Способ очистки домашнего вина от взвесить. Очищение вина кровью

Знать о том, как отфильтровать вино в домашних условиях, доложен каждый начинающий и опытный винодел, поскольку после завершения брожения в напитке сохраняются примести в виде взвеси мелких частиц. Существует множество способов того, как отфильтровать вино от осадка, но многие из них не пригодны для использования в условиях квартиры или дома. А вот те технологии, методы и способы, которые можно реализовать без применения дорогостоящего оборудования, описаны в предлагаемом материале. В основном рассмотрены варианты, когда нужно кондиционировать напитки, приготовленные своими руками. Но представленные методы могут быть применимы и к напиткам, приобретенным в магазине, но по каким-то причинам, потерявшим свои органолептические свойства.

Как профильтровать вино после брожения в домашних условиях

Наилучший способ технологического процесса переливки вина – стягивание осветленной массы с осадка при помощи резинового шланга. При переливке вина требуется аккуратность и внимание, чтобы под конец работы не испортить результат трудов. Взмучивание осевших дрожжей недопустимо. Перед тем, как профильтровать домашнее вино после брожения, проводят слив виноматериала в чистые бутылки, бочонки или эмалированную посуду. При этом оченьосторожно бутыль с виноматериалом ставят на стол, а емкости, куда его переливают, размещают на полу. Один конец резинового шланга погружают неглубоко в бутыль с вином, а через другой с силой втягивают воздух, и виноматериал начинает переливаться. По мере снижения уровня вина в бутыли нижний конец шланга постепенно опускают, внимательно наблюдая за тем, чтобы осадок не попал в чистое вино. Если полученный таким образом материал остается все же недостаточно прозрачным, его необходимо отфильтровать через полотно, байку или суконку. Слив и фильтрацию повторяют через 5–6 дней, выдерживая вино в прохладном месте.



Полученный таким образом винный материал будет прозрачным и почти не содержащим сахара. По желанию вино можно подсластить или использовать в виде сухого. Перед тем, как профильтровать вино в домашних условиях, надо его выдерживать не менее двух месяцев в прохладном месте и, если появится осадок, снова аккуратно снять с осадка. Затем вино разливают в прокипяченные и охлажденные бутылки.

При разливе вина заполняют бутылки почти до уровня горлышка, оставляя 3–4 см. Чтобы вино лучше хранилось, его надо пропастеризовать. Для этого наполненные бутылки ставят в посуду с водой, предварительно положив на дно деревянную решетку или полотенце. Горлышки бутылок прикрывают пробками из ваты или марли (бинт). Воду подогревают до 65–70 °C и выдерживают 15–20 минут. Укупоривают вино чистыми прокипяченными и остывшими пробками. Выступающий край пробки после укупоривания срезают и заливают горлышко парафином, сургучом или воском, помещая в расплавленный состав. Готовое вино держат в холодильнике или в подвале при температуре не выше 10–15 °C.

При приготовлении десертных вин добавляют сахар после отделения от дрожжевого осадка в количестве 8-19 % и фильтруют через полотняный конус. Затем это вино обрабатывают таким же способом, как и сухое. Вино с добавкой сахара оставляют для созревания при температуре 10 °C, при этом вкусовые качества вина улучшаются, но все же более года плодово-ягодные натуральные вина хранить не следует.

Готовое вино должно быть кристально прозрачным, даже с легкой мутью оно считается продуктом невысокого качества.

Вино из вишни, малины, черной и красной смородины, рябины в процессе приготовления хорошо осветляется и приобретает полную прозрачность. Такое вино аккуратно снимают с осадка, и оно не нуждается в дополнительной обработке. Оставшуюся часть вина с осадком сливают в отдельную посуду и подвергают дополнительной обработке. В дополнительной обработке нуждаются также вина из слив, яблок, крыжовника и некоторых других видов сырья.

Прозрачность, наряду со вкусом и ароматом, является важнейшим показателем качества вина. Однако по окончании брожения только очень небольшое количество вин (например, из черной смородины, вишни, клюквы и брусники) самоосветляется. Другие, и их большинство, чтобы стать прозрачными, требуют дополнительной обработки – фильтрования и осветления.

Дополнительная обработка вина включает обработку теплом, холодом, оклеивание (осветление) и фильтрацию через специальные фильтры или фильтровальную бумагу, а если нужно, подкрашивание.

Фильтровать надо все вина, так как все они после брожения содержат муть. Даже в том случае, когда на вид вино кажется абсолютно прозрачным. В качестве фильтра лучше всего использовать матерчатый мешок, сшитый в виде конуса из холста, бязи, бумазеи или фланели (ворсом наружу) и натянутый на ножках перевернутой табуретки. Под матерчатый фильтр надо поставить таз, чтобы туда стекало вино.

Его надо лить так, чтобы мешок был всегда полон, то есть практически непрерывной струей, и делать это следует очень аккуратно, чтобы не взбалтывать осадок на дне конуса. Иногда вино необходимо пропустить через фильтр несколько раз, чтобы оно приобрело требуемую прозрачность.

Если частицы мути настолько мелкие, что они проходят через матерчатый фильтр, в вино надо добавить асбест. Для этого нужную порцию вина надо вылить в эмалированную емкость, добавить в него горсть асбеста, тщательно перемешать и вылить в мешок. Отфильтрованное первый раз вино еще содержит достаточно много мути, поэтому фильтровать его следует несколько раз до тех пор, пока оно не станет абсолютно прозрачным, а на дне мешка не образуется плотный слой асбеста.

Чтобы не взбалтывать скапливающийся асбест, вино лучше всего доливать с помощью сифона через резиновую трубку, опущенную в вино на несколько сантиметров. Перед каждой новой фильтрацией в вино надо добавлять по щепотке асбеста.

Бывает так, что даже вполне созревшее вино остается мутным. Избавиться от мути в этом случае можно с помощью осветления, или склеивания. В качестве осветлителей используются самые разнообразные вещества, которые способны вызвать оседание мути. В домашних условиях белое вино осветляют чаще всего желатином и танином, а красное – яичным белком. Однако для этого также хорошо подходят коровье молоко, уголь и бентонит, а также вино, в состав которого входит большое количество дубильных веществ.

Независимо от осветлителя при его добавлении в вино происходит образование хлопьев, которые медленно (в течение нескольких дней) оседают на дно, увлекая за собой частицы мути. Количество и тип осветлителя определяется опытным путем. Для этого надо взять несколько небольших порций вина и произвести несколько осветлений. Если осветляющего вещества добавлено слишком много, вино мутнеет, если мало, то хлопья не образуются.

Как отфильтровать домашнее сливовое вино

Далее рассказано о том, как отфильтровать домашнее вино, приготовленное из косточковых культур. Из слив можно приготовить белое и красное (темно-розовое) вино, а также благодаря значительному содержанию сахара (до 13 %) и средней кислотности (0,8 %) – легкое столовое вино без всякого сдабривания сусла. Но, из-за малого содержания дубильной кислоты и трудной отдачи плодами сока, вино из слив малопрочно, долгое время остается мутным и с большим трудом осветляется, поэтому требует дополнительной обработки.

Нужно знать, как отфильтровать сливовое вино с помощью клеящих веществ, в частности яичного белка и желатина. Для этого их нужно добавить в вино (желатин предварительно растворить в теплой воде из расчета 0,6 г желатина на 10 л вина), тщательно перемешать и оставить отстаиваться на 5 дней. Клейкие частицы захватят муть и выпадут в осадок. После процесса оклеивания вино нужно осторожно снять с осадка и профильтровать. Можно проводить осветление белком и желатином одновременно, при этом сначала нужно влить яичный белок, перемешать, а затем добавить раствор желатина и оставить до осветления.

