Армуды - турецкие стаканы для чая. Как стаканы "армуду" помогли европейцам

Азербайджанцы заваривают очень крепкий чай, чаще черный – иногда с добавлением дикорастущих трав: шалфей, чабрец, мята, чабер, реже зеленый

Марина Баканова

В настоящее время всем широко известны китайская или японская чайная церемонии. Однако и мусульманский Азербайджан недалеко от них ушел, хотя его чайная культура известна за пределами страны намного меньше.

С учетом тесных контактов Азербайджана с Ираном, а через него с Индией и Китаем, чай появился на территории страны очень давно. В настоящее время для азербайджанцев чай является символом гостеприимства и уважения к гостям. Именно с него начинается любая трапеза в доме и им же заканчивается. И даже если гость зашел в дом на несколько минут - ему в любом случае подадут чай. Именно Азербайджан «чайное сердце» Кавказа.

В конце 19 века в Азербайджане были предприняты попытки вырастить свой чай. Однако, они не принесли особого успеха. Закрепиться на азербайджанской земле чайные кусты смогли только в 1932 году, а уже через 5 лет была выпущена первая пачка азербайджанского чая. Чаеводство развивалось весьма активно, однако 90-е гг прошлого века неблагоприятно отразились на нем. В настоящее время производство чая в Азербайджане постепенно растет, однако больший спрос на продукцию развивается внутри страны, экспорт в прилежащие страны - Турцию, Россию (главным образом Дагестан) и Грузию минимален.

Азербайджанцы заваривают очень крепкий чай, чаще черный - иногда с добавлением дикорастущих трав: шалфей, чабрец, мята, чабер, реже зеленый. В чай могут также добавляться пряности: гвоздика, имбирь, кардамон, корица, а в летнюю жару - и розовая вода. Заварочные чайники очень большие - объемом 500 мл или 1 литр. Чай разливается прямо из них, и потом не разбавляется ни водой, ни молоком. Подобное разбавление, равно как и добавление сахара, по мнению ценителей-азербайджанцев, только ухудшает вкус чая.

Также как и в Иране, азербайджанцы пьют чай из специальных чайных стаканчиков - армуд или богмал. Оба эти названия связаны с уникальной грушевидной формой стаканов. Название «Богмалы» происходит от слова «стесненный» и, вероятно, было дано по ассоциации с восточной женщиной, поскольку суженная середина стакана напоминает стройный стан горянки. Другое название «Армуду» в переводе значит «грушеподобный» и также напоминает о форме. Также нередко армуду сравнивается с цветком тюльпана.

Достоянием каждой азербайджанской семьи до сих пор являются семейный самовар и чайные наборы амруду - стеклянных, фарфоровых, фаянсовых или серебряных. Стоит отметить, что азербайджанцы перевезли из Китая не только сам чай, но и технологию его приготовления. Первыми прототипами самоваров изначально пользовались тоже там. На азербайджанской земле они были усовершенствованы и вполне возможно именно отсюда попали на территорию России в осовремененном виде. Самому старому самовару в Азербайджане насчитывается 4 тысячи лет.

Армуду, кроме эстетических преимуществ, имеют и теплофизические. Тонкая «талия» стакана пропускает горячую жидкость со дна очень неохотно. Часть ее обязательно возвращается назад, так что для того, кто пьет чай из армуду температура чая на всем протяжении чаепития остается примерно одинаковой. Также - не теряются и вкусовые качества чая.

Армуду могут подаваться с чаем как на блюдечках, так и в подстаканниках, которые до сих пор востребованы на территории страны. Однако, это совершенно необязательно. Несмотря на отсутствие ручки, обжечься об армуду практически невозможно. Согласно азербайджанской традиции стаканчики заполняются чаем не до верху. Расстояние в 1-2 см, часто отделяемое декоративным ободком, остается свободным. Азербайджанцы его называют «додаг йери» - место для губ, за этот же слабо нагретый промежуток армуду и удерживают рукой.

Сахарный песок, дабы не испортить вкус напитка, в чай никогда не добавляется. Однако, на стол вместе с чаем всегда подается, кроме традиционных сладостей или варенья, кусковой сахар. Перед тем, как отпить первый глоток чая, в него окунают кусочек сахара и откусывают его. Все остальные сласти пробуются уже потом.

