Япония. Чаепитие в Японии — чем интересна и необычна эта церемония

В первый раз японцы попробовали чай в VIII в. В это время, чай получил распространение в Китае, и постепенно проник в Японию, тем самым, положив начало искусству чайной церемонии.

Чайная церемония – это действо, в котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники. Прежде чем приступить к чайной церемонии, все участники, которых должно быть не более пяти человек, концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести необходимый психологический настрой. Только так можно ощутить всю духовность чайной церемонии и ощутить «вкус дзэн», что означает – «вкус чая».

Каждой детали чайной церемонии уделяется огромное значение, будь то- само помещение, чайная утварь, настрой гостей или последовательность действий.

Как проходит чайная церемония?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Чайная церемония начинается с подготовки хозяина к будущему событию. Для этого он выбирает помещение, в котором будет проходить чайное действо, организовывает необходимый уют, подготавливает чайную утварь и свежие платки для приема гостей. Хозяин– главное действующее лицо на чайной церемонии, хотя по сути, он является только прислугой, который встречает гостей, выносит в специальную чайную комнату утварь, готовит чай, подносит его гостям, а по окончании уносит чайную утварь и провожает гостей. Однако, несмотря на это, хозяину предъявляются не меньшие требования.

Помимо подготовки самой чайной церемонии, он еще ответственен за выбор гостей. Для начала устроитель церемонии выбирает «главного гостя» праздника, который обязательно должен быть хорошо осведомлен о чайной церемонии, знать все тонкости ее проведения, и кроме этого – уважаемым человеком. Требования к «главному гостю» предъявляются по причине того, что именно он должен начинать чайную церемонию, подавая пример всем остальным гостям, пришедших в гости к хозяину. «Главный гость» должен быть извещен о том, что его приглашают на церемонию не позднее, чем за неделю до праздничного действа. После этого, приглашенное лицо, может либо подтвердить свое участие, либо вежливо отказаться. Если все же человек соглашается быть «главным гостем» и прийти на чайную церемонию, он должен вместе с хозяином церемонии рассмотреть и утвердить всех остальных гостей. Для этого, устроитель присылает список кандидатур, из которых нужно отобрать пять человек.

Чаще всего хозяин праздника посылает письмо, но в некоторых случаях, он может навестить гостя и переговорить с ним с глазу на глаз.

После согласования списка участников, которые будут приглашены и утверждения «главного гостя», хозяин начинает заниматься подготовкой письменных приглашений для всех гостей. В современной Японии, для этих целей все чаще используется телефон, однако до 30 годов, строгим правилом было либо со стороны гостя – нанести визит организатору праздника, либо направить срочное благодарственное письмо.

Еще одним важным предварительным шагом является согласование с гостями типа события, по случаю которого организовывается чайная церемония. Если это формальное событие, например, в честь какого-то торжественного случая, то мужчины должны надеть шелковое кимоно, специальную накидку черного цвета с начертанием белого знака, хакаму

(широкие штаны) и пояс белого цвета (таби). К женщинам, которые участвую в чайной церемонии, даже если она проходит по неформальному поводу, предъявляется строгое требование – их одежда не должна быть яркой и броской.

Огромные требования предъявляются и к пространству, где будет проходить чайная церемония. Такое пространство должно состоять из двух зон: открытой и закрытой. Открытая зона – это сад, а закрытая – это само помещение, где будет проводиться чайное действо. Гости, которые пришли на чайную церемонию сначала попадают в сад, а затем в чайную комнату. Такое расположение пространства, как бы очерчивает, ограждает чайную комнату от всего мира, делая ее таинственной и недосягаемой. При таком расположении пространства, соединяется энергия инь (закрытое помещение) и ян (садовая зона).

Можно немного укоротить))))

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Что может быть лучше чашечки ароматного чая в череде будничных дел? Только чашечка ароматного чая где-нибудь на японских просторах! Итак, сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу гармонии и спокойствия, а заодно узнаем все про чаепитие в Японии.