Посмотрите, как фильтровать вино в домашних условиях на видео, где показана технология данного процесса:

Перед розливом вина в бутылки после длительной выдержки его желательно осветлить. Для этого используют различные вещества: танин, белок куриного яйца, желатин, бентонит, рыбий клей. Этот процесс называется «оклеиванием» вина.

После трех-шести месяцев выдержки легкие и крепкие столовые вина можно подавать к столу. Если вы все сделали правильно, а вино после бурного брожения отстаивалось в нужных условиях, то напиток должен осветлиться сам и его можно смело разливать по бутылкам. Однако бывают случаи, когда вино напрочь отказывается осветляться самостоятельно, что особенно характерно для вин белых и некоторых плодово-ягодных. Кроме того, в прозрачном на вид напитке точно остается едва уловимая муть – отходы жизнедеятельности дрожжевых грибков, белковая масса, оставшаяся от погибших дрожжей, винный камень и прочие примеси.

Перед розливом вина по бутылкам, какого бы сорта оно ни было, желательно его осветлить, или как говорят профессиональные виноделы – оклеить. Под оклейкой понимают добавление к вину различных веществ, которые оказывают адсорбирующий эффект и способствуют выпадению сторонних примесей в осадок. Сразу следует отметить, что осветление (оклейка) и фильтрация вина – это разные вещи. Фильтруют вина через различные фильтры из бумаги, фланели и т.д. Этот процесс сильно влияет на качество вина, и не в лучшую сторону. Во время фильтрации напиток «выдыхается», а значит, становится менее прочным, поэтому оклейка всегда в приоритете.

На самом деле в энологии – науке о вине – есть целый раздел, который изучает причины помутнения вин и способы борьбы с этим явлением. На винодельческих производствах к этому относятся очень внимательно и заранее исключают факторы, которые могут привести к помутнению. Но в домашних условиях до таких крайностей доходят редко, поэтому приходится полагаться на волю случая и при необходимости принимать радикальные меры. Почему радикальные? Да потому что, как фильтрация, так и оклеивание вина приводят к снижению качества продукта – они «обдирают» его вкус и аромат, хоть и не в значительной степени. Но фильтрация это делает гораздо больше.

Винный камень – кислая соль, которая образуется на стенках сосуда в процессе производства вина. Состоит он из гидротартрата калия (KC4H5O6) и тартрата калия (K2C4H4O6). Именно винный камень используется для производства винной кислоты, а также в других областях кулинарии в качестве разрыхлителя.

Выпадает в осадок при низкой температуре, повышении спиртуозности и в результате механического воздействия (толчков, перемешивания). Выпадая в осадок, виннокислые соединения увлекают за собой дрожжевые клетки, красящие вещества, кремнезем, соли железа, аммония и др. примеси, находящиеся в вине.

Выбрать оклеивающее вещество тоже не так просто. Для белых вин лучше подходит желатин, для вин красных с терпким вкусом – куриный белок, а для вин сладких и не терпких, что свидетельствует о малом содержании танинов, — танин или рыбий клей. Если правильно рассчитать дозировку, то указанные вещества образуют со сторонними примесями связи в виде хлопьев, которые впоследствии и выпадают в осадок.

Если добавить их меньше, то осветление не получится, а если больше, то вино может помутнеть еще больше. Поэтому перед оклейкой всей партии вина следует провести несколько проб на небольшом его количестве и выбрать для себя оптимальные пропорции (и вещество, которое меньше всего повлияет на вкус и аромат).

Осветление домашнего вина на практике

Осветление желатином

Это один из лучших способов избавиться от мути и нанести минимальный вред продукту. Также желатин можно более точно дозировать, в отличие, к примеру, от яичного белка. Для 10 л вина необходимо от 0,5 до 2 г качественного, натурального желатина. Перед оклейкой его нужно замочить на 2-3 часа в 5-10-кратном количестве холодной воды (можно замочить на сутки, 2-3 раза воду нужно менять). Затем нужно добавить такое же количество или немного больше кипятка и смесь хорошо перемешать. В результате должен получиться раствор желатина температурой 35-40 о С без комочков.

Так должно выглядеть идеально осветленное вино

Вино нужно закрутить в воронку и постепенно вливать желатиновый раствор тонкой струйкой, не забывая постоянно перемешивать напиток. Дальше вино переливается в сосуд, который нужно плотно закупорить и оставить в прохладно месте на 2-3 недели, пока оно полностью не осветлится. После этого достаточно слить его с осадка. Перед использованием желатина следует сделать несколько проб, чтобы не промахнуться с количеством. Уже через 3-4 дня станет понятно, какая проба даст, в конечном счете, лучший результат.

Осветление яичным белком

Одного яичного белка достаточно для осветления 50 л вина, на 100 л можно взять 2-3. Очень важно использовать свежие яйца. Осторожно отделите белок от желтка и слегка взбейте его с небольшим количеством воды в пену. Влейте полученный раствор в вино и тщательно его перемешайте, после чего установите на емкость гидрозатвор и отправьте вино отстаиваться на 2-3 недели. Белок, как и желатин, связывает танины, поэтому его целесообразно добавлять в белое вино, где танины не уместны, а также в красные вина, как вещество промежуточной очистки.

Осветление бентонитом

Бентонит

Им можно осветлять сразу или делать это после очистки вина белком или желатином в том случае, если они не дали осадка. Бентонит – это всего лишь очищенная глина. Продается в виде мелкозернистого серого порошка. Если у вас не получилось купить бентонит специально для винодельческих целей, можно использовать глиняный наполнитель для кошачьих туалетов. Главное, чтобы глина была очищенной и продезинфицированной.

На 1 л вина нужно 1-3 г бентонита. Перед оклейкой следует провести пробы, чтобы определить точное количество.

Процесс осветления вина бентонитом приблизительно выглядит так:

  1. Бентонит в нужном количестве заливается 10-кратным количеством воды на 10-12 часов (на ночь). За это время глина разбухнет и превратится во взвесь. Затем к ней нужно добавить еще столько же чистой воды и перемешивает до однородной, сметанообразной массы.
  2. Вино закручиваем в воронку и в центр тонкой струйкой вливаем бентонит, постоянно перемешивая напиток.
  3. Ждем 5-7 дней до полного выпадения осадка и сливаем кристально чистое вино.

Осветление рыбьим клеем

Рыбий клей, в отличие от желатина и белка, не связывает танины, а значит, его хорошо использовать для красного не терпкого или очень сладкого вина. На 100 л вина достаточно 1,5-2 г хорошего сомовьего клея. Его нужно замочить в холодной воде и часто менять ее до тех пор, пока гранулы клея полностью не разбухнут. Затем нужно взять небольшое количество вина, подогреть и налить его на разбухшие гранулы.

Когда клей полностью разойдется, его нужно процедить через фланель, чтобы избавиться от комочков и других примесей, а затем влить в вино и хорошо перемешать. Через 2-3 недели осадок должен выпасть полностью.

Осветлением танином

Танин – вещество без запаха, обладающее вяжущим вкусом. В аптеках продается в виде желтоватого порошка. Добывают его, в основном, из дуба, но танины в достаточно количестве есть в кожице, семенах и гребнях винограда. Его следует использовать только для осветления красных вин (и очень сладких, не терпких плодово-ягодных) и только для тех, в которых мало кислот или совсем не чувствует терпкость. Если вы готовили вино «по-белому», то танины использовать не стоит.

Для осветления вина нужно взять 10 г чистейшего танина и растворить его в 1-2х литрах дистиллированной воды. Настою нужно дать время на отстаивание, после чего процедить его через фильтровальную бумагу, слить в бутылку, а затем использовать. В среднем на 1 л вина необходимо 6 чайных ложек раствора, но перед его добавлением обязательно нужно провести пробы, иначе вино можно очень сильно испортить.