Также как и по всей Средней Азии в Азербайджане есть чайхана. Но если в Узбекистане чайхана стала аналогом кафе, где можно не только выпить чая, но и весьма плотно пообедать, то в Азербайджане ее узконаправленность сохранилась.

Чайхана - это древний прообраз мужских клубов, где все представители сильной половины собирались выпить чай, обсудить дела и новости, почитать газеты или заключить помолвки, поиграть в нарды или шахматы, да и просто - поддержать хорошие отношения с друзьями, родственниками, соседями. В азербайджанской чайхане к чаю могут подать конфеты, печенье, выпечку - но не еду. Поэтому - любимое время посещения - вечер.

Традиционно чай использовался в качестве эфемизма в сватовстве. Если в дом приходили сваты, то родители невесты обязательно угощали их чаем. Но вот была одна тонкость, если чай приносили сладким (т.е. в чай заранее положили сахар, явление в общем-то нетипичное для страны), то это означало согласие на брак. А если чай был не сладкий и сахар подавали отдельно - то это было отказом.

И конечно же, во всем времена вместе с чаем на стол подавались уникальные азербайджанские сладости: курабье, пахлава, шекербура, зейран, шор-когал и варенья: персиковое, айвовое, и многие другие.

Именно в Азербайджане в Хачмазе находится уникальный памятник чаю и самовару.

О.БУЛАНОВА

У каждого народа есть свой национальный напиток. В Азербайджане это чай. Этот ароматный напиток, который любят и ценят все, известен в стране с XII века – именно в это время в поэмах великого поэта и мыслителя Низами встречаются первые упоминания о чае.

Чай – не просто напиток. Чай – это синоним и символ гостеприимства. В любом азербайджанском доме гостю первым делом предлагался чай. .

Чай занимал особенное место и в церемонии сватовства, которую называли «хяри». В этой церемонии все очень символично; при помощи же чая до сватов доносилась определенная информация, т.е. существовал как бы своеобразный язык чая. Если предложение сватов принималось, то им подавали сладкий чай. Если нужно было отказать, но сделать это вежливо и тактично, чай подавался несладким.

Очень красиво смотрелось, когда сватам приносился «двухцветный» чай. Этого добивались, заливая в стакан сначала кипяток и кидая туда сахарный песок (щербет), а потом очень медленно добавляя сверху заварку. В итоге получается двухцветный чай – снизу светлый, а заварка осталась ближе к поверхности. А после того, как давался «хяри», чай размешивали и новые родственники поздравляли друг друга с радостным событием.

Войдя прочным образом в национальную культуру, чай и церемония чаепития не могла не «выплеснуться» из домов на улицы. И возникли чайханы. В Азербайджане не было, наверное, ни одного селения, а в городе – ни одного квартала, где не имелось бы чайханы. Это заведение настолько вошло в быт и культуру азербайджанцев, что появилось поверье: если снится чайхана – быть большой радости.

Чайхана несла в себе несколько функций. Прежде всего это клуб. Исключительно мужской. Здесь обсуждались новости, дела, строились планы, вспоминалось прошлое, а главное, поддерживались отношения. В известном смысле это было заведение, призванное сохранять стабильность в обществе. Повздорившие днем соседи встречались вечером в чайхане, чтобы в кругу соседей, друзей, за стаканом чая спокойно обсудить свои проблемы и найти взаимоприемлемый выход из ситуации.

Любопытно, что, в отличие от среднеазиатской чайханы, где можно и плотно пообедать, в азербайджанской подавался только чай. К нему могли предложить сладости, конфеты, орешки (обжаренный фундук, миндаль, грецкие орехи), сухофрукты, но не еду.

Из сухофруктов чаще всего присутствовали финики, хурма, инжир, курага и изюм, который мог быть черным и белым, мелким и крупным – в зависимости от сорта винограда, из которого он сделан. А инжир в процессе завяливания обваливали в муке, поэтому сладость его раскрывалась постепенно.

И, конечно, к чаю обязательно подавалось варенье. Искусство приготовления варенья в Азербайджане довели до совершенства. Его подавали в каждом доме и в каждой чайхане, причем самое разное: из айвы, инжира, арбузных корок, абрикосов, черешни, вишни, персиков, слив, кизила, молодых грецких орехов, клубники, ежевики, винограда, тута (шелковицы) и много другого. Путешественники, посещавшие Азербайджан в прошлые века, упоминали несколько десятков разновидностей варенья.

