Сальваторе калабрезе - биография, фотографии. BAROMETER talks: чему мы научились у Сальваторе Калабрезе Нельзя пить стаканами

Что требовал от бармена Джеймс Бонд и что предпочитает выпить королева Великобритании? Почему от коктейлей наутро не болит голова? Как определить характер человека по тому, какую выпивку он заказывает в баре? О СЕКРЕТАХ своей профессии «АиФ. Европа» рассказал глава британской Королевской ассоциации барменов Сальваторе КАЛАБРЕЗЕ (Salvatore Kalabreze).

«Не лезь к Её Величеству с поцелуями!»

ГОВОРЯТ, королева английская любит коктейли в вашем исполнении. А какие именно заказывает, если не секрет?

Елизавета Вторая любит классический коктейль «Мартини». Королева-мать предпочитала джин и тоник. Когда меня впервые пригласили на встречу с королевой Елизаветой, то, как положено, проинструктировали, что можно говорить, чего не нужно, как обращаться к ней. Я всё запомнил и направился к дверям. Тут меня догоняет церемониймейстер, хватает за руку и говорит: «Сальваторе, я знаю, что ты галантный итальянец, но прошу тебя, забудь об этом хоть на сегодня, не лезь к Её Величеству с поцелуями».

Кому вы ещё наливали?

Кому только не наливал! Принцессе Диане, принцу Чарльзу, Нельсону Манделе, Фиделю Кастро, Джорджу Бушу. Числу голливудских и британских звёзд я уже счёт потерял.

Интересно, что пьёт Буш…

Я не знаю, что он пьёт дома, но меня он просил смешать коктейль на основе джина.

«Shaken, not stirred»: «Взболтать, не смешивать!»

ПРАВДА ЛИ, что вас приглашали сниматься в фильме о Джеймсе Бонде, но вы отказались?

Да, приглашали сняться в роли бармена, который смешивал бы для Бонда его «Мартини». Я очень уважаю агента 007, мне нравятся эти фильмы, но я не смог поступиться своими принципами. Представить себе, что буду стоять за стойкой и перед лицом всего мира трясти это в шейкере?

Вот-вот, объясните про знаменитое бондовское «взболтать, но не перемешивать!». Правда, в последнем фильме Бонд неожиданно для всех заявил, что ему это уже «по барабану», но всё равно интересно…

Джеймс Бонд заказывал водку (или джин) с вермутом и требовал, чтобы это взбалтывали в шейкере, а не смешивали. Но это же категорически противопоказано таким чистым напиткам! Нельзя трясти виски, ни в коем случае - коньяки. Они очень нежные. Что будет с джином или водкой, если их трясти в шейкере вместе с вермутом? Ни от того, ни от другого ничего не останется - ни вкуса, ни запаха. Этот коктейль должен быть прозрачным, как слеза, а после взбалтывания он становится мутным, как помои, да и вкуса такого же, на мой взгляд. Поэтому всё равно наоборот, нежели у Бонда: осторожно перемешивать, но не взбалтывать. Кстати - ещё одно уточнение. Многие считают, что название этого короля коктейлей - «Мартини» - непосредственно связано с одноимённой маркой вермута и что водка там присутствует обязательно. Но ведь это не так. Классический «Мартини» - это был чистый джин с добавлением сухого вермута, нескольких капель лимонного сока или одной-двумя оливками, по вкусу клиента. А название он получил по имени его создателя Мартини ди Арма ди Таггиа, бармена одного из нью-йоркских отелей.

Но с подачи Яна Флеминга, который не только сам лично предпочитал смешать с джином водку и вермут, но и «вручил» этот коктейль Джеймсу Бонду, он стал культовым в таком рецепте. Флеминг, по-видимому, считал, что у необыкновенного супергероя и вкусы на выпивку тоже должны быть экстраординарными. Хотя я, например, считаю: смешивать коктейль по методу Джеймса Бонда - это совсем не иметь вкуса.
Нельзя пить стаканами

ЗА 40 ЛЕТ работы вы, наверное, уже можете угадывать, что человек закажет?

Я не знаю, как это происходит, - наверное, интуиция. Иногда стою за стойкой, смотрю на клиента и думаю, например: «Сейчас закажет коктейль с шампанским». Верите или нет, ещё ни разу не ошибался. Или наоборот: по тому, что клиент заказал, могу сделать вывод о его характере. Правда, всё это очень условно и приблизительно. Кстати, неверно, что крепкие коктейли заказывают только брутальные мужчины, а коньяк предпочитают только сильные женщины. Коньяк является любимым напитком людей с утончённым умом и мощным интеллектом, но одновременно вдумчивых и не совершающих опрометчивых и поспешных поступков. А, например, виски импонирует более общительным людям и тем, кто привык всего в жизни добиваться сам.