Пробу сделать не сложно: взять несколько бутылок и наполнить их 0,5 л вина, а затем в каждую из бутылок добавить произвольное количество раствора танина. К примеру, в первую бутылку 1 ч. л. раствора, во вторую – 2 и т.д. Через 6-7 дней можно увидеть результат и пересчитать количество раствора на всю партию вина. Теперь раствор нужно влить в вино, хорошо все перемешать и отстоять 7-10 дней, после чего осветленное вино можно сливать с осадка.

Проба на осветление вина на производстве

Осветление молоком (казеином)

Можно попробовать осветлить вино молоком. На 1 л нужно взять 1 ч. л. обезжиренного коровьего молока, тщательно перемешать и оставить на несколько дней для выпадения осадка. Молоко должно свернуться и образовать те самые хлопья, о которых шла речь в начале этой статьи.

Даже после оклейки вино следует выдерживать еще хотя бы месяц

Если все описанные способы не привели к успеху, значит вашему вину, к сожалению, больше ни чего не поможет. Если при этом его вкус не пострадал, значит зовите в гости друзей и варите из него глинтвейн или пунш. Если же и вкус оставляет желать лучшего, значит, единственно верным решением будет перегнать его на самогон (виноградное — на ) или, за неимением оборудования и желания, просто вылить в канализацию. Но напомню еще раз: всякая оклейка ухудшает качество вина, в частности уменьшает количество танинов, поэтому вино лучше осветлять выдержкой.

Можно также прибегнуть к криостабилизации, о которой я писал в статье о домашнем виноградном вине. Там же я описал условия, необходимые для правильной выдержки продукта, соблюдая которые у вас наверняка получится красивое, прозрачное вино.

Домашнее вино – самое вкусное и ароматное, если в него вложили душу и соблюдали все правила. Одним из этапов приготовления является осветление или склеивание вина.

Его нужно проводить в том случае, если вкусовые качества напитка идеальные, а на вид вино мутное и темное. Это может быть в том случае, если в напитке остались частицы винного камня, дрожжей и остатков сусла. Можно подождать несколько лет, а можно использовать различные способы осветления напитка.

Это не обязательный, но желательный этап, который увеличивает срок хранения вина и улучшает его внешний вид. В статье описаны основные способы осветления напитка как из винограда, так и из фруктов.

Почему вино остается мутным

Помутнение домашнего вина происходит из-за наличия в нем частичек сусла, винного камня и остатков дрожжей. Эти и другие вещества выпадают в виде осадка на дне емкости.

Избавляются от него путем переливания спиртного в другую емкость. Когда осадок перестает появляться, вино должно осветлиться. А если этого не происходит, виноделы прибегают к дополнительному осветлению приготовленного продукта.

Для фильтрации напитка используют специальные вещества. Их основная роль – абсорбировать частицы, то есть спровоцировать выпадение их в осадок. На языке профессионалов этот процесс называется «оклейка».

alko-planeta.ru

Как понять, стоит ли заниматься осветлением

После недолгого процесса настаивания в течение 3-5 месяцев напиток снимают с осадка и проверяют его прозрачность. Осветление вина в домашних условиях проводят, если после этого оно осталось такое же мутное, как и до выдержки.

Эту технологическую операцию совершенно спокойно можно пропустить – на вкус и качество вина это не повлияет. Оно не станет от этого лучше, единственное преимущество, которое появится у напитка помимо идеального внешнего вида, - это незначительно увеличившийся срок хранения.

Осветляя вино в домашних условиях, не стоит сразу же браться за улучшение внешнего вида больших объемов. Нужно взять несколько маленьких порций напитка, налить его в прозрачные бутылки, и поэкспериментировать с различными осветлителями и их дозировками и концентрацией.

samogonpil.ru

Как действуют осветлители

Процесс осветления называют еще оклеиванием вина, для него используются только вещества натурального происхождения.

  • Частички осветлителей взаимодействуют с частичками взвеси, как бы «склеиваются» с ними.
  • Новые образования уже по своему весу значительно тяжелее прежних включений, и они не могут удержаться в прежнем состоянии, опускаются на дно, что и дает возможность осветлить вино.

Если вы решаете проблему, как осветлить домашнее виноградное вино, а оно при этом продолжает бродить, - этот процесс нужно остановить. Для этого температуру хранения напитка понижают до +10⁰С. Это делается для того чтобы после осветления в нем не осталось следов мути и привкуса дрожжей.

Теория осветления вина и применяемые вещества

На самом деле в энологии – науке о вине – есть целый раздел, который изучает причины помутнения вин и способы борьбы с этим явлением. На винодельческих производствах к этому относятся очень внимательно и заранее исключают факторы, которые могут привести к помутнению.

Но в домашних условиях до таких крайностей доходят редко, поэтому приходится полагаться на волю случая и при необходимости принимать радикальные меры. Почему радикальные? Да потому что, как фильтрация, так и оклеивание вина приводят к снижению качества продукта – они «обдирают» его вкус и аромат, хоть и не в значительной степени. Но фильтрация это делает гораздо больше.

  1. Винный камень – кислая соль, которая образуется на стенках сосуда в процессе производства вина.
  2. Состоит он из гидротартрата калия (KC4H5O6) и тартрата калия (K2C4H4O6).
  3. Именно винный камень используется для производства винной кислоты, а также в других областях кулинарии в качестве разрыхлителя.
  4. Выпадает в осадок при низкой температуре, повышении спиртуозности и в результате механического воздействия (толчков, перемешивания).
  5. Выпадая в осадок, виннокислые соединения увлекают за собой дрожжевые клетки, красящие вещества, кремнезем, соли железа, аммония и др. примеси, находящиеся в вине.

Выбор оклеивающего вещества

Выбрать оклеивающее вещество тоже не так просто.

  • Для белых вин лучше подходит желатин,
  • для вин красных с терпким вкусом – куриный белок,
  • для вин сладких и не терпких, что свидетельствует о малом содержании танинов, - танин или рыбий клей.

Если добавить их меньше, то осветление не получится, а если больше, то вино может помутнеть еще больше. Поэтому перед оклейкой всей партии вина следует провести несколько проб на небольшом его количестве и выбрать для себя оптимальные пропорции (и вещество, которое меньше всего повлияет на вкус и аромат).

therumdiary.ru

Осветление домашнего вина на практике

Для каждого вина – свой осветлитель. Существует множество средств, чтобы провести осветление вина в домашних условиях. Многие из них подходят для конкретного вида вина:

  1. Для вин из груш или яблок – желатин.
  2. Для нетерпких и не очень кислых – танин.
  3. Для красных – яичный белок и т. д.

Перед тем как осветлить домашнее вино, нужно выбрать правильную концентрацию средства, с помощью которого вы будете это делать. Технология использования всех перечисленных выше веществ одинаковая, и называется она «метод научного тыка».

То есть вам нужно хотя бы в три емкости с делениями объема (например, детские бутылочки или мерные кружки) налить по 150 грамм вина и добавить в каждую из них разное количество осветлителя.

Тот сосуд, в котором эффект будет наиболее заметным (образуется максимальное количество хлопьев), и станет ориентиром для определения того, сколько «склеивателя» вам понадобится.

Также осветление вина в домашних условиях проводится молоком, углем, теплом, холодом и т. д. Но все данные способы не могут устранить весь осадок за один раз и требуют новых повторений процедуры. Чтобы не тратить свое время и силы на этот бесконечный процесс, можно воспользоваться более эффективным средством – бентонитом.

fb.ru

Желатином

Желатин относится к хорошим осветлителям различных вин, склонных к побурению или обнаруживающих трудно устранимую фильтрованием легкую муть, вызываемую действием избытка дубильных веществ.