Кроме стандартных чайных листьев, в Азербайджане в заварку было принято добавлять и различные травы, чаще всего чабрец. Чабрец могли заваривать вместе с чайным листом в пропорции один к одному, а могли подать его во втором чайничке отдельно заваренным. Чабрец в Азербайджане рос в самых разных местах и отличался по вкусу, поэтому некоторые знатоки просили заварить или гей-гельский, или ленкоранский, или закатальский чабрец.

Использовали и другие пряности: гвоздику, корицу, кардамон, розовую воду… Розовая вода всегда была особой приметой чайной церемонии в Азербайджане. Пить розовую воду просто так, саму по себе неинтересно – она практически не обладает вкусом, зато в чае раскрывает свой аромат. Она делает ароматным не только чай, но и воздух. Этот секрет знали опытные чайханщики, поэтому в некоторых чайханах Азербайджана пахло как в розовом саду. Еще такой водой было очень приятно ополоснуть руки и лицо.

Розовой воды для придания чаю аромата нужно совсем немного, и ее подавали к столу в гулебдане – специальном кувшине небольшого размера с красиво изогнутым носиком. Однако во время многолюдных торжеств, например, свадебных, розовую воду наливали в большие кувшины.

Но самый главный атрибут чайханы – это, конечно, самовар. Неправильно думать, что самовар – это чисто российский символ. В Азербайджане самоваров было гораздо больше на душу населения, чем где бы то ни было.

Первый глиняный самовар был найден при раскопках в Шекинском районе, его возраст – около 3700 лет. Да и само слово «самовар» состоит не из двух привычных русских слов – «сам» и «варит», а из двух тюркских: «су» (вода) и «мавер» (что-то типа кипятильника). В оригинале звучит как «сумавер». Этот самый сумавер попал в Россию, когда связи с тюркским миром были гораздо глубже и теснее, чем сейчас. Слово «сумавер» русскому человеку было непонятным, поэтому он переиначил его на понятный лад. Тем более что слово «варить» к сумаверу на самом деле подходило: в них не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Этой тюркской версии придерживаются современные ученые-лингвисты, не зашоренные старыми догмами. Хотя те, кто с ней не согласен, вынуждены признать, что в соседнем с Азербайджаном Иране самовары существуют испокон веков, и никакая Россия к этому руку не прикладывала. Их конструкция напоминает китайскую. Любопытно, что и на фарси слово «самовар» произносится почти как «сумавер», и вряд ли персы заимствовали слово из русского языка.

Вариантов самоваров в Азербайджане имелось не много, а очень много. Самовары были дешевыми и дорогими, цилиндрическими и пузатыми, гладкими и украшенными гравировкой. Их производили в самом Азербайджане и завозили из других стран.

Еще один непременный символ чайханы, да и любого чаепития – стаканчики армуду. Из названия видно, что оно родилось благодаря слову «армуд», т.е. «груша»: по форме стаканчики похожи именно на этот плод.

Вид армуду вырабатывался веками, многие поколения искали наиболее эргономичную форму, при которой чай остывал бы медленнее. Именно такой, «стесненный в талии» стаканчик наиболее долго держит тепло.

Любопытно, что армуду никогда не наполняли чаем до краев, оставляя около сантиметра. Это расстояние называется «додаг йери» – «место для губ».

Сахар, как правило, в Азербайджане употребляли вприкуску, подавать к чаю сахарный песок было непринято. Сахар был колотым – «кялля ганд»: сначала рубили «сахарную голову», затем специальными щипчиками раскалывали большие куски на маленькие кусочки.

Перед тем как отпить первый глоток, непременно окунали кусочек сахара в чай. Традиция эта очень древняя, возникла в темные времена Средневековья в ханских и шахских дворцах, где плелись интриги и заговоры. Заговорщики действовали часто так же, как и европейские, – подсыпали яд неугодным. Но если в Европе отраву добавляли чаще всего в кубок с вином, то в Азербайджане, где распитие спиртных напитков запрещалось религией, роль вина исполнял чай.