Если выпить сначала вина, потом водки и сверху «отлакироваться» шампанским, обеспечено тяжкое похмелье. Но коктейли - это же смесь разных видов алкогольных напитков. Разве головная боль поутру не запрограммирована?

Когда вы пьёте напитки отдельно, что получается: минимум 250 мл вина, потом не меньше 100–200 мл водки, потом перешли на коньяк и опять не меньше 100 граммов. То есть вы пьёте бокалами. Готовя коктейль, я смешиваю ингредиенты в минимальных количествах: 20 граммов одного, 10 - другого, 50 - третьего. От этого голова болеть не будет, если, конечно, не выпить 10–15 коктейлей. К тому же нужно знать не только, что и сколько смешивать, но и как. Кстати, я противник больших коктейльных бокалов. Рюмка должна быть маленькая, изящная. Его не пьют большими глотками, а смакуют.

Есть какие-либо табу - что смешивать ни в коем случае нельзя?

Считается, что нельзя в одном бокале смешивать коньяк с виски, так как первое - это виноград, а второе - зерно, но я знаю людей, которые любят такую смесь и до сих пор живы-здоровы. Лично я бы не смешивал два ингредиента, олицетворяющих чистоту, например джин и водку. Это просто бессмысленно. Взяв за основу водку, нужно стараться подчеркнуть её вкус и придать мягкость послевкусию, создать что-то интригующее. Джин этого не сделает.
«Кровавая Мэри» и «Чёрный русский»

ПОЧЕМУ такой популярный и вкусный коктейль, как Bloody Mary, носит столь зловещее название?

- «Кровавая Мэри» появилась в 1921 году и предназначалась для утреннего опохмела перебравших накануне посетителей. И хотя средство работало практически безотказно, широкого распространения оно тогда не получило. Через какое-то время коктейль «всплыл» в Нью-Йорке, но включал в себя не водку, а джин, который тогда был более популярным. Называлась эта смесь ещё более неблагозвучно - Red Snapper, что означает «Красный злодей». И только в тридцатые годы джин опять заменили на водку и коктейлю было возвращено первоначальное название «Кровавая Мэри». Почему кровавая - это ясно по цвету, а какая именно Мэри, это, наверное, так и останется предметом споров и версий. Далеко не у всех, даже знаменитых, коктейлей можно проследить историю названия. Можно только с определённой долей вероятности предположить, исходя из логики. Например, «Чёрный русский». Русский - потому, что там присутствует водка, а чёрный - потому, что по цвету он действительно чёрный. А некоторые названия невозможно объяснить, даже призвав на помощь всё воображение. Особенно сейчас, когда «Оргазмы» и «Сексы на пляже» в самых различных вариациях множатся как грибы после дождя.

Вот и вы тоже: как «русский» - так сразу водка. И ведь все так…

А что в этом обидного? Что вы вспоминаете при слове Шотландия? Шотландцы - это прежде всего виски, потом уже килты и Роберт Бёрнс. И шотландцы только гордятся этим. Французы - вино, немцы - пиво, англичане - эль. Водка - национальный напиток русских. Гордитесь тем, что вашим напитком является такой благородный, уникальный по чистоте и своим свойствам продукт. А пить водку - это целый ритуал, которым владеете только вы, русские.

Маргарита Стюарт, Петр Морозов

Добавить комментарий
* Ваш ник
Email (будет скрыт)

Сальваторе Калабрезе , много лет возглавлявший Гильдию барменов Великобритании, посол Martini, владелец известного лондонского бара Salvatore at FIFTY.

Salvatore «The Maestro» Calabrese

— На самом деле продано уже около 2 миллионов, что действительно впечатляет, ведь это не художественная литература. Книга — о коньяке, например, ее экземпляры есть и в Британской библиотеке. А моя первая книга «Классические коктейли» продана тиражом примерно 900 ООО экземпляров и переведена на многие языки мира, в том числе и на русский. Во время моего пребывания в Санкт- Петербурге один бармен принес мне эту книгу с Джеймсом Бондом и бокалом Martini на обложке. Это для меня стало полной неожиданностью и, надо заметить, очень приятной. А вот чем я недоволен, так это тем, что она не была переведена на мой родной итальянский язык.

— Удалось побывать в российских барах? Что можете о них сказать как профессионал?