Сегодняшняя статья поведает, почему приготовление чая для японцев – настоящее искусство, как оно пришло на их родину, в каких случаях проводятся церемонии, где проходят чайные мистерии. Также вы узнаете, как называются все эти многочисленные чашечки и чайники, как мастер чайного ритуала воплощает свои таланты. Ответы на эти вопросы и другие интересные факты – в статье ниже.

Путь чая

Японская чайная церемония носит название «садо » или «тядо » и значит «путь чая», «чайное искусство». И это совсем не преувеличение – чтобы овладеть искусством, будущие мастера учатся долгое время, постигают все тонкости, связанные с чаем.

Чайная церемония – это традиционный японский ритуал, который отличается необычайной эстетикой и сложностью. Его можно назвать таинством, происходящим между участниками, особой формой общения и единением душ.

Во время чаепития люди наслаждаются эстетикой окружающего мира, неспешно беседуют, отдыхают и наполняются гармонией. Ритуал проходит в особом помещении и следует строгим правилам, которые остаются неизменными многие века.

Сегодня в Японии существует больше пятидесяти крупных школ, обучающих мастерству чайной церемонии. Они распространились по всему миру – их представительства имеются в двадцати государствах, в том числе в России.

На японские земли традиция пить чай пришла с материка, а точнее, из Китая, где люди испокон веков ценили терпкий вкус напитка и выращивали целые плантации. Но в то время как жители Китая вкладывали в ритуал принципы , японцы отождествляли его с , поэтому церемонии здесь проходили просто, естественно, в спокойной атмосфере.

Японское ритуальное чаепитие придерживается нескольких правил:

  • почтение и взаимное уважение гостей и мастера;
  • чувство гармонии во всем: как в используемых предметах, так и в мироощущении действующих лиц;
  • спокойное, безмятежное расположение духа;
  • чистые помыслы, действия, ощущения.

Исторический экскурс

Судя по историческим справкам, чай достиг японских берегов приблизительно в 7-8 столетии. Его привезли буддийские монахи из Китая, которые сделали чаепитие частью практики.


Буддийское учение распространялось, а с ним – его традиции. Буддисты пили чай во время медитативных практик, даровали в качестве подношений. Так привычка пить чай укоренилась среди адептов буддизма.

В 12 столетии монах Эйсай подарил правителю Минамото книгу, которая рассказывала о пользе чая для здоровой и долгой жизни – обряд чаепития начал распространяться в придворных кругах. Веком позже чайные церемонии стали популярны среди самураев. Они отличались пышностью и ритуальностью.

Постепенно чай перестал быть исключительно напитком монахов – он набирал обороты среди аристократов. Они проводили настоящие турниры, в ходе которых проводилась дегустация разных видов чая, и участникам нужно было отгадать, что это за сорт и откуда он привезен.

Элемент игры перерос в безумное торжество и веселье – сотни мужчин и женщин принимали ванны – так называемые фуро – наполненные чаем, который оттуда же и пили. Все действо заканчивалось фуршетами с огромным количеством угощений и сакэ. В тот момент люди думали о лечебных свойствах чая в последнюю очередь.


Чайная церемония в Японии. Гравюра

Простому населению, жителям городов и земледельцам, чаепитие также пришлись по вкусу. Ритуалы были более скромными, нежели среди знати, но помогали отдохнуть в перерыве между тяжелым трудом, насладиться моментом и побеседовать на отвлеченные темы. Все элементы – принятие чайных фуро, строгие правила турниров, скромность церемоний обычных людей – позже сложились в единый ритуал, который теперь считается классикой.

Наибольшего развития чайное искусство достигло в XVI-XVIII века. Оно связано в первую очередь с именем Дзёо Такэно, придумавшим особое сооружение – чайный дом – тясицу , отличающийся скромностью и простотой.

Позже его ученик Сэн-но Рикю в дополнение к тясицу создал сад, а также тропинку, вымощенную из камня – родзи. Вместе с тем он определил этикет: когда и о чем вести разговор, как мастер должен проводить церемонию и наполнять гостей гармонией изнутри. Также Рикю ввел традиционную посуду, и чайная церемония стала отличаться не напускной, внешней красотой, а внутренней, скрытой в мягких цветах и приглушенных звуках.