И если европейцы, чтобы защититься от отравления сотрапезником, чокались кубками так, чтобы капли вина из одного кубка выплескивались в другой, то азербайджанские правители придумали свой способ предохранения от отравы: прежде чем отпить, окунали в чай сахар. Все известные в те времена яды были органического происхождения и вступали в реакцию с сахаром. Если при соприкосновении чая с куском сахара выпадал осадок, напиток мутнел или же «вскипал», чаепитие прекращалось. И начиналось следствие, заканчивающееся, как правило, казнью заговорщиков.

Все обычаи, связанные с чаем и чайной церемонией, пережили века и остались в азербайджанском обществе. И очень часто вызывают недоумение, смешанное с восхищением, у иностранных туристов, которые видят часами сидящих за столиками мужчин, но пьющих не водку или пиво, а просто чай.

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.

Азербайджанцы заваривают очень крепкий чай, чаще черный – иногда с добавлением дикорастущих трав: шалфей, чабрец, мята, чабер, реже зеленый.

В настоящее время всем широко известны китайская или японская чайная церемонии. Однако и мусульманский Азербайджан недалеко от них ушел, хотя его чайная культура известна за пределами страны намного меньше.

С учетом тесных контактов Азербайджана с Ираном, а через него с Индией и Китаем, чай появился на территории страны очень давно. В настоящее время для азербайджанцев чай является символом гостеприимства и уважения к гостям. Именно с него начинается любая трапеза в доме и им же заканчивается. И даже если гость зашел в дом на несколько минут – ему в любом случае подадут чай. Именно Азербайджан «чайное сердце» Кавказа.

В конце 19 века в Азербайджане были предприняты попытки вырастить свой чай. Однако, они не принесли особого успеха. Закрепиться на азербайджанской земле чайные кусты смогли только в 1932 году, а уже через 5 лет была выпущена первая пачка азербайджанского чая. Чаеводство развивалось весьма активно, однако 90-е гг прошлого века неблагоприятно отразились на нем. В настоящее время производство чая в Азербайджане постепенно растет, однако больший спрос на продукцию развивается внутри страны, экспорт в прилежащие страны – Турцию, Россию (главным образом Дагестан) и Грузию минимален.

Азербайджанцы заваривают очень крепкий чай, чаще черный – иногда с добавлением дикорастущих трав: шалфей, чабрец, мята, чабер, реже зеленый. В чай могут также добавляться пряности: гвоздика, имбирь, кардамон, корица, а в летнюю жару – и розовая вода. Заварочные чайники очень большие – объемом 500 мл или 1 литр. Чай разливается прямо из них, и потом не разбавляется ни водой, ни молоком. Подобное разбавление, равно как и добавление сахара, по мнению ценителей-азербайджанцев, только ухудшает вкус чая.

Также как и в Иране, азербайджанцы пьют чай из специальных чайных стаканчиков – армуд или богмал. Оба эти названия связаны с уникальной грушевидной формой стаканов. Название «Богмалы» происходит от слова «стесненный» и, вероятно, было дано по ассоциации с восточной женщиной, поскольку суженная середина стакана напоминает стройный стан горянки. Другое название «Армуду» в переводе значит «грушеподобный» и также напоминает о форме. Также нередко армуду сравнивается с цветком тюльпана.

Достоянием каждой азербайджанской семьи до сих пор являются семейный самовар и чайные наборы амруду – стеклянных, фарфоровых, фаянсовых или серебряных. Стоит отметить, что азербайджанцы перевезли из Китая не только сам чай, но и технологию его приготовления. Первыми прототипами самоваров изначально пользовались тоже там. На азербайджанской земле они были усовершенствованы и вполне возможно именно отсюда попали на территорию России в осовремененном виде. Самому старому самовару в Азербайджане насчитывается 4 тысячи лет.

Армуду, кроме эстетических преимуществ, имеют и теплофизические. Тонкая «талия» стакана пропускает горячую жидкость со дна очень неохотно. Часть ее обязательно возвращается назад, так что для того, кто пьет чай из армуду температура чая на всем протяжении чаепития остается примерно одинаковой. Также – не теряются и вкусовые качества чая.