Был в барах Дмитрия Соколова , а также в «Ритц Карлтоне». В «Ритц Карлтоне» открывается восхитительный вид на Москву, во все вложено огромное количество денег. Там работают отличные ребята Миша и Рома (Роман Милостивый и Михаил Калачев.- Прим. Д.П.), трудолюбивые, приветливые и гостеприимные молодые люди. Однако, заглянув за стойку, я увидел минимум того, что должен иметь под рукой бармен. Это совершенно не то, к чему привык я. Я очень дотошный в таких вещах и даже разработал свою раковину — «раковину Калабрезе». Бармен должен побудить владельца заведения, который, может, и не понимает, что способно сделать бар по-настоящему успешным, инвестировать больше «в стойку», помочь ему спроектировать бар так, чтобы он сам мог эффективно работать. А хозяин в свою очередь должен уважать работу бармена.

— Какую позицию занимает бармен в ресторанном бизнесе?

В нашей индустрии три звезды — повар, сомелье и бармен . Кто такой повар? Художник, который использует тарелку в качестве холста, но, что бы он ни делал, он делает это за закрытыми дверями, где никто не мешает творческому процессу. Сомелье должен много знать, быть способным тонко чувствовать запах и вкус. Но он не художник. Его задача правильно сочетать созданное поваром с тем, что создал винодел. Как описать работу бармена? Мы такие же художники, как повара, с той лишь разницей, что используем не тарелку, а бокал, плюс нам необходим огромный багаж знаний, как у сомелье. Бармен должен знать, из чего и как приготовлены различные спиртные напитки, что отличает один напиток от другого, что особенного в каждом из них, почему они так не похожи один на другой. Даже водка при всей ее простоте не вся одинаковая! Но в отличие от повара или сомелье мы не прячемся, барная стойка — наша сцена. Мы способны сделать себя бессмертными, создав великолепный напиток, о котором в голодные годы будут с вожделением вспоминать потомки. Вспомним коктейли «Мохито», «Маргарита», «Дайкири», «Кровавая Мэри», «Манхэттен», которые с нами уже на протяжении века и о которых знает весь мир.

— Можете кого-либо выделить из русских барменов?

— У многих есть харизма и стиль. Мне очень нравится Дмитрий Соколов. Незаурядная личность, он отлично понимает, что такое великолепный напиток, и умеет такие напитки готовить. Для достижения успеха роскошного интерьера бару мало. Еще нужно, чтобы напитки были отличные. Дмитрий дает барменам понять, что нужно сделать для того, чтобы получить великолепный коктейль. Настоящий профессионал!

— Что же может сделать бар по-настоящему успешным?

— Вовсе не интерьер, а люди, которые в баре работают и которые туда приходят. Ты проходишь мимо заведения, останавливаешься и слушаешь, если душа есть, то ты ее обязательно услышишь. Я пять лет проработал в очень маленьком баре, где была маленькая раковина, домашний холодильник и ведро для льда. В то же время туда приходило много знаменитостей, там я сделал себе имя, стал известен тем, что готовлю лучшие коктейли «Мартини» в мире! Бар до сих пор существует. Мы можем приспособиться к отсутствию каких-либо инструментов, однако владелец должен уважать труд бармена и инвестировать немного больше «в барную стойку». Здесь мелочей нет.

— Какое место занимает в барменском искусстве вермут Martini?

— Martini — это ароматизированное вино. Только с его приходом в миксологию коктейль получил должное признание. 150-200 лет назад алкоголь был очень крепким. Виски начала XX века содержит 60-70% алкоголя. Чтобы смягчить вкус, добавляли лимонный, апельсиновый сок или какой-нибудь подсластитель, вроде апельсинового «Кюрасао», который был очень популярен. Когда в мире появился Martini, великие коктейли получили дорогу в жизнь. Ароматизированное вино добавило напиткам растительный вкус, сделало их мягче и при этом харизматичнее. Martini добавляет коктейлю немного стиля, немного Италии, немного шика. Я очень рад работать с Martini. Первым коктейлем, который я сделал с Martini, стал «Американо». Тогда мне было 11 лет. И первый нагоняй получил, когда неправильно сделал «Негрони», в состав которого входит Martini.

— Что отличает ваш лондонский бар от других?

