащать словарь; упражнять в согласовании существительных с прилагательными, в классификации предметов
Плахутина Людмила Николаевна
Тема : «Как хлеб к нам на стол пришел».

Программное содержание
Образовательные задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Развивающие :
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные : Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу. Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа : чтение сказок «Колосок», «Колобок».
Словарная работа: пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, кунжут, мак, мягкое, пушистое, поддатливое, ароматный, аппетитный, румяный.
Материалы и оборудование:
Для педагога : ИКТ, презентация «Как растят хлеб», магнитофон, игрушка мягкая колобок и бабушка, запись песен о хлебе, о пирожках, каравай, мука, влажные салфетки, мак, кунжут, яйца, венчик, кисточки для смазывания теста.
Для детей : лоточек с землей, зерна, лейки, грабли, розетки на каждого ребенка, колосья, тесто, доски разделочные, влажные салфетки.

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу игрушку Колобок. Колобок напевает песенку:
Я, Колобок, Колобок,
Колобок, румяный бок.
На сметанке мешен,
В печку сажен.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел,
В детский сад к ребятам я пришел.
Не ешьте меня,ребята, я ведь песенку вам спел!

Воспитатель и дети:
- Здравствуй, здравствуй, Колобок!
Звучит музыка « Хлеб всему голова»

Появляется бабушка:
- Так вот, где ты,проказник, запропастился. Я месила, я пекла,на окно поставила, оглянуться не успела,как укатился!
Колобок:
- Прости меня, бабушка, и вы, ребята, уж очень интересно тут у вас, я немножко посижу и на вас погляжу?

Бабушка:
- Хорошо, прощу, прощу. Про тебя все расскажу: Я муки намела, тесто замесила, в печке испекла: вкусный и румяный получился колобок у меня.
Появляется слайд картинка каравай.
А вот, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!

Бабушка
- Каравай, тоже круглый и румяный, похожий на круглое солнышко. А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!

Дети
- Это хлеб!

Бабушка
- Правильно, ребята! И каравай, и мой колобок все это- хлеб. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый.

Бабушка:
- Верно, молодцы! Вот сегодня мы с вами и поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?
Дети: Из муки.
Бабушка
- Правильно, ребята. А из чего получается мука, мы сейчас узнаем.
Ребята что у вас лежит на тарелочках?

Дети:
Зерна пшеницы.

Бабушка:
Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?
Скажите, какой они формы, величины и цвета?

Дети:
Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.

Бабушка:
- Ишь глазастые какие, увидели, что каждое зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки. Каждое зернышко совсем непростое: в нем живет маленький росток, но чтобы он проснулся и появился, зерна нужно посадить в землю.

Демонстрация слайда.

Бабушка:
У нас ребята на столе есть маленькое поле. Я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зернышки в эти бороздки. Молодцы. А сейчас я прикрою зернышки землей. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости?

Дети:
Солнце – свет, дождь – вода.

Демонстрация слайда.

Бабушка:
Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев.
Ребята, посмотрите,какие росточки появятся из зерен, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите, как много колосьев выросло на большом поле из ростков (обращает внимание детей на экран). Какое красивое золотое поле.

А это поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать. И не забывайте поливать.

Демонстрация слайда.

Бабушка:
Ребята я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим.
Колос состоит из стебелька..., колоска в котором живут зерна... и усиков.
Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»
А теперь ребята давайте соберем все колоски вместе. Вот какой получился сноп – это такой букет из колосьев.

Переход.
Бабушка:
А теперь садитесь- ка ребятки, и давайте посмотрим как много техники нужно, чтобы что обработать поле.

Демонстрация слайда.
Бабушка:
Посмотрите на экран, как называется эта машина (трактор), эта (комбайн)?

Демонстрация слайда.
Бабушка:
При помощи трактора люди пашут поле и сеют зерна в землю.

Демонстрация слайда.
А это комбайн он убирает колосья с поля и зерна высыпает в машины, которые отвозят зерна на мельницу и из них мелят муку.

Мы свами уже много узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

Демонстрация слайда.

Мы с вами поработали, а теперь пора и поиграть. Поиграем в шуточную игру. Станьте поудобнее.

Игровое упражнение на развитие движений.
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх.

Бабушка:
Дети, посмотрите сколько интересных булочек можно испечь из муки, я вам полную корзинку принесла. Дети рассматривают, называют, что видят: булочка, пряник, печенье, ватрушка
А где пекут булочки?

Дети: В пекарне, в печи

Бабушка
Давайте и мы с вами отправимся в пекарню.

Демонстрация слайда.
Раз-два, поскорей, превратимся в пекарей.
(Одевает фартуки и колпаки, протираете руки влажными салфетками).

Демонстрация слайда.
Бабушка:
Дети, что лежит перед вами?