Армуду могут подаваться с чаем как на блюдечках, так и в подстаканниках, которые до сих пор востребованы на территории страны. Однако, это совершенно необязательно. Несмотря на отсутствие ручки, обжечься об армуду практически невозможно. Согласно азербайджанской традиции стаканчики заполняются чаем не до верху. Расстояние в 1-2 см, часто отделяемое декоративным ободком, остается свободным. Азербайджанцы его называют «додаг йери» - место для губ, за этот же слабо нагретый промежуток армуду и удерживают рукой.

Сахарный песок, дабы не испортить вкус напитка, в чай никогда не добавляется. Однако, на стол вместе с чаем всегда подается, кроме традиционных сладостей или варенья, кусковой сахар. Перед тем, как отпить первый глоток чая, в него окунают кусочек сахара и откусывают его. Все остальные сласти пробуются уже потом.

Также как и по всей Средней Азии в Азербайджане есть чайхана. Но если в Узбекистане чайхана стала аналогом кафе, где можно не только выпить чая, но и весьма плотно пообедать, то в Азербайджане ее узконаправленность сохранилась.

Чайхана – это древний прообраз мужских клубов, где все представители сильной половины собирались выпить чай, обсудить дела и новости, почитать газеты или заключить помолвки, поиграть в нарды или шахматы, да и просто – поддержать хорошие отношения с друзьями, родственниками, соседями. В азербайджанской чайхане к чаю могут подать конфеты, печенье, выпечку – но не еду. Поэтому – любимое время посещения – вечер.

Традиционно чай использовался в качестве эфемизма в сватовстве. Если в дом приходили сваты, то родители невесты обязательно угощали их чаем. Но вот была одна тонкость, если чай приносили сладким (т.е. в чай заранее положили сахар, явление в общем-то нетипичное для страны), то это означало согласие на брак. А если чай был не сладкий и сахар подавали отдельно – то это было отказом.

И конечно же, во всем времена вместе с чаем на стол подавались уникальные азербайджанские сладости: курабье, пахлава, шекербура, зейран, шор-когал и варенья: персиковое, айвовое, и многие другие.

Из истории азербайджанского чая

Азербайджанский чай является одним из сортов чайной культуры, который произрастает на территории республики. Появился азербайджанский чай относительно недавно — в XIX веке с легкой руки М. О. Новеселова, который высадил первые чайные кусты в Ленкоранском районе. Уже через четыре года в Азербайджане появились первые чайные плантации, которые, к большому сожалению биологов и любителей чая, не смогли прижиться и в 1920 году погибли. Но ботаники вовсе не собирались сдаваться и снова и снова высаживали в Азербайджане чайные растения. В конце концов усилия трудолюбивых агрономов и ученых увенчались успехом. В 1932 году на месте первых экспериментальных посадок — в Ленкоранском районе — были созданы плантации чая, которые вскоре дали неплохой урожай. Чайные кусты решили высадить и в Закатальском районе, где растения тоже неплохо прижились.

Поначалу объемы производства азербайджанского чая были довольно скромными, но с каждым годом на рынок поставлялось все больше образцов ароматного напитка. Гурманы высоко оценили вкусоароматические характеристики азербайджанского чая, поэтому решение отдать под плантации новые территории Азербайджана было разумным решением. В 1982 году производство азербайджанского чая проводилось в мировых масштабах, ведь продукт к тому времени поставлялся в такие страны, как ГДР, Финляндия, Польша, Болгария, Сирия Монголия, Иран и так далее. Чай азербайджанский купить в те годы желали многие, поэтому объем произведенного в 1988 году напитка составил 38.5 тысячи тонн. К слову сказать, на азербайджанский чай приходилось около 70% всего чая СССР, с учетом того, что огромная его часть поставлялась за рубеж.

Но вскоре для азербайджанского чая наступили нелегкие времени: с распадом Советского Союза закрылись многие фабрики по производству напитка, поэтому в начале 90-х годов прошлого века его почти не выпускали. Лишь к началу нынешнего столетия наметились перемены к лучшему: в 2004 году была запущена масштабная кампания социально-экономического развития регионов Азербайджана, в ходе которой было запланировано наладить и производство чая. Возвращению азербайджанского чая на прежние позиции поспособствовало также сотрудничество местных чайных производителей с предприятиями из ОАЭ и Турции.