— Мой бар Salvatore at FIFTY находится на улице Святого Джеймса, дом 50, в Лондоне. Я его сам спроектировал, уделив особое внимание пространству за баром. Чтобы бармен эффективно работал, нужно, чтобы он мог достать до всего необходимого, практически не сходя с места. Знаю случаи, когда, чтобы сделать только один напиток, бармену приходится бегать по всему бару. Так что же делает мой бар таким знаменитым? Ну, во-первых, не забывайте про то, что мой стаж 43 года. В моем баре есть библиотека спиртных напитков, в которой более 520 наименований. Клиент может попробовать виски 1890 года, коньяк 1788 года. У меня есть джин начала XIX века, Женевер, который для меня достают с затонувших кораблей, ликеры начала XX века, такие как «Куантро» и «Трипл-сек». Такой выбор позволяет делать классические коктейли. За пять лет существования Salvatore at FIFTY три года подряд был номинирован за лучшую коллекцию алкоголя в мире. В 2006 и 2008 годах у меня работали ребята, получившие титулы лучших барменов Великобритании. Мой бар становился лучшим баром Великобритании, был лауреатом Гран-при за лучший коктейль и лучший выбор алкогольных напитков в Великобритании. Мне кажется, что именно моя команда делает бар особенным. Меня называют Маэстро, но я могу оставаться собой только благодаря людям, с которыми работаю. Это очень для меня важно. Мои ребята от меня не уходят. Есть управляющие, которые скажут «я и ты», возводя тем самым стену, а есть управляющие, которые скажут «мы с тобой». Наше сотрудничество основывается на взаимном уважении.

— Расскажите какую-нибудь историю, связанную с вашей работой

— Очень рад, что мне посчастливилось встретить много известных людей. Я готовил коктейли для королевы Великобритании, которая просто обожает коктейль «Мартини». Помню, как в тот день, когда должен был состояться закрытый прием в ее честь, управляющий того заведения, где я на тот момент работал, догнал меня у двери и предупредил, чтобы я по своей итальянской привычке не целовал ее в знак приветствия. Сделай я это, сидел бы сейчас в Тауэре! Рад, что среди моих друзей Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Кевин Спейси. Я встречал Фиделя Кастро, Джорджа Буша, Нельсона Манделу, Майкла Джексона, Мадонну, Гая Ричи… Я много занимаюсь благотворительностью. Мне довелось участвовать в одном аукционе, по итогам которого шеф-повар Голден Рамзи за ужин на 12 персон получил 12 000 фунтов. Стингу за акустический концерт предложили 20 000 фунтов.
Слетать в Лас-Вегас послушать Элтона Джона можно было за 50 000 фунтов. Я же за коктейль-бар для 50 человек выручил 80 000 фунтов. Еще одна история. .. Стиви Уандер пришел в мой бар. Я приготовил ему коктейль под названием Champagne Wonder, а потом спросил, не хочет ли он поиграть. Стиви встал, подошел к пианино и 30 минут играл. Уходя, он остановился и зааплодировал. Я у него спросил, кому были адресованы эти аплодисменты, и он сказал: «От одного художника другому художнику».

О самом важном, чем делились гуру барного мира в рамках Bartenders School by Bacardi&Martini.

Продолжим нашу серию с «Маэстро» барного дела – Сальваторе Калабрезе. Сальваторе – известный бартендер, совладелец Salvatore’s и обладатель титула «лучший коктейль-мейкер мира», рассказал о мастерстве, правиле «трёх R» и самом дорогом коктейле в мире.

О профессии

Не делайте того, к чему вы еще не готовы. Свой первый коктейль – Americano я сделал в 11 лет, и в 12 подумал, что уже достаточно опытен, чтобы сделать Negroni. Тогда мой наставник – господин Рафаэлло, как Хамфри Боггарт в «Касабланке», – остановил меня, попробовал коктейль и после этого треснул по затылку со словами «Не стоит делать то, в чем ты не разбираешься». С этих пор, делая Negroni, я мысленно крещусь в ожидании удара.

Уделяйте внимание каждому клиенту. Однажды я пришел в свой бар поздним вечером, там был лишь один посетитель. Бармены болтали за стойкой, а клиент тихо сидел, попивая колу. Тогда я подошел к нему, представился и рассказал все о нашем заведении, о его философии и идее. В это сложно поверить, но гость настолько проникся моим рассказом, что оставил 1 004 фунта вместо 4 фунтов за бутылочку колы. В последствии он стал завсегдатаем бара. Он перепробовал все напитки и как-то раз оставил 75 тыс. фунтов и 15 тыс. фунтов чаевых.

Продавайте не коктейли, а историю. Что можно сделать с историей? Ее можно прочесть, узнать, услышать. Я решил, что историю можно попробовать и назвал это «Liquid history» («жидкая» история). Так я создал самый дорогой и старый коктейль в мире, который попал в книгу рекордов Гиннеса (5 500 фунтов) - Salvatore’s Legacy*. Есть глубокое наследие в том, что мы делаем и где живем. Делитесь этим.