Дети: Тесто

Бабушка:
Ребята перед вами в мисках тесто, а на дощечке горстка муки. Разравняйте муку по дошечке. Какая мука на ощупь?

Дети: Мягкая, белая, пушистая
Теперь возьмите кусочек теста, (какое оно? - мягкое нежное легко лепится), чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить булочки. (Дети по примеру воспитателя лепят булочки).
Давайте смажем яйцом. Украсить свои булочки можно маком, кунжутом. Противень смазан маслом, чтобы булочки не подгорали.

Демонстрация слайда.
Бабушка:
Готовые булочки отнесёте на кухню поварам, и они испекут их для вас в духовке. Дети вам понравилось лепить из теста? (Ответы детей.)
Наше сегодняшнее приключение закончилось и мне и колобку пора домой - в свою сказку. Я думаю, теперь, вы не забудете, как называется сказка? А еще, как к нам стол пришел хлеб.
Вы все были сегодня такие молодцы.

Демонстрация слайда.
До свидания ребята!

Воспитатель провожает бабушку и колобка.

Воспитатель:
- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей.)

Воспитатель:
- "Хлеб всему голова". Почему так говорят? Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно его выращивать, и поэтому вы, ребята, должны с уважением относиться к хлебу.

Наталия Агаркова
Праздник «Как хлеб к нам на стол пришёл»

Подготовительная

Под муз. «Гимн хлебу » дети проходят в зал и садятся на стульчики.

ВЕД.: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о чуде земли – хлебе . Вот послушайте

сказку : Давным – давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались животными.

Случилось так, что всех животных они и истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились люди в

поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так

и случилось с одним человеком, он упал, потеряв от изнуряющего голода сознание. Когда очнулся,

вокруг никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на

него мелкие камушки. Человек решил попробовать один из них. И вдруг приятный запах и вкус оживили

его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками и стал есть их. Эти зёрна

подействовали на него как лекарство. Он выздоровел и окреп, и сразу же ему захотелось рассказать об

этом. Человек собрал зёрна и пошёл искать соплеменников. Увидев его живым и невредимым, они

удивились, человек рассказал им о чудо – колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зёрна размельчать, потом

размолачивать, подсушивать на камнях и питаться этим.

(стук в дверь, появляются Буратино и Мальвина)

БУРАТИНО : Здравствуйте, ребята, а мы узнали, что у вас сегодня праздник , и пришли к вам .

ВЕД.: Проходите, гости дорогие, мы очень рады вас видеть, а у нас сегодня серьёзный разговор о хлебе .

БУРАТИНО : Ребята, а вы помните, какой интересный случай произошёл со мной, когда я получил 5 золотых

монет. По дороге мне попались кот Базилио и лиса Алиса, которые заманили меня в харчевню,

чтоб я угостил их тремя корочками хлеба . Помните, как кот и лиса обманули меня? Я заказал три

корочки хлеба , а они заказали к ним утку жареную, и рыбу, и молоко. И всё это съели, кроме

хлеба , а мне оставили три корочки. Но я ничуть не жалею, потому что я слышал, как они тогда

заболели от того, что ели всё без хлеба . А я вот жив и здоров.

МАЛЬВИНА : А я, ребята, хочу вам рассказать, как один мальчик остался сиротой, так как его родители были

не в состоянии из- за бедности прокормиться и умерли, а в наследство они оставили ему

шарманку и маленького сурка, который и помогал ему заработать на хлеб . Мальчик ходил по

улицам и играл на шарманке, а маленький сурок доставал билетики из ящика и развлекал

публику. Богатые люди давали за это им кусочки хлеба и деньги . Вот послушайте эту песенку.

«СУРОК» Бетховена (звучит аудиозапись)

ВЕД.: Да, ребята, хлеб – самый нужный продукт на земле. Без хлеба нет и жизни . Во время войны фашисты

сожгли очень много полей, засеянных хлебом . Но наши русские солдаты сражались за Родину, а люди

пекли им хлеб , который состоял из примеси вискозы, обойной пыли, небольшого количества муки и трав

(показать солдатский хлеб ) Послушайте стихотворение о том, как мальчики ногами пинали булку по

Мостовой. Как это было ужасно.

РЕБЁНОК : Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито, он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто при всех её поцеловал.

Вы кто такой? – спросили дети, забыв на время про футбол.

Я пекарь! – человек ответил и с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом и той особой теплотой,

Которой налиты под небом моря пшеницы золотой.

ВЕД.: Наша страна огромна. Нам нужно очень много хлеба , чтобы прокормить всех людей. Сейчас мы с вами

отправимся в игру – путешествие по картинкам и узнаем, кто же выращивает хлеб для всех и как он

приходит к нам на стол .

(1 картинка – трактор пашет землю ранней весной)

ВЕД.: И вот под снегом талым распахнуты поля.