В наше время азербайджанский чай экспортируется главным образом в Россию — около 8000 тонн продукта продается в пределах нашей страны. Кроме того, азербайджанский чай поставляется в Грузию, Дагестан и Турцию, а на внутреннем рынке продается оставшаяся часть чайной продукции. Чай в Азербайджане по-прежнему культивируется в Ленкоранском районе. Помимо этой местности, он выращивается в Белоканском, Астаринском, Массалинском, Закатальском и Лерикском районах.

Особенности приготовления и употребления азербайджанского чая

Многие ценители сходятся во мнении, что по своим характеристикам азербайджанский чай во многом схож с китайскими разновидностями ароматного напитка. Вкус у азербайджанского чая гармоничный и ровный, а аромат довольно мягкий, но насыщенный. Цвет напитка может многое рассказать о его букете — заваренный азербайджанский чай не должен быть бледным. На родине напитка цвет чая сравнивают с перьями красного петуха, так что насыщенный оттенок деликатеса — гарантия его благородного вкуса.

В Азербайджане принято заваривать чай очень крепко, при этом водой его не разбавляют. Многим из нас такой напиток может показаться терпким и горьким, поскольку мы привыкли к менее концентрированному чаю.

Для заваривания чая в Азербайджане используют чайники объемом по 0.5 и 1 л. Нередко в продукт добавляют ароматные травы: шалфей, мяту, чабрец и т. д. Для придания напитку пряных ноток в заварку кладут небольшое количество специй — например, гвоздику, корицу, имбирь или кардамон.

Заваривание азербайджанского чая — целая наука, ведь именно этот процесс определяет то, каким будет вкус готового напитка. Чайник-заварник должен быть сухим и теплым — для этого можно ополоснуть его кипятком, а затем протереть. В посуду засыпают заварку из расчета 2 ч.л. чайного сырья на стакан жидкости и заливают кипятком. После этого чайник ставят на огонь, где ему предстоит провести 5-10 минут, но не доводят его до кипения. Всё это время чай должен томиться на огне.

Азербайджанский чай традиционно пьют горячим, даже обжигающим, и для того чтобы не обжечь руки, дегустаторы используют специальную посуду — блюдца и подстаканники. Кстати, азербайджанцы пьют чай не из чего попало — напиток наливают в красивые стаканы, которые называют армудами. Они имеют тюльпанообразную форму и идеально подходят для дегустации горячих напитков. В середине армуда жидкость долго остается горячей, в то время как верхняя часть посуды быстро остывает, поэтому держат стаканчик за края, которые не обжигают пальцы. Традиционные армуды изготавливаются из стекла, устойчивого к воздействию высоких температур.

Армуд — неотъемлемая часть азербайджанской чайной культуры, и представить без него чаепитие азербайджанцы просто не могут. В Ленкорани даже установлен памятник стаканчику-армуду и самовару, так что если когда-нибудь Вам доведется побывать в Азербайджане, обязательно посмотрите эту достопримечательность.

Чай азербайджанский купить желают многие ценители ароматного напитка, и если Вы из их числа, то обязательно приобретите этот прекрасный продукт. Азербайджанский чай точно понравится Вашим близким, и Вы еще не раз насладитесь вкусом этого благородного напитка в кругу семьи. Приятного отдыха!



14:58 29.05.2018

Азербайджан входит в список абсолютных лидеров по привязанности к чаепитию. В нашей статье вы узнаете о том, как заварить и правильно подать настоящий азербайджанский чай с чабрецом или розовой водой, что такое «армуду», почему азербайджанцы пьют чай именно вприкуску и как выглядит баклажанное варенье.

Азербайджан — страна с богатой историей, уникальной культурой и прекрасными обычаями, одним из которых является обычай чаепития. Чай для азербайджанцев является своего рода ритуальным напитком, без которого не обходится ни одна встреча, ни одно мероприятие. Чаепитие олицетворяет собой символ кавказского гостеприимства. Независимо от того, как надолго вы заглянули в гости к азербайджанцу, для вас обязательно накроют богатый чайный стол. По традиции, чай в Азербайджане всегда подают два раза — до основных блюд (обеда/ужина) и после.

История азербайджанского чая

В Азербайджане исторически пьют и производят черный байховый чай. Несмотря на то, что обычай чаепития в «стране огней» уходит вглубь веков, до XIX века чай в страну поступал из Китая. И лишь в 1896 году в Ленкоранском районе впервые был посажен чайный куст. А уже к 1937 году были выпущены первые чайные пачки.