В винах, содержащие достаточно дубильных веществ, прибавляют только желатин, а в вина бедные дубильными веществами вносят еще и танин. Желатин должен быть хорошего качества, без посторонних запахов и вкуса, бесцветен, в тонких листочках, растворяющихся в теплых жидкостях. Желатин коричневого цвета можно применять только в том случае, если он не влияет на вкус вина.

Процесс пробной оклейки

Пробную оклейку желатином и танином производят следующим образом.

  • В 10 бутылок из белого стекла емкостью 600-650 мл или в соответствующей величины колбы наливают по 500 мл подлежащего осветлению вина.
  • В колбу наливают вино, нагретое до 50 °С, и вносят в него 2,5 г того желатина, который будет применяться для осветления.
  • Этот мутный раствор желатина бюреткой быстро приливают к вину в пробных бутылках, постепенно увеличивая количество.
  • В первую по очереди бутылку вливают 10 мл раствора, во вторую - 20 мл и т. д. и, наконец, в десятую бутылку - 100 мл, т. е. последовательно увеличивают количество на 10 мл.
  • Бутылки закрывают пробками, хорошо размешивают и выдерживают в спокойном состоянии при комнатной температуре (15-18 °С).
  • Спустя несколько часов, в крайнем случае, на следующий день, можно установить, при каком минимальном количестве желатина вино лучше всего осветлилось.

Если при пробном осветлении соблюдаются указанные выше пропорции, то количество прибавленных к вину миллилитров раствора желатина, умноженное на 10, соответствует числу граммов желатина на 10 литров вина.

Например, если достаточно было прибавить 40 мл раствора желатина при пробном осветлении, чтобы получить вино совершенно прозрачное с блеском, то на 10 л подлежащего осветлению вина надо взять 1 г желатина. Не следует вносить в осветляемое вино больше желатина, чем установлено пробной оклейкой для получения полной прозрачности.

Вина, бедные танином, не образующие при прибавке желатина хлопьев или образующие их в недостаточном количестве, нуждаются в добавлении танина перед внесением желатина. Нужное количество танина обычно колеблется в пределах 1-3 на 10 литров вина.

  1. Но для того, чтобы подобрать оптимальное количество танина, надо произвести предварительную пробу.
  2. Вновь берут по 500 мл вина в 10 бутылках и прибавляют в него по 10 мл 0,5%-го раствора танина.
  3. Затем прибавляют желатин в обратном порядке, т. е. наименьшее количество желатина вносят в пробу с наибольшим количеством танина и т. д.
  4. Расчет остается прежним, т. е. 1 мл 0,5%-го раствора танина на 500 мл вина соответствует 1 г на 10 л вина.

eniw.ru

Яичным белком

Этот вариант осветления используется для красных вин. Белок прекрасно соединяется с дубильными веществами, в большом количестве содержащимися в красных винах.

  • На 50 литров вина потребуется одно большое или два не очень крупных яйца.
  • Белок нужно тщательно отделить от желтка и взбить в пену постепенно добавляя в него полстакана кипяченой воды.
  • Взбитый белок соединить с небольшим количеством вина, после чего тонкой струйкой влить в бутыль с вином.
  • Перемешать вино и оставить на две недели в спокойном состоянии.
  • После чего снять вино с осадка.

Если процедура проведена правильно, то вы получите абсолютно прозрачный напиток. Однако эта прозрачность кажущаяся. На самом деле в вине все еще находится достаточно большое количество взвешенных частиц не заметных глазу, в последующем они отложатся на стенках бутылки в виде винного камня.

Поэтому, проведя осветление не торопитесь разливать вино по бутылкам дайте ему еще немного постоять.

Осветлители никак не влияют на вкусовые качества вина. Перед осветлением желательно провести пробное осветление, осветлив небольшую партию вина с помощью различных осветлителей. Это поможет выбрать оптимальный вариант оклейки и определиться с дозировкой.

samogoniche.ru

Осветление бентонитом

Подходит белая глина или бентонит для осветления вин, приготовленных из винограда. Бентонит является превосходным фильтром, поскольку он обладает абсорбирующими свойствами. Реализуется в магазинах в виде мелкозернистого порошка.

Чтобы очистить 1 литр напитка нам потребуется порядка 3 грамм бентонита. Технология применения бентонита:

  1. Сухую белую глину заливаем водой комнатной температуры,согласно пропорции 1 к 10 и оставляем в среднем на 10-12 часов. Например,чтобы очистить 20 литров напитка нам потребуется 600 мл воды, в которой будет разведено 60 грамм белой глины.
  2. В результате вышеописанной манипуляции, бентонит трансформируется в известь. Перед фильтрацией необходимо в бетонит добавить воду, чтобы смесь приобрела более жидкую консистенцию, после чего ее тонкой струей вливают в емкость с вином.
  3. Вино необходимо слить с осадка, спустя неделю.

alcorecept.ru

Рыбьим клеем

Рыбий клей, в отличие от желатина и белка, не связывает танины, а значит, его хорошо использовать для красного не терпкого или очень сладкого вина.

В основном рыбьим клеем очищают только белые вина, так как красные могут полностью обесцветиться.

  1. Хороший рыбий клей должен быть прозрачным, глянцевым и при помещении его в достаточно горячую воду растворяться без остатка.
  2. Самым лучшим клеем принято считать осетровый.
  3. Порошком, приготовленным из рыбьего клея, пользоваться не рекомендуется, так как существует вероятность наличия посторонних примесей, которые губительно повлияют на вкус вина.

Рыбий клей в основном используется для очистки белых вин, содержащих небольшое количество дубильных веществ.
Для вин, имеющих темно желтый с бурым или красноватый отлив, использование рыбьего клея малоэффективно. Здесь применяется другой способ.

Следует запомнить, что белые вина, имеющие желтый цвет, очищаются с помощью рыбьего клея, а вина темные, бурого цвета – при помощи яичного белка и желатина.

  • На 100 л вина достаточно 1,5-2 г хорошего сомовьего клея.
  • Его нужно замочить в холодной воде и часто менять ее до тех пор, пока гранулы клея полностью не разбухнут.
  • Затем нужно взять небольшое количество вина, подогреть и налить его на разбухшие гранулы.
  • Когда клей полностью разойдется, его нужно процедить через фланель, чтобы избавиться от комочков и других примесей, а затем влить в вино и хорошо перемешать. Через 2-3 недели осадок должен выпасть полностью.

alkonaftam.ru

Танином

Танин – вещество без запаха, обладающее вяжущим вкусом. В аптеках продается в виде желтоватого порошка.

Добывают его, в основном, из дуба, но танины в достаточно количестве есть в кожице, семенах и гребнях винограда. Его следует использовать только для осветления красных вин (и очень сладких, не терпких плодово-ягодных) и только для тех, в которых мало кислот или совсем не чувствует терпкость. Если вы готовили вино «по-белому», то танины использовать не стоит.

  1. Для осветления вина нужно взять 10 г чистейшего танина и растворить его в 1-2х литрах дистиллированной воды.
  2. Настою нужно дать время на отстаивание, после чего процедить его через фильтровальную бумагу, слить в бутылку, а затем использовать.
  3. В среднем на 1 л вина необходимо 6 чайных ложек раствора, но перед его добавлением обязательно нужно провести пробы, иначе вино можно очень сильно испортить.
  4. Пробу сделать не сложно: взять несколько бутылок и наполнить их 0,5 л вина, а затем в каждую из бутылок добавить произвольное количество раствора танина. К примеру, в первую бутылку 1 ч. л. раствора, во вторую – 2 и т.д. Через 6-7 дней можно увидеть результат и пересчитать количество раствора на всю партию вина.
  5. Теперь раствор нужно влить в вино, хорошо все перемешать и отстоять 7-10 дней, после чего осветленное вино можно сливать с осадка.