*В состав коктейля вошли ликер Kummel (1770 г.), коньяк Clos deGriffier Vieux более, чем 225-летней выдержки (1788 г.), ликер Dubb Orange Curacao (1860 г.), настойка Angostura (1900 г.).

Помните, что заниматься стоит только тем, что вы действительно любите и во что верите.

В нашей профессии не должно быть заносчивости и надменности. Может быть только любовь, которая направлена на удовлетворение гостя.

Научитесь вовремя заткнуться и слушать свою женщину. Однажды это помогло мне создать свой идеальный коктейль Breakfast Martini.

Относитесь с уважением к себе и своей профессии, и вы станете настоящим художником. Ваши ингредиенты – это ваш холст. Поэтому используйте только лучшие и свежие ингредиенты.

О правилах Сальваторе

Правило 5 элементов

1. Взгляд. Через каждые 20 секунд поднимайте глаза и просматривайте, что происходит в баре. Сделайте так, чтобы каждый гость был замеченным.

2. Слух. Умейте слышать и слушать, даже в моменты большой загрузки находите время отвлечься и уделить внимание клиенту.

3. Нюх. С помощью него вы анализируете ситуацию вокруг.

4. Улыбка. Как бы ни было тяжело, не забывайте создавать настроение гостю.

5. Личное прикосновение. Не стесняйтесь подойти и поприветствовать посетителя, пообщаться с ним.

Правило «трех R»

R №1 - это рекомендация (recommendation) напитка. Она должна полностью зависеть от предпочтений гостя. Говорите с гостем, узнавайте его. Вы должны быть уверены в своей рекомендации, и тогда она приведет к R №2 - повторному заказу (reorder), и в конце концов, R №3 - самая важная составляющая - возвращение (return) гостя. Вы должны создать такую атмосферу, уют и настроение, чтобы гость захотел вернуться.

Правило 3 шагов

За 3 шага вы должны дотянуться до всех ингредиентов и инвентаря, которые вам понадобятся для коктейля. Тогда вы уделяете больше времени гостям и чувствуете себя спокойно.

О коктейлях

Помимо вкуса, напиток должен прекрасно выглядеть и пахнуть как обворожительная девушка.

Придумывайте историю напитку. Как я придумал историю коктейлю Gran Torino (30 мл Dewar’s, 30 мл Martini Bitter, 20 мл Martini Rosso, 10 мл Solerno, немного цитруса, имбирная пена, долька апельсина). Почему Gran Torino? Во-первых, я люблю Турин – родину биттера, во-вторых, обожаю фильм Gran Torino с Клинтом Иствудом и надеюсь, что он однажды придет ко мне и попробует коктейль. История вызывает интерес. С историей коктейль становится историей.

Не нужно уподобляться шеф-поварам, закрываться в себе и творить сложнейшие произведения. Это круто, но нужна душа. Делайте все с открытой душой и улыбкой, тогда гости захотят к вам вернуться.

О баре

Только слаженная совместная работа в баре дает результат.

Чем быстрее вы работаете, тем больше денег вы зарабатываете.

Всегда помните о сервисе и заботе. Благодаря этому мне довелось угощать таких людей, как Фидель Кастро, Нельсон Мандела, Роберт де Ниро. Но не забывайте, что все гости должны быть одинаково важны, независимо от их положения в обществе.

Кроме творчества, ваша профессия – это бизнес. Бар успешен тогда, когда он приносит деньги.

В любом баре есть так называемый «внутренний» гость, то есть команда бара, и «внешний» гость – непосредственные посетители заведения. Оба эти гостя должны быть вдохновлены и довольны.

Привнесите часть души в свой бар, чтобы гость почувствовал вашу атмосферу. Однажды ко мне в бар пришел Стиви Уандер. Я, чтобы отдать дань уважения, сделал для него коктейль – Champagne Wonder. В середине вечера я заметил, что Стиви стал покачиваться в такт музыке, игравшей в баре, и предложил ему сесть за рояль. И он действительно сыграл. Это было восхитительно. Он играл для всех гостей заведения более получаса. А после мы сделали фото, от которого оторопел даже менеджер артиста. Стиви снял для фото очки, чего не делает практически никогда, в знак уважения. С тех пор, где бы он ни был, рецепт Champagne Wonder всегда при нем, чтобы в любой момент иметь возможность зайти в бар и попросить приготовить себе коктейль.

Нужно всегда помнить о гостеприимстве, чтобы стать великим бартендером. Ваша задача – дать понять гостю, кто вы такой, что вы представляете. Потратьте время на рекомендацию и тогда оно вернется к вам с лихвой.