К сожалению, в 90-х многие чайные плантации пришли в абсолютный упадок, однако, вот уже около 15 лет в стране проводится политика активного восстановления плантаций.

Ведущим предприятием региона в области производства чая является столь любимый, как в России, так и во многих других странах мира «Азерчай», который производится в Азербайджане с 1996 года.

Основными чаеводческими базами Азербайджана сегодня являются Ленкоранский, Астаринский, Лерикский, Масаллинский, Закатальский и Белоканский административные районы.

Традиционный чай с чабрецом

Азербайджанцы предпочитают пить черный байховый чай. Церемония заваривания чая не столь мудреная как, к примеру, в Китае или Японии, тем не менее, это длительная и неторопливая процедура.

Азербайджанцы никогда не наливают чай напрямую из заварного чайника, не разбавляя его кипятком, как это часто делают в России и тем более не воспринимают пакетированные чаи. Подавать гостям чай в пакетиках считается признаком неуважения и дурного тона.

Итак, как же заварить настоящий азербайджанский чай?! Предварительно ополоснув чайник кипятком, в него засыпают заварку и чабрец (тимьян) в пропорции один к одному. Такой настой имеет необычный приятный вкус и даже оказывает лечебное действие. Кроме чабреца, по желанию, в чайник также кладут мяту, гвоздику, кардамон. После того, как все нужные ингредиенты оказались в чайнике, его наполовину заполняют водой и немного подогревают, не допуская при этом кипения воды. Затем чайник заливают доверху кипятком и дают настояться.

Конечно, в азербайджанских квартирах все пользуются обычными чайниками, однако в чайханах, загородных домах и деревнях кипяток предпочитают наливать из самого настоящего самовара на углях.

Немногие знают, что самовар в Азербайджан не был привезен российскими купцами, а появился за много тысяч лет до этого. Доказательством тому служат древние глиняные устройства для кипячения воды, обнаруженные археологами. Самый древний самовар, которому около 3700 лет, был найден именно в Азербайджане (Шекинский район. Он даже древнее, чем Египетский, возраст, которого около 2000 лет.

Внешне азербайджанские самовары, конечно же, отличались от русских, а название звучало как «сумавер». Название «сумавер» состоит из двух тюркских слов: "су" (вода) и "мавер" (кипятильник).

Чай с розовой водой

Помимо трав иногда в чай дополнительно добавляют гюл а́ б — розовую воду. Подают его к столу в специальных кувшинах с изогнутым носиком — гюлебд а́ н .

Несмотря на то, что просто розовая вода особого вкуса не имеет, в чае она раскрывается уникальным образом. Гюлаб делает ароматным не только чай, но и воздух вокруг, именно поэтому в некоторых чайханах страны пахнет словно в розовом саду. Вообще, помимо чая, гюлаб добавляют также в другие напитки и в выпечку. Еще такой водой в Азербайджане любят ополоснуть руки и лицо.

Грушевидные стаканы «армуд у́ »

Даже в самой маленькой чайхане на окраине страны вам не подадут чай в кружке. Излюбленной посудой для чая в Азербайджане являются небольшие хрустальные стаканчики особой формы под названием «армуд у́ » - «грушевидный». Они действительно по форме напоминают грушу: верх и низ широкие, а середина — зауженная. Объяснений формы этого стакана множество — удобно держать в руках, напоминает девичью фигуру.

На самом же деле причина вполне прагматична: благодаря форме, чай в нижней части стакана остывает медленнее, чем в верхней. Таким образом, температура чая на дне остается такой же, как и в самом начале чаепития. В этом смысле армуду является поистине чудом древнего азербайджанского дизайна: красивая форма обусловлена функциональностью.

Армуду никогда не наполняют до краев, оставляя около одного сантиметра, называя это расстояние «дод а́ г йер и́» — место для губ.

Почему именно вприкуску?

В отличие от России, в Азербайджане никогда не бросают сахар в чай (за исключением завтрака), а подают в отдельных блюдцах. Азербайджанцы предпочитают пить этот напиток исключительно вприкуску, желательно с келл е́ -генд — особым крепким сортом сахара неровной формы, который не тает сразу же при соприкосновении с водой. Перед тем как отпить первый глоток, непременно окунают сахар в чай и откусывают.