Проба на осветление вина на производстве.

vse-vino.ru

Осветление молоком (казеином)

Можно попробовать осветлить вино молоком.

  • На 1 л нужно взять 1 ч. л. обезжиренного коровьего молока, тщательно перемешать и оставить на несколько дней для выпадения осадка.
  • Молоко должно свернуться и образовать те самые хлопья, о которых шла речь в начале этой статьи.

Даже после оклейки вино следует выдерживать еще хотя бы месяц.

therumdiary.ru

Наружное осветление вина

Осветлять вино можно без помощи продуктов и веществ, поскольку существует еще три варианта улучшения напитка:

  1. Фильтрация через тонкую ткань или специальную бумагу. Процедура не идеальная, поскольку не устраняет мелких частиц. Ткань и бумага задерживают только крупные частички.
  2. Пастеризация. Тепловая обработка мутного вина подавляет бродильные процессы, отчего микроорганизмы гибнут и оседают с гущей на дно. Хмельное становится светлым.
  3. Криостабилизация. Чтобы создающие муть частицы опустились на дно, винцо охлаждают до -2 или -5°C (столовые или не крепленые сорта). Напиток сливают с осадка и процеживают в холодном виде.

Независимо от выбранного варианта осветления вино дополнительно настаивают 20 – 40 дней. Длительная выдержка нужна для того, чтобы на дно легли все микроскопические частицы, которые незаметны невооруженному глазу.

alkozona.ru

Хитозаном

Его получают из хитина ракообразных. Он практически нерастворим в воде, но отлично растворяется в некоторых кислотах. Растворённый хитозан – замечательный абсорбент жиров, углеводородов и жирорастворимых веществ.

Один он используется редко. Обычно на вино сначала воздействуют хитозаном, а потом препаратом Кизелзоль – так достигается наилучший эффект.

alcoplace.ru

Активированным углем

К очищающим вино веществам относятся различные активированные угли.

Они действуют поверхностным натяжением (адсорбцией) и служат не только для осветления, но чаще для обесцвечивания и удаления из вина неприятного запаха и вкуса. Количество прибавляемого к вину угля определяют предварительной пробой.

Для упрощения дальнейших расчетов пробу проводят с 1 л вина. Только в тех случаях, если на 100 л вина приходится брать больше 100 г угля, для пробной очистки берут по 250 мл вина.

  • Уголь взвешивают и переносят в стакан, сметая волосяной кисточкой приставшие к чашке весов частицы угля.
  • Смешав уголь с небольшим количеством вина, его прибавляют к остальной части пробы.
  • Бутылки закрывают пробками.
  • В течение 3-4 дней ежедневно, по крайней мере, один раз в день, сильно взбалтывают, а затем дают отстояться.
  • После этого пробу фильтруют через фильтровальную бумагу и производят вкусовую оценку.
  • Установленное пробой количество угля размешивают в нескольких литрах вина, а затем смесь вливают, при постоянном помешивании, в бочку с вином.
  • По окончании очистки углем очень полезно подвергнуть вино легкой оклейке (на 10 л взять 0,2 г танина и 0,2 г желатина) и затем профильтровать.

Следует, однако, иметь в виду, что уголь сильно действует на вино, им надо пользоваться только в крайних случаях. Дольше 5 дней уголь не должен находиться в вине.

eniw.ru

Холодом

Вино помещают в прохладное место (на улицу или в холодильник), где температура воздуха допускается для столовых вин до -2°C, для креплёных - до -5°C. Из-за низких температур частички сусла и остатки дрожжей опускаются вниз.

Вино сливают с осадка и фильтруют.

alcozavr.com

Кровью

Кровью очищаются только белые вина, так как красные могут полностью обесцветиться. В процессе очистки применяется сушеная кровь, приготовленная в виде порошка.

Кровяной порошок разводят в небольшом количестве вина и помещают в емкость с очищаемым вином. На 40 л вина достаточно 5–7 г кровяного порошка.

alkonaftam.ru

Тепловой обработкой

  1. Бутыли, в которых налито вино, плотно закупоривают, чтобы спирт не испарялся в процессе нагревания.
  2. Далее бутыли устанавливают в ёмкости и заливают холодной водой по горлышко, нагревают воду медленно до 50°C, после чего ёмкость снимают с огня, но бутыль из неё не вынимают до полного остывания воды.
  3. Такую процедуру можно повторять два – три раза. Потом вину дают возможность отстояться до шести дней и снимают с осадка.

Такой способ подходит для очистки любых вин, сделанных в домашних условиях.

alcorecept.com

Диоксидом кремния

Также известен как диоксид кремния. Кизельзоль хорошо работает вместе с желатином в качестве координационного агента, так как он действует как заменитель танина и прекрасно работает, чтобы удалить горечь из белых вин.

При использовании желатина, сначала желатин добавляют к вину, а затем от 24 до 48 часов спустя, вносится очень небольшое количество Кизельзоля, Через 2 недели вино переливается. Кизельзоль также прекрасно работает с хитозаном (смотрите раздел хитозана ранее).

alcorecept.com

Метавинной кислотой

Возможно, не рассматривается в качестве оклеивающего агента, но при его помощи, решается проблема выпадения винного камня. Так как виноград содержит винную кислоту и калий,то калий реагируя с винной кислотой в готовом вине образует битартрат калия, который в конечном итоге осаждается в виде прозрачного кристаллического порошка, без вкуса и запаха.

Кристаллы битартрата калия часто выпадают после розлива в бутылки. Особенно если вино хранится в погребе при более низких температурах. Иногда они выглядят как гранулы разбитого стекла в бутылке, но они абсолютно безвредны. Тем не менее, виноделы не совсем рады этому явлению.

  1. Метавинная кислота является полимеризованный винной кислотой, который предотвращает выпадения битартрата калия. Добавление Метавинной кислоты в готовые вина может ингибировать образование винного камня в для около 18 месяцев, если вино хранится при температуре ниже 20 ° C.
  2. Другой вариант для удаления винного камня это снизить температуру готового вина чуть выше температуры замерзания течение нескольких месяцев.

Казеином

Казеин представляет собой белок, содержащийся в молоке и доступен в виде казеината калия.

Он может быть использован в качестве заменителя желатина для снижения дубильных веществ в красном вин, и удаляет бурый оттенок из окисленных белых или розовых вин.

homewine.com.ua

Как определить дозу осветлителя

  • Наливаем в разные емкости по 150 г вина.
  • Добавляем в них разные дозы какого-либо осветлителя: где-то больше, где-то меньше.
  • Подмечаем, в какой из емкостей образовалось больше хлопьев, и используем эту дозировку для дальнейшего осветления напитка, четко следуя инструкциям по применению того или иного осветлителя. Тогда домашнее вино получится по-настоящему вкусным, ароматным и удивительно прозрачным!

Осветлив напиток, сделанный из винограда, других ягод или фруктов, не спешим сразу подавать его к столу!

Сначала нужно поместить бутылки в погреб или другое прохладное и темное место на 5-6 недель, чтобы оно отстоялось, а самые мелкие частички осели на дно. Потом снова фильтруем напиток и закладываем в погреб для последующего хранения и употребления.

Теперь вы знаете, как осветлить вино в домашних условиях, и какие осветлители и методы для этого используются. Опробуйте разные способы, находите оптимальные дозировки осветлителя и наслаждайтесь вкусным прозрачным вином!

tvoi-povarenok.ru

Как осветлить белое вино

Прозрачность, наряду со вкусом и ароматом, является важнейшим показателем качества вина. Однако по окончании брожения только очень небольшое количество вин (например, из черной смородины, вишни, клюквы и брусники) самоосветляется. Другие, и их большинство, чтобы стать прозрачными, требуют дополнительной обработки – фильтрования и осветления.