Платком пуховым стала широкая земля.

(выходят дети – 2 группы по 5 чел., строят 2 трактора, 1 реб. Изображает тракториста с рулём, 4 чел. – трактор.

Все идут, притопывая под потешку): Тара – тара – тара – ра из колхозного двора

Выезжают трактора. Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать , будем рожь молотить,

Малых детушек кормить.

ВЕД.: Весенний день – год кормит. Трактористы готовят мягкую, тёплую постель для зёрен. Они работают день

и ночь, сменяя друг друга.

(2 картинка – сеялки сеют зерно)

ВЕД.: А вот и вспаханное поле. Сеялки вышли в поле и сеют зерно.

РЕБЁНОК : Хлебные зёрнышки сказочным кладом спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда – это живая награда за труд.

(3 картинка – трактор боронует землю)

ВЕД.: По вспаханному полю идёт борона. Она боронует землю, чтоб она была рыхлой и посевы легко смогли

бы пробиться сквозь землю. Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается в поле колосок.

Сколько в это зёрнышко вложено труда,

Знает только солнышко, ветер и вода.

ПЕСНЯ «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО» Чичкова (расти колосок до солнышка)

ТАНЕЦ С КОЛОСЬЯМИ

(4 картинка – хлебное поле )

ВЕД.: Посеяли хлеб хлеборобы весною , созрел он и стал золотою стеною.

И слышит страна : «За уборку пора» .

(5 картинка – комбайны в поле за уборкой урожая, рядом машина, куда ссыпаются зёрна)

РЕБЁНОК : Поле хлебное созрело , жатва жаркая близка,

И комбайн берётся смело всё собрать до колоска.

РЕБЁНОК : Время он беречь умеет, хлеб пожнёт и в тот же миг

Обмолотит, и провеет, и нагрузит грузовик.

РЕБЁНОК : Повернётся руль проворный под уверенной рукой,

И опять польются зёрна золотой живой рекой.

РЕБЁНОК : Не ищите в этом тайны, не при чём тут волшебство,

Просто взял штурвал комбайна мастер дела своего.

(6 картинка – элеватор, колонна машин с зерном везёт урожай)

РЕБЁНОК : Хлеб созрел , но нам на стол прямо с поля не сошёл.

С поля даже в магазины хлебу ехать рановато .

Он уселся на машину и спешит на элеватор.

ВЕД.: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто быстрее привезёт хлеб на элеватор (10 мешочков с

Зерном расставить в 2 колонки по 5 штук. Выходят 2 реб. с машинами, нагружают в них мешки и везут на

элеватор. Перед игрой дети говорят : «Побыстрей собирай, да зерно не рассыпай!» Проводят игру 3 – 4

раза.) ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ ПРИВЕЗЁТ ХЛЕБ НА ЭЛЕВАТОР »

РЕБЁНОК : В элеваторе для нас хлеб хранится про запас .

Здесь ему тепло, удобно. Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть и опять собраться в путь.

ВЕД.: Да, на элеваторе много хлеба . Со всех полей сюда привозят зерно на хранение.

ПЕСНЯ «УРОЖАЙНАЯ»

(7 картинка – машины – муковозы увозят зерно на мельницу)

ВЕД.: Вот зерно отдохнуло на элеваторе и опять отправилось в путь.

РЕБЁНОК : Едет хлеб на мельницу , мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака, и в любом количестве

По воле электричества получается мука.

РЕБЁНОК : И, наполнив этим грузом необычный круглый кузов,

Богатырь – муковоз на завод муку повёз.

(8 картинка – пекарня, пекарь, контейнер с разными булочными изделиями)

РЕБЁНОК : Вот баранки, калачи – так и скачут из печи.

РЕБЁНОК : А вот и прянички печатные, до того нарядные,

Мы их сразу не съедим, пусть попляшут, поглядим.

(после танца раздаётся стук в дверь, появляются 3 колхозницы с караваем хлеба на красивом полотенце,

Здороваются и говорят):

1 КОЛХОЗНИЦА : Вот он, хлебушек душистый , с хрусткой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый, словно солнцем залитой.

В каждый дом, на каждый стол , он пожаловал, пришёл .

2 КОЛХОЗНИЦА : В нём – здоровье наше, сила, в нём – чудесное тепло,

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

3 КОЛХОЗНИЦА : Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем , что на столе .

Люди долго и упорно потрудились на земле.

(колхозницы все вместе поют) : Из пекарни мчат машины, чьи сегодня именины,

Стол скорее накрывай , испекли мы каравай.

(все дети встают вокруг колхозниц, поют «Каравай» ): Как на праздник – именины испекли мы каравай

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Видно солнце с небосвода, дети водят хороводы.

В хоровод и ты вставай, испекли мы каравай.

1 КОЛХОЗНИЦА : Я иду, иду, иду и друзей с собой веду.