Запись лекции можно посмотреть

Что требовал от бармена Джеймс Бонд и что предпочитает выпить королева Великобритании? Почему от коктейлей наутро не болит голова? Как определить характер человека по тому, какую выпивку он заказывает в баре? О СЕКРЕТАХ своей профессии «АиФ. Европа» рассказал глава британской Королевской ассоциации барменов Сальваторе КАЛАБРЕЗЕ.

«Не лезь к Её Величеству с поцелуями!»

- ГОВОРЯТ, королева английская любит коктейли в вашем исполнении. А какие именно заказывает, если не секрет?

Елизавета Вторая любит классический коктейль «Мартини». Королева-мать предпочитала джин и тоник. Когда меня впервые пригласили на встречу с королевой Елизаветой, то, как положено, проинструктировали, что можно говорить, чего не нужно, как обращаться к ней. Я всё запомнил и направился к дверям. Тут меня догоняет церемониймейстер, хватает за руку и говорит: «Сальваторе, я знаю, что ты галантный итальянец, но прошу тебя, забудь об этом хоть на сегодня, не лезь к Её Величеству с поцелуями».

- Кому вы ещё наливали?

Кому только не наливал! Принцессе Диане, принцу Чарльзу, Нельсону Манделе, Фиделю Кастро, Джорджу Бушу. Числу голливудских и британских звёзд я уже счёт потерял.

- Интересно, что пьёт Буш…

Я не знаю, что он пьёт дома, но меня он просил смешать коктейль на основе джина.

«Shaken, not stirred»: «Взболтать, не смешивать!»

- ПРАВДА ЛИ, что вас приглашали сниматься в фильме о Джеймсе Бонде, но вы отказались?

Да, приглашали сняться в роли бармена, который смешивал бы для Бонда его «Мартини». Я очень уважаю агента 007, мне нравятся эти фильмы, но я не смог поступиться своими принципами. Представить себе, что буду стоять за стойкой и перед лицом всего мира трясти это в шейкере?

- Вот-вот, объясните про знаменитое бондовское «взболтать, но не перемешивать!». Правда, в последнем фильме Бонд неожиданно для всех заявил, что ему это уже «по барабану», но всё равно интересно…

Джеймс Бонд заказывал водку (или джин) с вермутом и требовал, чтобы это взбалтывали в шейкере, а не смешивали. Но это же категорически противопоказано таким чистым напиткам! Нельзя трясти виски, ни в коем случае - коньяки. Они очень нежные. Что будет с джином или водкой, если их трясти в шейкере вместе с вермутом? Ни от того, ни от другого ничего не останется - ни вкуса, ни запаха. Этот коктейль должен быть прозрачным, как слеза, а после взбалтывания он становится мутным, как помои, да и вкуса такого же, на мой взгляд. Поэтому всё равно наоборот, нежели у Бонда: осторожно перемешивать, но не взбалтывать. Кстати - ещё одно уточнение. Многие считают, что название этого короля коктейлей - «Мартини» - непосредственно связано с одноимённой маркой вермута и что водка там присутствует обязательно. Но ведь это не так. Классический «Мартини» - это был чистый джин с добавлением сухого вермута, нескольких капель лимонного сока или одной-двумя оливками, по вкусу клиента. А название он получил по имени его создателя Мартини ди Арма ди Таггиа, бармена одного из нью-йоркских отелей.

Но с подачи Яна Флеминга, который не только сам лично предпочитал смешать с джином водку и вермут, но и «вручил» этот коктейль Джеймсу Бонду, он стал культовым в таком рецепте. Флеминг, по-видимому, считал, что у необыкновенного супергероя и вкусы на выпивку тоже должны быть экстраординарными. Хотя я, например, считаю: смешивать коктейль по методу Джеймса Бонда - это совсем не иметь вкуса.

Нельзя пить стаканами

- ЗА 40 ЛЕТ работы вы, наверное, уже можете угадывать, что человек закажет?

Я не знаю, как это происходит, - наверное, интуиция. Иногда стою за стойкой, смотрю на клиента и думаю, например: «Сейчас закажет коктейль с шампанским». Верите или нет, ещё ни разу не ошибался. Или наоборот: по тому, что клиент заказал, могу сделать вывод о его характере. Правда, всё это очень условно и приблизительно. Кстати, неверно, что крепкие коктейли заказывают только брутальные мужчины, а коньяк предпочитают только сильные женщины. Коньяк является любимым напитком людей с утончённым умом и мощным интеллектом, но одновременно вдумчивых и не совершающих опрометчивых и поспешных поступков. А, например, виски импонирует более общительным людям и тем, кто привык всего в жизни добиваться сам.