Фильтрование

  1. Перед тем, как осветлить белое вино, фильтровать надо все фракции напитка, так как все они после брожения содержат муть.
  2. Даже в том случае, когда на вид вино кажется абсолютно прозрачным.
  3. В качестве фильтра лучше всего использовать матерчатый мешок, сшитый в виде конуса из холста, бязи, бумазеи или фланели (ворсом наружу) и натянутый на ножках перевернутой табуретки. Под матерчатый фильтр надо поставить таз, чтобы туда стекало вино.
  4. Его надо лить так, чтобы мешок был всегда полон, то есть практически непрерывной струей, и делать это следует очень аккуратно, чтобы не взбалтывать осадок на дне конуса.
  5. Иногда вино необходимо пропустить через фильтр несколько раз, чтобы оно приобрело требуемую прозрачность.

Если частицы мути настолько мелкие, что они проходят через матерчатый фильтр, в вино надо добавить асбест. Для этого нужную порцию вина надо вылить в эмалированную емкость, добавить в него горсть асбеста, тщательно перемешать и вылить в мешок.

Склеивание

Бывает так, что даже вполне созревшее вино остается мутным. Избавиться от мути в этом случае можно с помощью осветления, или склеивания.

  • В качестве осветлителей используются самые разнообразные вещества, которые способны вызвать оседание мути.
  • В домашних условиях белое вино осветляют чаще всего желатином и танином, а красное – яичным белком.
  • Однако для этого также хорошо подходят коровье молоко, уголь и бентонит, а также вино, в состав которого входит большое количество дубильных веществ.

Независимо от осветлителя при его добавлении в вино происходит образование хлопьев, которые медленно (в течение нескольких дней) оседают на дно, увлекая за собой частицы мути.

Количество и тип осветлителя определяется опытным путем. Для этого надо взять несколько небольших порций вина и произвести несколько осветлений. Если осветляющего вещества добавлено слишком много, вино мутнеет, если мало, то хлопья не образуются.

Как осветлить вино из сливы

Осветление желатином – лучший способ добиться желаемой прозрачности сливовых вин.

  1. Перед тем, как осветлить вино из сливы, желатин (1–1,5 г на 10 л вина) заливают 1 стаканом холодной воды и дают настояться в течение 1 суток.
  2. За это время воду меняют 2–3 раза.
  3. Через 1,5–2 недели, когда вся муть осядет на дно, вино снимают с осадка.
  4. Делают это крайне осторожно. В противном случае осадок может разложиться, и тогда вино вновь станет мутным.

В вишневых, клубничных, грушевых и некоторых яблочных винах имеется дефицит дубильных веществ, поэтому при добавлении в них желатина хлопья не образуются совсем или в очень малом количестве. Вот почему в такие вина за 2–3 дня до осветления желатином надо добавить танин (0,3–0,5 г на 10 л вина).

Осветление танином желательно производить в том случае, когда в вине мало кислоты и нет терпкости.

Необходимый для осветления раствор танина можно приготовить заранее и использовать по мере надобности. Для этого 10 г чистого танина растворяют в 10 л дистиллированной воды, отстаивают в течение нескольких дней и фильтруют.

Дозировку раствора танина для осветления конкретного вина определяют опытным путем.

  • Берут 4 детских бутылочки с делениями, наливают в них по 150 мл вина и чайными ложками добавляют в бутылочки раствор танина: в 1-ю – 1 ложку, во 2-ю – 2 ложки, в 3-ю – 3 ложки и в 4-ю – 4 ложки.
  • Бутылочки встряхивают, доводят объем жидкости в каждой из них до 200 мл, размешивают и оставляют рядом с емкостью с вином примерно на неделю.
  • По прошествии положенного времени визуально определяют наилучший результат.
  • Затем во все вино добавляют то количество танина, которое содержалось в бутылочке с самым светлым вином.
  • Вино хорошо размешивают и оставляют до полного осветления, примерно на 1–2 недели.

alcorecept.ru

Способы, как осветлить яблочное вино в домашних условиях

Осветление готового яблочного вина можно проводить различными методами.

Казеином

После выдержки яблочное вино осветляют при помощи так называемой «оклейки»: в него вводят казеин или яичный белок, образующие нерастворимый осадок с нежелательными веществами. Затем вино пропускают через механический фильтр и разливают по бутылкам.

Теплом

Другой способ, как осветлить домашнее яблочное вино, это обработка теплом, т. е. подогрев вина в воде.

  1. Для этого бутылки необходимо поставить в емкость с холодной водой и нагреть на водяной бане до 50 °C, а затем снять с огня и оставить в воде до полного охлаждения.
  2. Такую операцию можно повторить 2–3 раза до полного осветления напитка.
  3. Затем вину нужно дать отстояться 5–7 дней, снять с осадка и плотно укупорить.

Холодом

Обработка холодом – охлаждение вина до температуры –2…–5 °C. При этой температуре коллоиды, которые захватывают муть, выпадают в осадок и таким образом осветляют вино. Охлажденное вино надо быстро профильтровать, так как при повышении температуры коллоиды растворяются, и вино снова становится мутным.

Даже в том случае, когда на вид вино кажется абсолютно прозрачным, в качестве фильтра лучше всего использовать матерчатый мешок, сшитый в виде конуса из холста, бязи, бумазеи или фланели (ворсом наружу) и натянутый на ножках перевернутой табуретки. Под матерчатый фильтр надо поставить таз, чтобы туда стекало вино.

Его надо лить так, чтобы мешок был всегда полон, то есть практически непрерывной струей, и делать это следует очень аккуратно, чтобы не взбалтывать осадок на дне конуса. Иногда вино необходимо пропустить через фильтр несколько раз, чтобы оно приобрело требуемую прозрачность.

  • Если частицы мути настолько мелкие, что они проходят через матерчатый фильтр, в вино надо добавить асбест.
  • Для этого нужную порцию вина надо вылить в эмалированную емкость, добавить в него горсть асбеста, тщательно перемешать и вылить в мешок.
  • Отфильтрованное первый раз вино еще содержит достаточно много мути, поэтому фильтровать его следует несколько раз до тех пор, пока оно не станет абсолютно прозрачным, а на дне мешка не образуется плотный слой асбеста.

Чтобы не взбалтывать скапливающийся асбест, вино лучше всего доливать с помощью сифона через резиновую трубку, опущенную в вино на несколько сантиметров. Перед каждой новой фильтрацией в вино надо добавлять по щепотке асбеста.

Желатином

Можно осветлить домашнее вино из яблок желатином – как показывает практика, это лучший способ добиться желаемой прозрачности напитка.

  1. Используя этот способ, желатин (1–1,5 г на 10 л вина) заливают 1 стаканом холодной воды и дают настояться в течение 1 суток. За это время воду меняют 2–3 раза.
  2. Разбухший желатин заливают 1 стаканом теплой воды или вина, хорошо перемешивают до полного растворения и разбавляют 3–4 стаканами вина.
  3. Еще раз перемешивают и выливают в емкость с вином.
  4. Через 1,5–2 недели, когда вся муть осядет на дно, вино снимают с осадка. Делают это крайне осторожно.
  5. В противном случае осадок может разложиться, и тогда вино вновь станет мутным.

alcorecept.ru

Недостатки процесса осветления вина

В очистке вина есть и свои недостатки:

  • Процесс очистки уменьшает количество экстрактивных веществ в вине.
  • Уменьшается количество алкоголя, присутствующего в вине.
  • Ухудшается окраска красных вин.