Сейчас уже мало кто помнит, откуда в Азербайджане появилась традиция пить чай вприкуску. На самом деле, она возникла еще в Средние века, когда в ханских и шахских дворцах, как и во всех дворцах того времени, плелись интриги и заговоры.

Так же, как в Европе и России, азербайджанские заговорщики, с целью устранения врагов, подсыпали тем в напиток яд. Но если в других странах отраву клали чаще всего в кубок с вином, то в мусульманском Азербайджане, где распитие спиртных напитков запрещалось религией, роль вина выполнял чай. Чтобы защититься от отравления сотрапезником, европейцы основали традицию чокаться кубками так, чтобы капли вина из одного кубка выплескивались в другой. Но что же было делать азербайджанцам, которые не могли чокаться чаем с противником?

И тогда азербайджанские правители придумали свой способ защиты: прежде чем отпить чай, окунали в него сахар. Все известные в те времена яды были органического происхождения, а потому вступали в реакцию с сахаром. Если при соприкосновении чая с куском сахара выпадал осадок, напиток мутнел или же «вскипал», чаепитие прекращалось… и зачастую казнью заговорщиков…

Чайный стол

Обязательными атрибутами азербайджанского чайного стола являются национальные сладости, варенье и нарезанный дольками лимон. В Азербайджане готовят немыслимое разнообразие выпечки с добавлением орехов (пахлава, шякярбура, бадамбура, суджук), карамели (пешмек, пешвянг), повидла (мутаки) и рисовой муки (гырмабадам).

Искусство приготовления варенья в стране доведено до совершенства. В Азербайджане существуют десятки видов варенья, начиная с классических — из айвы, инжира, кизила, лепестков розы, арбузных корок, грецких орехов, шелковицы, ежевики, вишни, абрикосов, заканчивая самыми необычными — из помидоров и даже баклажанов.

Помимо сладостей к чаю также подают чар а́ з — смесь различных орехов и сухофруктов. «Чара́з» или «чере́з» переводится с тюркского языка как «закуска».

Чайхана — излюбленное место любого азербайджанца

Действительно, одним из любимейших мест азербайджанских мужчин является чайхана, где они могут по-настоящему расслабиться, насладиться вкусным чаем, поговорить по душам, обменяться новостями и даже провести деловые переговоры.

В былые времена появляться женщинам в чайхане считалось непристойным. Не считая Баку, в других городах и особенно деревнях эта традиция сохраняется по сей день. Однако с недавнего времени в стране начали открываться чисто женские чайные дома, куда вход мужчинам строго воспрещен.

Чай как атрибут сватовства

Чай в Азербайджане также является непременным атрибутом сватовства. У азербайджанцев, как и у многих других кавказских народов, сватами не принято напрямую просить родителей выдать свою дочь за их сына и уж тем более это решение не принимается за спинами у родителей.

Сватовство состоит из двух этапов . С первым визитом в дом невесты идут две-три женщины (зачастую мать, тетя жениха и кто-то из пожилого поколения), которые рассказывают о самом женихе, его успехах, достижениях и семье.

Однако родители девушки сначала не дают положительного ответа. Они говорят, что нужно серьезно поразмыслить об этом юноше. Если у семьи невесты возникают какие-либо сомнения, то сваты сразу получают отказ. Если же их все устраивает, наступает второй этап сватовства, который называется «хери́» , что в переводе значит «да» (бакинский диалект) .

В этот раз в дом невесты со стороны жениха приходят несколько мужчин (отец, дядя и кто-то из пожилого поколения). Со стороны невесты также присутствуют отец и кто-либо из старших. Мужчины усаживаются за стол, трапезничают.

В современном Азербайджане эти два этапа зачастую соединяют в один и в хери принимают участие, как мужчины, так и женщины.

В ходе самого сватовства разговор ведется витиеватый, намеками и полунамеками. А ответ дается посредством чая.

Данный обычай носит название «шир и́ н чай» — сладкий чай. Сестра или невестка девушки приносят гостям чай. Если в чай, предложенный сватам, положили сахар, то надо готовиться к свадьбе. Если же сахар подали отдельно от чая, это означает отказ.

Нилуфер Шихлы