В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём,

Уплетай за обе щёки – вырастай богатырём (угощают хлебом всех присутствующих )

2 КОЛХОЗНИЦА : Слава хлебу на столе ! Слава миру на земле!

Слава тем, кто хлеб растил , не жалел трудов и сил!

3 КОЛХОЗНИЦА : Слава им, привет от нас. До свиданья! В добрый час (уходят)

(Праздник заканчивается )

Алтайский край – одна из главных житниц России, и сегодня здесь производится более одной трети зерна Западно-Сибирского региона. В крае много плодородных земель, главная зерновая культура – яровая пшеница твердых сортов, а также рожь, гречиха

У всех народов хлеб является основным продуктом, необходимым для существования. Каждый день мы употребляем в пищу разные виды хлебобулочных изделий. А как же они попадают к нам на стол? Я решила изучить данный вопрос. Для начала, конечно же, выяснить из чего делают муку, так необходимую для замеса теста. Для исследования процесса выращивания и изготовления хлеба мы решили понаблюдать за посевом, всходами, выращиванием, сбором зерна в Сорочелоговском совхозе Первомайского района Алтайского края, изготовлением муки и хлеба на предприятиях города Новоалтайска. А также с помощью литературы и Интернета узнать: когда же появился первый хлеб и кто сделал такое замечательное и вкусное открытие?

Исходя из вышесказанного, цель моей статьи – изучить, откуда берется хлеб.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

▪ узнать историю появления хлеба;

▪ познакомиться с основными стадиями выращивания, заготовления и производством хлеба и хлебобулочных изделий;

▪ выяснить, сколько и какие ингридиенты необходимы для выпечки буханки хлеба;

▪ изучить возможности компьютера для представления результатов исследования.

Объектом исследования является хлеб.

Предметом исследования являются способы производства хлеба.

Гипотеза:

▪ Предположим, изучив историю и основные понятия хлеба, автор работы сможет сравнить по ходу исследования способы, методы производства хлеба в старину и в настоящее время.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие методы исследования:

1. Изучение исторической литературы, изучение понятий злаковых, хлеба с помощью энциклопедий, интернета.

2. Понаблюдать, как сеют, выращивают, собирают хлеб на полях Сорочелоговского совхоза Первомайского района Алтайского края.

3. Выяснить процесс превращения зерна в муку.

4. Познакомиться с процессом изготовления хлебобулочных изделий на Новоалтайском хлебокомбинате.

5. Испечь хлеб в домашних условиях.

6. Изучить художественную литературу.

Практическая значимость. Результаты проекта будут оформлены в виде презентаций, выставки хлебобулочных изделий, будет представлена модель уборки хлеба в старину, буклет рецептов, кроссворд, а также сборник материалов о хлебе «Хлеб – всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, естествознания и литературного чтения в начальных классах. Сборник передан в библиотеку Гимназии № 166 г. Новоалтайска Алтайского края.

Хлеб и его история

Начав исследование выбранной темы, я решила узнать, когда же появился первый хлеб, как он выглядел и кто сделал такое замечательное открытие?

История появления хлеба

По мнению историков и археологов, хлеб был «открыт» свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Первобытные люди собирали зерна дикорастущей пшеницы и просто жевали их. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Оказывается, такую кашу до сих пор употребляют в некоторых странах Азии и Африки. Кто-то догадался перетирать зерна между двумя камнями – будущими жерновами, до порошкообразного состояния. Так появились первая мука. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши.

Первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во времена строительства пирамид, 5-6 тысячелетий назад, они, вероятнее всего случайно, открыли способ разрыхлять тесто путем брожения – например, однажды древний египтянин мог оставить смесь муки и воды в теплой печи на ночь, а утром он обнаружил неожиданно мягкое тесто, из которого получился более вкусный хлеб. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.

Другие народы использовали снятую с пива пену, чтобы делать более «светлый хлеб». В тех частях древнего мира, где пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли бродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным считался метод, открытый египтянами. Замесив однажды кислое тесто, люди научились печь настоящий хлеб.

Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы – хлебопекарные дрожжи и молочно-кислые бактерии. Так появился кислый хлеб из сброженного теста.

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, называвшихся «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб», которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб «хлайфс», от него в старонемецком языке образовалось слово «хлайб», трансформировавшееся затем в русский «хлеб», украинский «хлиб», эстонский «лейб».

Во многих странах есть музеи хлеба. Всего их тринадцать и один из них находится в нашей стране в городе Санкт-Петербург. В Цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого – 6000 лет. Ученые нашли его на дне озера. Он когда-то, очень давно, попал в густой ил и сохранился там до наших дней: окаменел – и сохранился. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека, нравственной ценности Хлеба.