Для приготовления 1 % раствора желатина или рыбьего клея, т. е. на 1 г взятого вещества, берут 100 г горячей воды (можно сделать раствор, состоящий из 85 г воды и 15 г спирта, он намного лучше).

Если взять 20 капель раствора на 1 л вина, это будет соответствовать 1 г желатина или рыбьего клея, предназначенного на 80 л вина. 40 капель на 1 л соответствуют 2 г на 80 л вина.

alkonaftam.ru

Фильтрация вина перед осветлением

Как правильно снять вино с дрожжей

Снятие и осветление молодого домашнего вина нужно проводить не позже чем через две недели его брожения на дрожжах. В противном случае напиток может испортиться.

Прежде чем приступать к процессу осветления, необходимо избавиться от основной массы осадка на дне. Делать это нужно следующим образом:

  1. Поставить бутыль с будущим вином на возвышение (стол или табурет).
  2. Рядом, на более низком уровне (например, на полу), расположить тазик. Предварительно его нужно старательно вычистить содой, чтобы никакие посторонние вещества с его стенок не попали в вино.
  3. Засунуть в бутыль тонкий резиновый шланг. При этом надо следить за тем, чтобы конец трубки не касался гущи на дне. Второй конец опустите в тазик.
  4. Немного наклоните бутыль, чтобы жидкость потекла через шланг в таз.
  5. Переливать вино из бутыли в таз нужно крайне осторожно, чтобы вместе с жидкостью не вылился ненужный осадок.

Несколько способов фильтрации

Даже если после снятия с дрожжей визуально вино кажется прозрачным, его все равно необходимо дополнительно отфильтровать. Чтобы сделать это, существует несколько проверенных способов:

  • При помощи пористого картона. Через конусообразный мешок из фланели, бязи, бумазеи или холста.
  • При помощи асбеста. Каждый из этих вариантов по-своему эффективен. Они похожи между собой по принципу действия и технологии проведения, но имеют свои особенности.

Чтобы очистить вино от посторонних частиц, его нужно несколько раз пропустить через фильтровальный материал. Если вы выберете ткань или картон, жидкость необходимо перелить несколько раз, чтобы вымыть из нее как можно больше «мусора».

Как провести фильтрацию

Названные выше способы не дают стопроцентной гарантии полного очищения напитка. Если вы видите, что такая обработка не устранила мутность полностью, воспользуйтесь асбестом:

  1. Налейте вино в эмалированную миску и добавьте в него горсть асбеста.
  2. Старательно перемешайте его и процедите через тканевый мешок.
  3. Повторите процедуру несколько раз, при каждом заходе добавляя по щепотке асбеста.
  4. Когда увидите, что вино стало кристально чистым, а на дне мешка образовался приличный слой асбеста, можете прекратить фильтрацию и переходить к следующему этапу обработки – осветлению.

monateka.com

Что нужно сделать после обработки вина

Чтобы создать идеальный, чистый напиток, нужно хорошо освоить домашнее виноделие.

Обработка вина требует особого внимания, тщательности и контроля во время каждого этапа.

  • После снятия дрожжей, фильтрации и осветления все, что вам останется сделать, – это оставить получившуюся жидкость в покое недели на полторы-две.
  • Затем сливаете напиток через сифон, не затрагивая при этом образовавшийся осадок, – и все, можно спокойно ждать, когда он окончательно дойдет до кондиции и будет готов к употреблению.

fb.ru

Определение качества готового вина

Даже приготовленное по всем правилам вино может обладать рядом недостатков, которые необходимо устранить до его розлива в бутылки. Чаще всего они возникают от заниженного содержания в вине сахара, кислоты или спирта.

Купажирование

Недостаточную сахаристость или кислотность вина лучше и проще всего исправить с помощью купажирования (например, кислые вина смешать с некислыми). Однако не всякое вино подходи для купажирования, поскольку смешиваемые вина должны гармонировать по вкусу и аромату.

Вот почему опытные виноделы, прежде чем приступить к купажированию, берут небольшие дозы вина и смешивают их друг с другом, добиваясь нужного результата. В исправленном вине должны хорошо ощущаться вкус и аромат основного плода, то есть яблочное вино должно оставаться яблочным. По этой причине объем добавляемого вина не должен превышать 20 %.

Кроме того, в процессе купажирования вино может помутнеть.

Чтобы избежать этого, пробу дополнительно проверяют на прочность: выдерживают в течение нескольких дней.

Добавление лимонной и молочной кислоты, сахара

  1. В недостаточно кислое вино можно добавить лимонную или молочную кислоту. При этом необходимо иметь в виду, что в сладких и крепких винах кислота ощущается слабо, поскольку ее перебивают сахар и спирт.
  2. В несладкое вино просто добавляют необходимое количество сахара, предварительно растворив его в небольшом количестве вина. Исправленному с помощью купажирования вину дают некоторое время отстояться и только потом разливают его в бутылки.

Определение крепости вина

Определение крепости вина, то есть содержания в нем спирта, является не таким простым и быстрым процессом, как купажирование.

  • Для этого берут стакан и взвешивают, затем наливают в него воду комнатной температуры (примерно 20 °С) и снова взвешивают.
  • После этого воду выливают, а стакан просушивают, наливают в него вино той же температуры, что и вода, и взвешивают.
  • Далее вино выливают из стакана и кипятят около 30 минут для удаления из него спирта, охлаждают, вновь переливают в стакан и взвешивают. Все 4 показания записывают и приступают к вычислениям.

Пусть стакан воды весит 250 г, стакан вина - 249 г, а стакан вина без спирта - 254 г. Если разделить вес вина на вес воды, получится удельный вес вина: 249: 250 = 0,996. Точно так же можно определить удельный вес вина без спирта: 254: 250 = 1,016. Затем из удельного веса вина без спирта надо вычесть удельный вес вина со спиртом: 1,016 — 0,996 = 0,02. Полученную разность вычитаем из единицы (удельного веса воды): 1-0,02 = 0,98 - и находим число, обозначающее удельный вес смеси воды со спиртом, взятой в том же количестве, что и исследуемое вино.

Чаще всего низкое содержание спирта в вине объясняется наличием в нем неперебродившего сахара. В этом случае в вино надо добавить дрожжевую закваску и дать ему забродить.

Если же весь сахар сброжен, а желаемая крепость не достигнута, значит, в сусле изначально было мало сахара. Тогда в вино надо добавить сахар (170 г на 10 л вина для наброда 1 % об. спирта), дрожжевую закваску и возобновить брожение.

Виноделы стремятся к совершенству вкуса, поэтому сегодняшний урок «Школы крафта» полностью посвящен теме фильтрации. Я познакомлю вас с народными и современными методами фильтрации, с возможностями фильтр-прессов для крафтового виноделия. Вы научитесь очищать вино с максимальным сохранением букета и цвета напитка.

Звенит звонок – начинаем урок!

Как это было раньше

Конечный продукт труда винодела редко бывает прозрачным. В вине могут оказаться жмых, остатки дрожжевых культур, винный камень, сахарный осадок. Такие включения не только делают вино эстетически непривлекательным, но могут провоцировать повторное брожение, что сведет на нет все труды и хлопоты. Поэтому вино нужно очистить.

Можно воспользоваться одним из народных методов с применением натуральных адсорбентов:

  • яичного белка;
  • желатина;
  • казеина (молока);
  • активированного угля;
  • порошка дубовой коры.

Алгоритм простой: подготовленный активный агент добавляют в вино и оставляют на некоторое время. Затем снимают с осадка. Из-за того, что многие вещества как бы склеивают нежелательный осадок, процесс фильтрации еще называют оклеиванием.

Часть методов предполагает использовать физические свойства веществ, чтобы заставить взвесь осесть на дно:

  • охлаждение;
  • нагревание с последующим охлаждением.