- Если выпить сначала вина, потом водки и сверху «отлакироваться» шампанским, обеспечено тяжкое похмелье. Но коктейли - это же смесь разных видов алкогольных напитков. Разве головная боль поутру не запрограммирована?

Когда вы пьёте напитки отдельно, что получается: минимум 250 мл вина, потом не меньше 100–200 мл водки, потом перешли на коньяк и опять не меньше 100 граммов. То есть вы пьёте бокалами. Готовя коктейль, я смешиваю ингредиенты в минимальных количествах: 20 граммов одного, 10 - другого, 50 - третьего. От этого голова болеть не будет, если, конечно, не выпить 10–15 коктейлей. К тому же нужно знать не только, что и сколько смешивать, но и как. Кстати, я противник больших коктейльных бокалов. Рюмка должна быть маленькая, изящная. Его не пьют большими глотками, а смакуют.

- Есть какие-либо табу - что смешивать ни в коем случае нельзя?

Считается, что нельзя в одном бокале смешивать коньяк с виски, так как первое - это виноград, а второе - зерно, но я знаю людей, которые любят такую смесь и до сих пор живы-здоровы. Лично я бы не смешивал два ингредиента, олицетворяющих чистоту, например джин и водку. Это просто бессмысленно. Взяв за основу водку, нужно стараться подчеркнуть её вкус и придать мягкость послевкусию, создать что-то интригующее. Джин этого не сделает.

«Кровавая Мэри» и «Чёрный русский»

- ПОЧЕМУ такой популярный и вкусный коктейль, как Bloody Mary, носит столь зловещее название?

- «Кровавая Мэри» появилась в 1921 году и предназначалась для утреннего опохмела перебравших накануне посетителей. И хотя средство работало практически безотказно, широкого распространения оно тогда не получило. Через какое-то время коктейль «всплыл» в Нью-Йорке, но включал в себя не водку, а джин, который тогда был более популярным. Называлась эта смесь ещё более неблагозвучно - Red Snapper, что означает «Красный злодей». И только в тридцатые годы джин опять заменили на водку и коктейлю было возвращено первоначальное название «Кровавая Мэри». Почему кровавая - это ясно по цвету, а какая именно Мэри, это, наверное, так и останется предметом споров и версий. Далеко не у всех, даже знаменитых, коктейлей можно проследить историю названия. Можно только с определённой долей вероятности предположить, исходя из логики. Например, «Чёрный русский». Русский - потому, что там присутствует водка, а чёрный - потому, что по цвету он действительно чёрный. А некоторые названия невозможно объяснить, даже призвав на помощь всё воображение. Особенно сейчас, когда «Оргазмы» и «Сексы на пляже» в самых различных вариациях множатся как грибы после дождя.

- Вот и вы тоже: как «русский» - так сразу водка. И ведь все так…

А что в этом обидного? Что вы вспоминаете при слове Шотландия? Шотландцы - это прежде всего виски, потом уже килты и Роберт Бёрнс. И шотландцы только гордятся этим. Французы - вино, немцы - пиво, англичане - эль. Водка - национальный напиток русских. Гордитесь тем, что вашим напитком является такой благородный, уникальный по чистоте и своим свойствам продукт. А пить водку - это целый ритуал, которым владеете только вы, русские.

Выпить за завтраком

вопрос: По каким критериям вы определяете хороший коктейль?

ответ: Он должен радовать глаз, иметь приятный запах и хороший вкус, который мы определяем постепенно. Первый вкус воспринимаем губами и языком, как дети, еще лишенные вкусового опыта: каждый вкус им кажется новым, интересным. Второй вкус чувствуем средним нёбом, как молодые люди, полные энергии, чувственные и темпераментные, и это уже настоящее разнообразие вкусов. А дальше начинается зона чувствительности пожилого человека, повзрослевшего и накопившего мудрость. Так вот - хороший коктейль должен радовать на всех трех этапах. Последнее ощущение - главное.

в: Вы начали работать в баре с детства - и вам еще не надоело?

о: Алкоголь не должен быть вашим врагом, он заслуживает уважительного отношения. Конечно, я получаю от него удовольствие. Просто дозы должны быть небольшие. Я, например, люблю свой "Мартини", но чуть-чуть, на донышке.

в: Правда ли, что название коктейля "Мартини" не имеет отношение к вермуту Martini?