Теоретическое обоснование понятия «хлеб»

Данная работа предполагает дать понятие (определение) основным словам, используемым в работе, которые мы систематизировали в таблице:

Хлеб- объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи

(такие как зёрна тмина) и зёрнышки (семена кунжута, мака).

Зёрнышки также служат для украшения.

Мука изготавливается из зёрен, размельчённых до порошкообразного состояния. Именно от муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная, ячменная, кукурузнаяПшеничная мука и другие, но для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука. В среднем зерно в процессе превращения в муку проходит путь до 5 км по различным этажам современной мельницы.

Злаки – группа цветковых, в которой очень много видов. Расти они предпочитают на открытых пространствах. Первые земледельцы вводили в культуру именно злаки, которые потом улучшали путем отбора. Самые важные хлебные злаки сегодня – пшеница, рожь, рис, кукуруза, овес, ячмень.

Пшеница - род одно- и многолетних трав семейства злаковых, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и

России. Возделывают в основном пшеницу мягкую и пшеницу твердую (озимые и яровые формы). Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Зерно короткое и утолщенное

(пузатое) в середине.

РОЖЬ - род одно- и многолетних трав семейства злаков, зерновая культура. В России рожь - одно из важнейших хлебных растений, возделывают рожь посевную (культурную) - озимые и яровые сорта.

Рожь посевная - единственный вид культурной ржи, который широко распространён в мировом земледелии, в том числе и в России, как важнейшая продовольственная и кормовая культура. Зерно длинное.

Колос- соцветие, для которого характерна удлинённая главная ось, на которой расположены сидячие одиночные цветки или колоски из нескольких цветков. В первом случае соцветие называется простым колосом (подорожник, орхидеи), во втором-

сложным колосом (большинство злаков, в том числе пшеница, рожь, ячмень).

Серп - орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило, стального) и короткой деревянной рукоятки. Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. У древних греков серп поэтому был приспособлением богини плодородия Деметры.

Жёрнов - парный каменный круг, использующийся в ветряных и водяных мельницах, в том числе и приливного типа, и служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.

Помол кукурузы в водяной мельнице (Северная Албания)

Мельница- механизм для измельчения (помола) чего-либо.

Различаются типом привода, в настоящее время практически всегда электрическим, и принципом измельчения. Выбор типа мельницы определяется размером исходных зёрен, твёрдостью размалываемого материала и производительностью. По типу привода различают:

ручная, водяная, ветряная, электрическая мельницы.

Как и из чего получается хлеб?

Узнав историю появления хлеба и основные понятия, я решила исследовать процесс появления хлеба в современных условиях.

Из рассказов взрослых выяснила, что основным компонентом для приготовления хлеба является мука. А откуда она берется?

Мука изготавливается из зерен, размельченных до порошкообразного состояния, выяснила я при изучении основных понятий. Именно от муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная, ячменная, кукурузная и другие, но для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука.

Свои исследования мы проводили на полях Сорочелоговского совхоза Первомайского района Алтайского края, который занимается выращиванием озимой ржи. Озимая, означает, что посадка зерна происходит осенью (в зиму) и когда зерно прорастает, его накрывает покрывало из снега. Весной, когда снег растает, росточки под ярким солнышком начинают набирать силу, превращаясь в колосок. Все лето колосок рос. Земля, солнце, вода, тепло, помогли маленькому зернышку превратиться в колос, полный новых зерен. И заколосилось поле богатым урожаем.

Оказывается, в старину хлеб собирали (жали) серпом вручную. Выходили в поле на уборку хлеба и мужчины, и женщины. Работали с раннего утра до ночи, лишь бы убрать хлеба до дождей. Собирали колосья в снопы, сушили, чистили. А потом засыпали зерно в амбары (которые назывались гумно), где оно хранилось. А для того, чтобы получить муку, ходили к мельнику на мельницу. Для наглядности я изготовила модель уборки хлеба в старину.

В настоящее же время, чтобы убрать хлеб без потерь до последнего зёрнышка, в поле выходят комбайны. Работают комбайнеры день и ночь. Самоходный зерновой комбайн все делает сам!

Сам по полю катит. Сам своими ножами стрижет, словно под машинку, колосья ржи (пшеницы). Потом сам их молотит – вытряхивает из колосьев зерна. Сам веет – сильной струей воздуха сдувает с каждого зернышка шелуху-полову.

В Сорочелоговском совхозе Первомайского района имеются склады, на которые завозят часть зерна с полей, предварительно очистив и просушив. Остальную часть отправляют на элеватор хлебоприемного предпрятия города Новоалтайска.

При элеваторе есть мельница, на которой зерно перерабатывают, превращая его в муку, крупу. Мука бывает разная – пшеничная, ржаная, кукурузная, ячменная. Из пшеничной муки получается белый хлеб, из ржаной – чёрный. Оказывается, из пшеницы делают манную и пшенную крупу.