Сен-но Рикю (1522-12.04.1591). Один из основоположников японской чайной церемонии

Чаепитиями стали увлекаться все японцы: от бедных слоев населения до императорской семьи. К 18-му столетию появилась сеть школ, обучавших чайному мастерству. Руководили ими иэмото – они помогали освоить ученикам искусство, учили всем нюансам: разбираться в сортах чая, правильно его заваривать, вести непринужденные беседы, создавать в компании дружественную и гармоничную обстановку.

Виды чаепитий

У японцев есть много поводов, чтобы собраться на чайную церемонию:

  • ночь – церемония проходит при лунном свете, гости собираются около 12 часов ночи, а расходятся до рассвета – до 4 часов;
  • восход – приблизительно с 3-4 часов до 6;
  • утро – с 6 часов, чаепитие проходит в жаркое время года, когда утром еще можно насладиться прохладой и неспешной беседой перед рабочим днем;
  • послеобеденное время – завершает обеденную трапезу, к чаю могут подаваться сладости;
  • вечер – чаем заканчивается трудовой день, приблизительно в 18 часов;
  • особый случай – это может быть любой праздник, такой как свадьба, рождение ребенка, день рождения или просто повод собраться с друзьями. Это особая церемония, которая носит название «риндзитяною » – люди специально приглашают чайного мастера, обладающего опытом проведения ритуалов.

Место для чаепития

Чаепитие проводится на особой территории. В идеале это сад, в нем тропинка ведет к дому – здесь проводится сама церемония.


В современных реалиях у японцев часто нет возможности обзавестись собственным садом, поэтому местом проведения нередко выступают обычные помещения, отдельные комнаты или даже просто небольшой столик .

Сад – тянива

Он обычно огорожен забором, а перед входом стоят ворота. За воротами гости могут оставить личные вещи и переобуться. Тянива обычно небольшой, но очень уютный. Здесь царит атмосфера спокойствия и приглушенной эстетики.

Вечнозеленые растения, высаженные на территории, ограждают сад от ярких солнечных лучей. Повсюду встречаются камни, поросшие мхом, и декоративные фонари. Вечером и ночью они неярко святят гостям, провожая их к сказочной мистерии.

Тропинка – родзи

Буквально название по-японски звучит как «дорога, окропленная росой». Обычно родзи вымощена природными камнями и напоминает тропу, петляющую между холмами.


Ее исполнение, размеры и форма ограничены лишь фантазией архитектора. В конце тропинки, перед самим домиком, стоит колодец, где гости могут совершить ритуальное омовение.

Дом – тясицу

Домик для чаепитий скромный и маленький, состоит всего из одной комнаты с шестью-восемью окошками. Они находятся довольно высоко, чтобы вид из окна не отвлекал от происходящего ритуала, а только пропускал рассеянные солнечные лучи.

Вход в тясицу низок и узок – такая хитрая конструкция заставляет поклониться, нагнувшись, всем присутствующим в комнате, независимо от их статуса в обществе. Во времена самураев узкий проход не позволял им входить в дом с оружием, воины были вынуждены оставлять его снаружи.

Домик обставляется очень просто: татами на полу, очаг в центре, а также стенная полка – токонома . На ней хранятся благовония, цветочная композиция и свиток, где написано изречение, подготовленное мастером специально для участников.


Подача

Напиток подается в специальной посуде – деревянной, бамбуковой, керамической или медной. Она не должна быть вычурной, наоборот, стараются использовать старую или специально состаренную посуду, чтобы показать дань традициям. Но главное правило – все предметы должны быть чистыми и гармонировать между собой.