Здесь также все несложно: после охлаждения или нагрева с последующим охлаждением взвесь опускается на дно и вино просто снимают с осадка.

Есть способы, основанные на простом физическом процеживании, например через матерчатый фильтр.

Это помогает удалить крупные фракции взвеси – жмых или какие-то посторонние включения.

Бентонит – верный помощник винодела

Если вы планируете достичь максимального результата при минимальных вложениях, то откажитесь от перевода яиц и желатина. Просто возьмите недорогой и эффективный бентонит.

Бентонит – натуральный адсорбент природного происхождения. Выпускается в порошке или в жидком виде. Его основные преимущества – способность адсорбировать белковые остатки, осаживать на свою поверхность остаточные колонии дрожжей. Бентонит отлично осветляет и очищает вино, повышает его стабильность за счет удаления дрожжевых следов. Это снижает опасность повторного брожения.

Как использовать порошок бентонита для фильтрации?

Для виноградных и фруктовых вин потребуется 50–70 грамм порошка бентонита на 10 литров напитка.

  • Сухой бентонит залейте водой в соотношении 1/3 или 1/5. Если вы взяли 50 г осветлителя, то воды нужно от 150 до 250 мл.
  • Дайте постоять 3–4 часа. За это время бентонит набухнет и образует густую кашицу.
  • Излишек воды слейте.
  • В смесь добавьте небольшое количество вина, достаточно 50–100 мл.
  • Хорошо размешайте и тонкой струйкой влейте в основной объем.
  • Перемешайте и оставьте на некоторое время (до нескольких дней).
  • После того как на дне образуется осадок, а вино посветлеет, можно снимать с остатка.

Как использовать жидкий бентонит для фильтрации?

Жидкий осветлитель полностью готов к применению. Вам остается только отмерить его из расчета 0,5 мл на 1 литр вина, разбавить водой и влить в основной объем будущего напитка. Затем размешайте и позвольте бентониту сделать свою работу.

На очистку может уйти до нескольких дней. Сигналом ее окончания станет выпавший на дно емкости осадок и посветлевшее вино.

Фильтр-пресс в домашнем виноделии

Если вы приверженец современных технологий, если хотите экономить время, если у вас большие объемы производства или специфический состав вина с такой взвесью, которую сложно удалить бентонитом, тогда придется прибегнуть к профессиональным технологиям фильтрации. Без фильтр-пресса вам не обойтись. Он справится с фракциями, которые невозможно убрать домашними средствами.

Принцип работы фильтр-пресса состоит в том, что вино под давлением прогоняется через слои фильтрационного материала. Взвесь остается на поверхности пластин, а чистое вино стекает в емкость.

Только с помощью фильтр-пресса можно удалить винный камень, остатки дрожжей на молекулярном уровне, а также сахарный осадок, который не поддается даже воздействию бентонита, не говоря уже о яичном белке и прочих народных способах.

Остаточная сахарная или дрожжевая взвесь может быть настолько мала, что она не удаляется обычными методами, ее невозможно отцедить или осадить. Она остается в вине, и напиток через некоторое время снова начинает бродить. И только некоторые виды фильтр-картона могут убрать эту взвесь.

В разных моделях фильтр-прессов может быть различное число промежуточных пластин из фильтрационного материала, от 6 до нескольких десятков. Небольшие прессы для домашнего виноделия включают минимальное количество фильтрующих слоев, 6 или 10.

Фильтр-картон: какой бывает?

Фильтр-картон – это популярный в виноделии фильтрационный материал, изготовленный из целлюлозы, в которую добавляются различные минеральные вещества. Пластины фильтр-картона имеют различную степень пористости, которая измеряется в микронах. У каждого производителя может быть собственная система обозначений (маркировки) фильтр-картона. Каждый вид имеет свое назначение и применяется для разных типов фильтрации: тонкой, грубой, средней и даже стерилизующей.

В своей работе я использую пресс итальянского производства, соответственно, и фильтр-картон также итальянский, производства компании Grifo. Его фильтр-пластины допускают до 5 циклов использования, так что расход весьма экономный.

Размеры листов фильтр-картона для разных прессов различаются.

  • Небольшие пластины 20 х 20 см используются в компактных прессах средней и небольшой мощности.
  • Для мощных производительных моделей используют пластины размером 40 х 40 см.

В технических характеристиках и описании фильтр-пресса указывается, какой размер пластин для него подходит, а уж плотность вы выбираете самостоятельно, в зависимости от того, какой тип очистки вам требуется.

Приведу таблицу маркировки фильтров Grifo и их назначения в зависимости от тонкости фильтрации.

Маркировка фильтр-пресса

Назначение

Поддерживает использование инфузорной земли. Используется для осветления сиропов, пива, масел

Предварительная очистка. Подходит для масел первого отжима и молодых мутных вин с коллоидными образованиями

Подходит для молодых вин, в том числе с высокой мутностью. Можно использовать для осветления сиропов, масел

Подходит для вин со средней и небольшой мутностью

Подходит для осветления вин с небольшим количеством осадков, фильтрует и осветляет все виды дистиллятов, в том числе косметические жидкости

Подходит для осветления вин с сахарным осадком

Подходит для самой тонкой фильтрации, гарантирует 100 % стабильности напитка

В большинстве фильтр-прессов соблюдается та же закономерность маркировки – чем выше показатель, тем тоньше фильтрация и очистка.

Для тех, кто хочет большего

К фильтр-прессам многие виноделы относятся как к исключительно промышленному оборудованию. Но это неверный подход. Давно появились модели, которые отлично зарекомендовали себя в домашнем использовании. Я рекомендую Hobby FCH 10 и Hobby FCH 6 . Обе модели итальянского производства, компактные, легко моются. Работают с соками, пивом, квасом и другими жидкостями. Это очень удобно, если вы всерьез занимаетесь крафтом хотя бы в масштабах собственного приусадебного хозяйства. Обе модели идеальны для объемов изготовления вина до 500 литров.

Hobby FCH 6

Имеет 6 промежуточных пластин, но для работы может использовать и меньшее количество, всего 4 штуки. Производительность – 200 литров в час. Работает с вином, пивом, квасом и даже вязкими жидкостями – с маслом, сиропом, настойками.

Основные плюсы устройства: экономное потребление энергии, высокая производительность, простота эксплуатации и разумная цена.




Hobby FCH 10 SP

Пресс имеет 10 промежуточных пластин размером 20 х 20, допускается использование и меньшего количества пластин – 6 или 8 штук.

Производительность – до 200 литров в час. Предназначен для фильтрации самых разных по составу и текстуре жидкостей: вина, пива, кваса, масла, сиропов, настоек и так далее.

Отличные параметры производительности, широкие возможности фильтрации и разумная цена – все, что нужно виноделу.

Что больше?

Если вы производите более 500 литров вина за сезон, то разумнее использовать серию Professional, например модель Professional FCP-40 30-SP с пропускной способностью до 1800 литров в час. В таких мощных прессах используют фильтр-картон больших размеров 40 х 40 см, а количество промежуточных пластин пресса – 30 штук.

Практическая часть

В практической части я предлагаю предметно познакомиться с устройством фильтр-прессов, пригодных для домашнего виноделия.

Домашнее задание

Расскажите, как вы фильтруете домашнее вино? Жду ваших рассказов с фото «до» и «после».

На сегодняшнем уроке мы научились фильтровать вино цивилизованно, с помощью современных средств, которые достойны быть в арсенале каждого винодела. Вы узнали об устройстве и возможностях фильтр-прессов и о том, чем они могут быть полезны в домашнем виноделии. Звенит звонок – урок окончен! Спасибо за внимание.

Добавляйте хештеги к своим домашним работам #школа_крафта #cosmogon