Мука с мельницы поступает на ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат» и в магазины города и района.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

В старину хлеб пекли в каждом доме в русской печи. Сейчас же самодельный хлеб пекут очень редко. Трудно это. Надо завести опару, следить за ней, чтобы поспела, подошла, замесить тесто, выдержать его, печь прогреть, чтобы хлеб хорошо пропёкся. Словом, хлопотно делать это в домашних условиях. Другое дело – хлебозавод. В нашем городе Новоалтайске один хлебозавод. Основан он был 53 года назад 27 февраля 1956 года. В 1966 году Новоалтайский хлебозавод был переименован в Новоалтайский Хлебокомбинат. Наш хлебокомбинат выпускает более 8000 тонн продукции в год 50-ти наименований.

На хлебокомбинате мешки с мукой выгружают в хранилище. Затем её просеивают: высыпают из мешков и пропускают через сито и даже мимо магнита, чтобы в тесто случайно не проскользнули железные крупинки. Он притянет их к себе и не даст ходу дальше.

На следующем этапе мука попадает в кабинки-ковшики (чаны), предварительно завешанная на весах-автоматах. Затем добавляют воду с сахаром, солью, дрожжами. Без дрожжей не получится настоящее тесто. В следующем цехе тесто месят специальные машины. Тесто расстаивается – поднимается горкой, того и гляди поползет через край. Всё, пора выгружать. Для этого тоже есть машина. Поднимает тяжелый чан, словно пушинку, опрокидывает в машину для формирования буханок, батонов и т. д. Тесто нарезается на равные куски, затем раскатываются бесформенные дольки, превращая их в аккуратные длинные «колбаски». Сажают «колбаски» на самоходную дорожку (конвейер), которая везет их в печь. Хлеб получается пышным, воздушным, ноздристым. А как же в хлебе получаются такие «дырочки»? Оказывается дело все в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. Этот газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, тонкие плёночки его вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий, легко разжевываемый хлеб с «дырочками».

Если раньше хлеб выпекали вручную, то теперь труд практически полностью механизирован. В цехах Новоалтайского хлебокомбината все делают руками, но не людей, а машин. Работящие руки, умелые, быстрые! Всего за один день и одну ночь они умудряются напечь хлеба на целый город. Ранним утром с территории Новоалтайского хлебокомбината начинают разъезжаться грузовики со свежеиспеченным хлебом и хлебобулочными изделиями. Так хлеб заканчивает свой путь, попадая в столовые школ, детских садов, на прилавки магазинов города. Весь процесс появления хлеба можно увидеть в замечательном стихотворении «Хлеб» С. Крупиной:

Как поспеет хлеб в полях –

Обмолотят на токах,

Жерновами перетрут,

В жарких печках испекут

И, готовый, на лоточках,

Продают в торговых точках.

А потом буханки, булки

Мы несем к обеду в сумке!

Вот такой длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Этот путь автор работы отобразила в виде схемы.

Вспахать землю осенью для посадки озимой ржи

↓ Засеять семена

↓ Охранять, беречь всходы

↓ Уборка хлеба комбайном

↓ Зерно сушат, чистят

Часть на склады совхоза

Часть на элеватор Хлебоприёмного предприятия г. Новоалтайска

Мельница

Новоалтайский хлебокомбинат Магазины города и района

Для того чтобы узнать знакомы ли ребята из класса с процессом производства хлеба (т. е. определить - актуальна ли выбранная тема), мы решили провести анкету-опрос, результаты которой свели в диаграмму.

Отвечая на первый вопрос большинство ребята (а именно 67%) ответили правильно. Но 33% все же ответили, что пшеницу с полей собирают косой. Когда автор работы спросила Сиялова Илью и Суродееву Анжелу, почему они решили что пшеницу собирают косой, а не комбайном? Анжела ответила так, потому что решила, что спрашивается о том, как раньше собирали пшеницу. Я, в свою очередь, пояснила ребятам, что раньше урожай пшеницы собирали (жали) с полей серпом и называлось это время страда.

А вот при ответе на второй вопрос ребята засомневались, кто же превращает зерно в муку? Новикова Марина считает, что агроном. А кто такой агроном и чем он занимается? Так считает 11% класса. Автор работы пояснила, что агроном следит за тем, как растет зерно. Бобкова Уля ответила пекарь (39% класса ответили так же). А Подкошенный Тимофей решил, что тракторист и собирает зерно с полей, и превращает его в муку. Однако 44% класса ответили верно – мельник. Ведь зерно с полей везут на мельницы и склады.

56% ребят знают, что из ржаной муки пекут бородинский хлеб. Но 28% засомневались и ответили, что из ржаной муки пекут пшеничный хлеб.