В ходе чаепития используют несколько предметов:

  • тябако – коробка, в которую насыпают чай;
  • тягама – сосуд, в котором нагревается вода;
  • тяван – чаша больших размеров, откуда все гости пьют чай во время первого круга;
  • хишаку, или чаван – небольшие чашки для каждого гостя;
  • тясака – бамбуковая ложечка для насыпания чая;
  • кобукуса – ткань, на которой подают чашки с чаем.


Гостей на чаепитие приглашают заранее, обычно пять человек. Приглашенные тщательно готовятся к церемонии, надевают специальную одежду, например шелковые кимоно.

Хозяин, он же мастер, приветствует всех присутствующих поклоном и угощает сладостями – кайсэки . Когда вода вскипит и немного остынет, он начинает готовить густоватый чай – маття . Остальные молча наблюдают за этим действом, перехватывают взглядом каждое движение.

Затем в тяване приготовленный чай передается по кругу, начиная с самого главного гостя. Каждый понемногу отпивает из общей чашки и передает другому, выражая тем самым доверие всем участникам.

После этого мастер наливает чай в индивидуальные чаваны, и гости наслаждаются неповторимым вкусом и густотой чая, ненавязчивым разговором и чувством спокойствия и тепла, разливающегося по всему телу.


В конце церемонии хозяин извиняется, кланяется гостям и покидает комнату. Это значит, что чаепитие закончилось.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам непременно поучаствовать в чайной церемонии в лучших японских традициях.

Если вам понравилась наша статья, делитесь ей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на рассылку блога – впереди еще много интересного. До встречи!

Спешим Вам сообщить, что, как мы и обещали в предыдущих статьях — вскоре выйдет новая рубрика! Мы свои обещания держим, поэтому не медлим Вам рассказать следующую тему — японская чайная церемония. Но перед тем как мы начнем, у нас есть две новости!

  1. Мы приняли участие в очень интересном конкурсе « » — Вам наверное было бы интересно узнать, как проводят свои дни создатели сайтов, тем самым Вы смогли бы с нами поближе познакомиться. О нашем участии Вы сможете узнать в скором времени;
  2. А вторая новость Вас порадует еще больше. Совсем скоро на сайте susi-college появится рубрика специально для Ваших ребятишек, которая будет беспрерывно пополняться и пополняться. Не один родитель не сможет отказать своему ребенку в такой вкусняшке!

И так, подписываемся на обновления блога здесь, и ждемс!

Японская чайная церемония (тя но ю ) – это…

…особый традиционный ритуал чаепития в Японии. Такая церемония была создана в средние века еще монахами-буддистами. Но после прижилась и стала элементом всей японской культуры. И сегодня мы с Вами пьем чай дома, в гостях и в маленьких кафе, применяя некоторые очень старые обычаи настоящей японской церемонии чаепития, сами об этом не догадываясь…

Как же появилась японская чайная церемония?

Свое путешествие начал чай. Он был завезен с материка в Японию монахами-буддистами и употреблялся только при медитации. После чай стали пить и при других случаях, так как распространилась наука о сохранении здоровья при помощи чая, и действительно современная наука знает о полезных качествах чаев, особенно травяных. А уже к 13 веку чаепитие стало и ритуалом самураев, хотя оно не отвечало изначальным правилам и принципам покоя и гармонии. А уж потом этот ритуал добрался до японской знати, где устраивались целые чайные турниры, правилами которых являлось представление разных видов чаев и определение вида чая по его вкусу. Как Вы думаете сколько видов чая Вы смогли бы определить по вкусу? В последствии обычаи менялись и церемония меняла свою суть и смысл. Также и в простонародье чаепитие вошло в традицию, но без шикарных обычаев и трапез, а представляло просто собрание людей для обсуждения тем беседы за чашечкой чая. Вот такой длинный путь проделал чай, чтобы завоевать людское доверие и любовь. Японская чайная церемония долго видоизменялась и приняла конкретную форму, как обряд только в 1500 году.

В целом японская чайная церемония представляет собой организованную встречу хозяина с его гостями для совместного отдыха, наслаждаясь красотой беседы и употреблением чая. Такие церемонии проводятся в специальных местах – чайных домиках, но в современном мире мы принимаем гостей просто у себя дома.