о: Да. Коктейль был придуман в 1912 году барменом Мартини Таджио. Но еще в 1870-м был придуман коктейль "Мартинез" (по одной части джина, сладкого мартини, ликера мараскино и горькой настойки ангостуро, которые надо взболтать с долькой лимона) - по имени города в Калифорнии, где есть посвященная этому событию памятная доска, гласящая: "Здесь был придуман "Мартини"". Бармен Мартини Таджио заменил сладкий вермут очень сухим, добавив три части джина.

Король коктейлей - это как раз классический "Мартини", в который входят джин или водка и сухой вермут. И именно вермут Martini - идеальный ингредиент, добавляющий напитку элегантность. Кажется, что готовить этот коктейль элементарно, с другой стороны, он самый трудный. Это как готовить "спагетти аль помодоро": вроде бы просто, но не у каждого получится.

в: У всякого известного бармена есть коктейли собственного изобретения.

о: Мечта любого бармена - обессмертить себя, придумав собственный коктейль. Если он будет действительно хорош, лет через сто тебя еще будут помнить. Если выбрать главный из моих коктейлей, это будет "мартини для завтрака", придуманный в 1997 году. Рецепт подсказала жена. Каждое утро я, как типичный итальянец, выпиваю эспрессо - это весь мой завтрак. Выгляжу я с утра обычно не ах - как хозяин, я всегда остаюсь в баре до закрытия. Однажды, видимо, я выглядел совсем плохо, потому что жена, которая каждое утро уговаривает меня позавтракать, но обычно мирится с моим отказом, в тот раз железным тоном сказала: "Ты должен". И вручила тост с апельсиновым джемом. Горьковатый цитрусовый вкус коснулся моего нёба, и я, не доев, схватил этот тост с джемом и на работе смешал джем с джином. В окончательный вариант "мартини для завтрака" входят джин, куантро, свежевыжатый лимонный сок и чайная ложка апельсинового джема, который сообщает всему коктейлю приятную цитрусовую горечь. Очень бодрит.

Коктейль Ее Величества

в: Насколько я знаю, вы поили своим "Мартини" всех, кто играл Джеймса Бонда, но сами сниматься в "Казино "Рояль" отказались. Почему?

о: Я поил действительно всех, начиная с великого Шона Коннери и заканчивая последним исполнителем этой роли - Дэвидом Крейгом. А сыграть самому... Мне предложили роль бармена, которая уничтожила бы мою репутацию. Я - пурист, я никогда не взбалтываю "Мартини" в шейкере, чтобы он не стал мутным. Этот коктейль надо просто перемешать. А режиссер настаивал. У меня не было выбора.

в: Вы поили английскую королеву. За что такая честь?

о: Просто я делаю лучший в мире "Мартини". Даже королева его оценила.

в: С джином или водкой?

о: С джином. Водка - о"кей, годится, но у джина вкус интереснее.

в: Ее Величество вообще балуется коктейлями?

о: Она их любит. А королева-мать любила "Дюбоне": две части джина на одну часть Дюбоне (французский аперитив. - "Неделя").

в: В каком возрасте?

о: Когда я впервые приготовил для нее "Дюбоне", ей было за 80. Сама же королева - сторонница чистого "Мартини": джин, martini extra dry, спираль из лимонной кожуры.

в: Вы угощали ее в вашем баре?

о: Нет, всегда на частных вечеринках. Когда это было впервые, ко мне зашел лорд Веспери, мой постоянный клиент, и попросил найти бутылку хорошего коньяка 1926 года - для дамы. Спрашиваю: "Что за дама?" - "Королева". Когда я собирался на тот прием, меня остановил мой генеральный менеджер: "Сальваторе, я тебя умоляю, никаких поцелуев". Потому что я целую всех женщин, с которыми мне приходится общаться.

в: Я заметила.

о: Но тут королева, которой не скажешь "Привет". Иначе не миновать мне Тауэра.

в: Тауэр больше не тюрьма.

о: Да, я слышал. Но остальные члены королевской семьи, кроме королевы, приходили ко мне в мой бар Fifty на Сент Джеймс - принцесса Диана, принцесса Маргарет, принц Эндрю... Джон Мейджор с Джорджем Бушем. Однажды был Стиви Уандер, для которого я приготовил специальный коктейль Champagne Wonder, он расчувствовался и сел за рояль. И Пол Маккартни у меня был, и Rolling Stones.

в: Что пил Джаггер?

о: Вы будете смеяться: "Мартини".

в: А леди Ди?

о: Ничего спиртного, максимум - бокал шампанского. Она приходила время провести. От бара можно получать удовольствие, как от театра. Если понимать, что алкоголь - только повод собраться.