На вопрос для размышления, в котором можно указать несколько вариантов ответа голоса ребят распределились следующим образом: 37% посчитали, что в производстве хлеба участвует мельница. Романенко Егор пояснил это так, что хлеб делают из муки (основной ингридиент), а муку делают на мельнице. 17% решили, что в производстве хлеба принимает участие магазин. Ксения Ращупкина пояснила свой выбор (хлебозавод и магазин) так: на хлебозаводе пекут хлеб, поэтому он участвует в производстве хлеба (так же ответили 46%), а магазин выбрала потому, что видела в сети магазинов Мария-Ра мини-пекарни, на которых так же пекут хлеб и различные хлебобулочные изделия (ватрушки, расстегаи, печенье и др.)

И в конце опроса я поинтересовалась, какие же хлебобулочные изделия предпочитают одноклассники. Оказалось, что основная часть (45%) сладкоежки и предпочитают печенье так же как и я.

Проведя анализ ответов по анкете-опросу, мы сделали вывод, что выбранная тема актуальна и требует исследования. Многие ребята не знают как хлеб «пришел» на стол и люди каких профессий участвуют в производстве хлеба.

Разновидностей хлебобулочных изделий великое множество. Посмотрите на нашу выставку.

Это сотая часть того, что можно сделать из муки. Во многих странах существуют свои национальные рецепты приготовления и способы выпекания хлеба. Я разработала буклет рецептов хлеба, чтобы сравнить способы изготовления и выпекания хлеба разными народами, а также провести опыт по выпеканию русского каравая в домашних условиях. Каравай на Руси испокон веков пекли в русской печи, похожим способом выпекают хлеб англичане и французы. А вот народы Кавказа хлеб традиционно пекут на внутренней горячей стенке печи – тандыра, также называемой «тонир» на армянском языке и «торне» - на грузинском. Итальянский хлеб Чапати готовят на сухой сковороде, а народы Средней Азии (татары, башкиры) готовят (жарят) баурсаки на сковороде в большом количестве жира. Таким образом, у разных народов не только разные национальные рецепты приготовления хлеба, но и способы его выпекания. Данный буклет может быть использован в будущем на уроках труда (можно выбрать один из наиболее доступных рецептов и приготовить классом).

На следующем этапе исследования я с мамой решила провести опыт – испечь каравай в домашних условиях. Нам понадобились следующие ингридиенты: вода, сахар, соль, дрожжи и, конечно же, мука. А сколько необходимо муки, для приготовления одной буханки хлеба? Оказывается, все зависит от рецепта и массы будущего изделия. Согласно буклета рецептов, для приготовления нашего каравая понадобилось 1 кг пшеничной муки, дрожжей свежих – 50г, сливочного масла – 250г, сахара – 1 стакан, молока – 0,5л, яиц – 2шт, соли – 1 щепотка и для оформления 1 яйцо. Замесив тесто, мы поставили его в теплое место, чтобы оно поднялось примерно на 2 часа. Несколько раз обмяли тесто, чтобы каравай получился более воздушным.

На следующем этапе мы выложили тесто на стол, оторвали небольшой кусочек для оформления. Из основного куска теста сделали шар и уложили на смазанный маслом противень. Из оторванного теста вылепили разные украшения. Смазали наш каравай яйцом, разложили наши украшения и поставили в духовку для выпекания на целый час. Через 1 час 15 минут из духовки вынули румяный каравай небывалой красоты.

А запах! Так и хочется оторвать кусочек. Моя бабушка говорит, что если в доме пахнет хлебом, то все злые духи и несчастья уходят из этого дома.

Хлеб как народный символ

У всех народов хлеб являлся основным продуктом, необходимым для существования. В то же время хлеб играл особую роль и в духовной жизни человека. Почти во всех культурах хлеб считается святой благословенной пищей. Существует множество обрядов, ритуалов, связанных с хлебопечением.

Проводя исследования по выбранной теме, я выяснила, что хлеб – это не просто продукт питания, это настоящий народный символ. Оказывается, в честь хлеба слагали гимны, песни, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом солью встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

Предмет в роде бы простой, но сколько загадок с ним связано, различных поверий. Оказывается, в Древней Греции хлеб был самостоятельным кушаньем, и отводилась ему едва ли не самая почетная роль. Существовало поверье, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет наказан богами. В Индии также считали, что человек совершает грех и будет непременно иметь несчастную судьбу, если не будет употреблять хлеб. Даже преступников в этой стране наказывали тем, что лишали их хлеба на более или менее продолжительное время в зависимости от тяжести совершенного ими проступка. Верующие индусы и в наши дни утреннюю молитву начинают словами: «Всё есть пища, но хлеб – ее великая мать».