В Японии говорят, что «чайная церемония – это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Интересно, что наша русская чайная церемония кардинально отличается от спокойной японской церемонии. Ведь мы ее проводим активно и весело под звук бурлящего самовара и хрумканья баранок.

Традиционные виды чайной церемонии:

  • Ночная (проводится при луне с 12:00 до 04:00 утра)
  • На восходе солнца (проводится с 03:00-04:00 утра до 06:00)
  • Утренняя (проводится с 06:00 в жаркие дни)
  • Послеобеденная (проводится с 13:00)
  • Вечерняя (проводится с 18:00)
  • Специальная (праздничная, организованная по специальному случаю)

А также японская чайная церемония имеет определенную цель: создание настроения спокойствия и расслабленности; отключение от забот; устремленность к истинной красоте, не бросающаяся в глаза, таящуюся в простых вещах и тихих звуках. И в правду, приятно посидеть в тишине и насладится вкусом горячего чая в кругу друзей и родных.

Зародившись в древнем Китае, чайные традиции начали свою экспансию во всех направлениях. В Японию семена чая попали ориентировочно в 9 веке: в ту пору это был напиток для избранных – его пили люди, принадлежавшие к дворцовой знати.

Чайные церемонии также являлись частью культуры буддистских монахов, которые, как предполагается, и завезли чай в Страну восходящего солнца. Другая версия – появление чая в Японии еще в 6 в.н.э., когда Япония стала устанавливать дипломатические отношения с Китаем.

История взращивания чая, согласно имеющимся сведениям, восходит к 802 году н.э., когда монах по имени Сайти разбил чайную плантацию у подножия горы Хией-дзан. Однако именно массовое производство чая в Японии связывают с именем Эйсая – монаха одного из дзен-буддистских монастырей. Он сам привез из Китая чайные кусты отборных сортов и занялся их выращиванием при монастыре. Немногим позже - в 1191 - году Эйсай написал свой известный труд о полезном влиянии чая на организм человека.

Со временем масштабы чайных плантаций в Японии выросли, появились новые выведенные сорта, был освоен способ производства порошкового чая, стало применяться обжаривание чайных листьев для улучшения их вкусовых свойств.

В дальнейшей истории чайных традиций в Японии можно выделить еще несколько интересных событий:

14-15 в.в. – появление чайных турниров, которые стали интересным развлечением не только для богатых, но и для более бедных слоев японского общества. Все участники таких турниров должны были дегустировать различные сорта чая и угадывать их название и происхождение. В этот же период происходит зарождение чайной церемонии, которая в Японии имеет свои особенности. Основоположником такого действа стал в 15 в. н.э. монах Мурата Дзюку;

в 1610 году Япония впервые экспортировала свой чай за пределы страны. Первая партия отправилась в Европу силами датской торговой компании;

в 1736 г. священник Коюгай Байсаоу открыл в городе Киото первый чайный домик, где могли покупать чай простые люди;

в 1740 г. японец Соен Нагатани получил путем селекции новый чайный сорт – сенча , который на сегодняшний день является самым распространенным японским сортом зеленого чая.

  • Правила выбора мате: упаковка и качество

    Если страна-изготовитель определена, стоит обратить внимание на сроки. Просроченный продукт разительно отличается по вкусу неприятной горечью, вязкостью или вовсе посторонними включениями. ...

  • Чай с крапивой

    Крапива – это не простой сорняк, хотя именно так многие привыкли относиться к этому необыкновенно полезному растению. Крапивные щи на Руси готовили издавна, да и сегодня многие хозяйки не брезгуют нарвать по весне молодой крапивы, чтобы угостить близких необыкновенно вкусным и витаминизированным блю...

  • Японский чай

    В Японии используют главным образом зеленый чай, который заваривают особым способом. Сначала сухие листья тщательно растирают в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния. Затем порошок засыпают в подогретый горячим воздухом специальный фарфоровый круглый чайник. Обычно заварка берется из расче...

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.