Особенно дорожили хлебом, почитали его на Руси. Трудно найти сказку, в которой бы герои не несли с собой хлеб или сухари. Так было в народных сказках: есть хлеб – и сыт человек. Посыплет он краюху солью, съест, запьёт водой из родника и идёт, сильный и смелый, на свои геройские дела. А встретит в пути голодного, нищего – чем первым поделится? Хлебом. В нем, в хлебе, богатство, сила и доброта русского человека.

«Хлеб – всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат», «И обед не в обед, коли хлеба нет». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб – наш батюшка».

Хлеб богат не только легендами, сказками. Про него сложено много загадок, такие как:

Вырос в поле колоском Вырос в поле дом.

На столе лежу куском. (Хлеб) Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Маленькое сдобное Ставни заколочены.

Колесо съедобное Ходит дом ходуном

Я одна тебя не съем На столбе золотом. (Колос)

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Замечательные художники как Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Шишкин И. М. , Яблонская Т. Н. , Пластов А. А. написали картины с хлебными полями, уборкой хлеба и т. п. Картины этих художников можно увидеть в сборнике материалов о хлебе «Хлеб – всему голова!».

Хлеб почитают не только в стихах, но и посвящают ему выставки. В городе Барнауле, например, ежегодно проводят такие выставки – 5 июня 2009 года проведен Праздник Хлеба на Алтае. На суд зрителям были представлены всевозможные хлеба, пироги с разнообразными начинками, караваи, булки, ватрушки. 27-30 октября 2009 г. на агропромышленной выставке была представлена историческая экспозиция «Алтайское крестьянство: конец XIX – начало XX века», где были представлены фотографии и уникальные экспонаты. Показали, как было организовано первое опытное поле, появились крупные хозяйства, а также как в начале ХХ века проходила жатва и молотьба хлеба.

В русской литературе настолько много пословиц и поговорок, загадок, стихов, сказок, связанных с хлебом, что я с руководителем решили собрать этот материал о хлебе в сборник, который можно будет использовать на классных часах, уроках литературного чтения в начальных классах.

В сборнике отражены не только пословицы, стихи и загадки, но и интересные факты, связанные с производством хлеба, его историей.

При разработке сборника я поняла, что люди очень дорожат хлебом. А умеют ли дорожить хлебом мои одноклассники и будут ли по иному относиться к хлебу после презентации работы? Думаю данную тему можно использовать для следующего исследования.

Закончив своё исследование, я могу сказать, что узнала многое из истории появления хлеба. Нашла много интересных фактов и на классном часу поделилась найденной информацией со своими одноклассниками. Оказывается, существует хлебное дерево! Все интересные истории и многое другое я собрала в сборнике «Хлеб всему голова!», который передали в библиотеку гимназии № 166, в которой я учусь. Судя по отметкам на первой страничке, созданный сборник интересен ребятам.

Выполнив основную часть работы – исследовав путь прохождении хлеба от зерна до каравая и проведя опыт – испекла хлеб в домашних условиях, я считаю, что справилась с заданной целью. Кроме того, получила небольшой опыт хозяйки. Выпущенный буклет рецептов пришёлся по вкусу девчонкам из моего класса и вызвал интерес. Марина даже попробовала испечь английские булочки (конечно с помощью своей мамы).

Работа над проектом показала мне, насколько хлеб многогранен. С одной стороны это продукт, с другой стороны – народный символ, кормилец, символ мира.

Данная работа была представлена на городском и краевом конкурсе «Я – исследователь» и удостоена сертификатами Лауреата.

В этом году мы с руководителем решили продолжать исследовать хлеб и взяли тему - «Какой он, хлеб войны?». В нашем городе живут участники Великой Отечественной войны, блокадники, но исследование меня заинтересовало после рассказов моей бабушки о хлебе войны и особенном отношении к нему.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2026 СПД 4

КОНСПЕКТ

По организации и проведению познавательной деятельности в подготовительной группе.

«Хлеб всему голова!»

Выполнила воспитатель:

Абдуллаева С.Н.

Москва 2015

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб – всему голова!»

Программное содержание:
-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа:
-Беседа о сборе урожая хлеба;
-Рассматривание иллюстраций;
-Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; -Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Ход работы

Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Дети:
Хлеб.

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:
Его покупают в магазине.

Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:
Пекут из муки.

Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?

Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.

Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное

Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:
Да хотим.

Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.

Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки, и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу почему все хлебобулочные изделия называются по разному.

Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – А вот у булки другая история. Она находится в близком родстве с.. папской буллой. История этого родства такова. Слово «булка» заимствованно из польского языка. По –польски bulka (булка) –это уменьшительное слово от bula (булла) – большой круглый хлеб. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником польского слова bula – шар, круглая печать. Поэтому папские грамоты, скрепленные печатями, называли буллами.

Калач - это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от корня коло (колесо).

Сайка - Это слово пришло из эстонского языка. Эстонское слово sai (белый хлеб) превратилось в сайку, которую у нас называют булку из специального теста.

Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.

Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.