Узоры для писанки и их значение. Писанка - история, символы и символика, орнаменты, разновидности, традиции

**************************************** **************************************** ********************************
Обряды, связанные с изготовлением писанок.
Время написания писанок. Больше всего писанок расписывают к пасхе. Поэтому сложилось мнение, что их рисуют только к этому празднику. Раньше их расписывали ко всем весенним праздникам и для каждого из них были свои узоры.
На Сретение - 12 февраля, когда зима встречается с летом, на Черкащине рисовали три писанки с простым, ломаным и косым крестом (свастикой). Это знак того, что Солнце будет всё больше посылать тепла на землю.
На праздник Коляды , когда чтили Солнце при переходе с зимы на весну, на писанках изображали розу полную, боковую, половинчатую. Такие писанки девушки дарили парням в знак своей приязни и любви.
На сорок святых надо было выявить своё умение - сорок писанок надо было нарисовать с разными узорами. Если женщина с этим справлялась, то считалась настоящей писанкаркой. Обязательной была Писанка с мотивом «Сорок клиньев».
На Благовещенье уже рисовали деревца с цветочками, листья разные, сосенки, листья с бараньими рожками, хмелеки - всё то, что связано с приростом.
Вербное воскресенье приносило цветное и затейливое разнообразие писанок. Тут были и солнышки, и прутики, и деревца.
На Пасху и Проводы писанки наполнены солнечной красотой. Тут уже выписывают во всю широту творческой души. Только на Проводы цвета темнее и грустнее.
На Мироносицкую (10 мая) уже летние узоры идут. Тут больше ромбиков, горошка, бараньих рожек.
На Вознесение рисовали всё, что знали. И солнышки, и звёзды, и безконечники, и деревца, и разные хмелики. Ими одаривали друг друга, несли на кладбище и клали на могилки. Бывало, что расписывали и на Зелёную Неделю, красили в луке и клали на могилы тех, кто погиб насильственной смертью.
Так что почти четыре месяца рисовали писанки, прославляя весну и её праздники.
В далёких губерниях, например, Подольской, начинали писать писанки к празднику Коляды. На Кубани, Харьковщине - с Чистого четверга, иногда с 5-й недели Великого Поста или с половины поста. На Черниговщине - с 3, 4, 5,6 недели Великого Поста, причём в праздничные и воскресные дни писать писанки считалось грехом. На Полтавщине - иногда на Чистый четверг, иногда на Благовещение (25 марта), продолжали на Вербное Воскресенье. На Киевщине - не позднее Чистой недели, иногда раньше. На Херсонщине - с Чистого четверга. На 40 святых писали «сорокаклинцы».
Особым днём для написания писанок, как мы видим, был Чистый четверг. Четверг издавна был посвящён Божественному грому и молнии. У славян это был бог Перун, у греков - Зевс, у римлян - Юпитер. Существует тесная связь между почитанием весеннего Солнца и грозы. Возвращение весны сопровождается грозами, которые выводят, наконец, Солнце из-под зимних туч. Эти два явления соединились в представлении человека, а потому четверг занял особое место в праздновании почитания Солнечного Бога. Существует поверье, что в полночь чистого четверга наступает весна. Если в это время зачерпнуть воды из реки раньше, чем коршун омочит в ней своё крыло, то такая вода принесёт красоту и здоровье. Если выкупаться до восхода Солнца, то вода очистит не только тело, но и душу. Чистый Четверг имеет связь и с огнём, то есть с земным проявлением небесного Солнца.

Символика писанок.
Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках - это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного). Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1 ).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду - в виде лучей, воду - в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 - мотив «безконечник» . Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры - периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия - «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:
1, 2, 3, 4 - Гуцульщина.
5 - Северная Буковина
6 - Закарпатье,
7 - Волынь
8 - Херсонщина
9 - древнегреческий меандр.
Рис 3 - «Ромб» . Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.
Рис 4 - «Квадрат» , разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» - точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо - символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.
Рис. 5 - «Треугольник» . Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы - огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.
Рис. 6. - Лестница. Символ поиска лучшей жизни
Рис. 7 - Решето. Символ разъединения добра и зла.
Рис. 8 - Колесо, круг . Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.
Рис. 9 - Символы Солнца . Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков - это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце - вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле - знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака - «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика - это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».
Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.
Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака - «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.
Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» - четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» - с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)
Рис.10 . Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня - символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой - лучистое Солнце.
Рис. 11. Дерево Жизни . Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.
Рис. 12. Растительные мотивы . Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.
Дуб - священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.
Калина - дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей - Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца - Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.
Вишня - символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.
На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) - символ вечной юности и жизни.
Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.
Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.
Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.
Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).
Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.
Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня . (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.
Рыба (Рис 13-3) - символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.
Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.
Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны
Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.
Паук - символ настойчивости, терпения.
Рис 14 . Ещё одна интересная группа писанок - писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» - деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками - защита от бури.
С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.
Красный - радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых - надежда на свадьбу.
Желтый - символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве - урожай.
Голубой - небо, воздух, магическое значении - здоровье.
Коричневый - олицетворяет землю, дары полей.
Сочетание нескольких цветов - семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.
Зелёный - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.
Белый+чёрный - символ земли, плодородия.

Пока купают яйцо в краске читают трижды "Отче Наш", писанку "на здоровье" - желательно читать пока пишешь тоже - чтобы не было лишних дум и мыслей в голове, потому как о чем думаем, то и записываем на писанку.

Убывающая луна - самое время писать писанки, которые помогают решать проблемы разного рода - списывание сглазов, недугов, неудач... Основные символы на таких писанках "волчьи зубы", "грабельки", "Сварга" ("свастика", "четыреног") с направлением "против солнца" .
От новолуния до полнолуния пишутся писанки на то, о чем мечтается. Особенно хорошо - в ночь на новолуние. Писанки "на прибыль" - новолуние или полнолуние . "на любовь" или "женскую" -писать на растущей молодой луне.

Поминальные писанки бело-синие, они бывают двух видов те, которые пишут на Троицу и отправляют на плотиках по реке , их пишут на живом яйце и писанки, которые относят на могилу - пишутся только на варёном.

"волчьи зубы" - оберег от злых сил (пишут на списание кармических долгов или как обег вешают над кроваткой младенца)
"бараньи рожки" - пиаснка на достаток, поскольку овца - кормилица: и накормит и оденет
"медвежьи лапки" - оберег "на огород" , чтобы дикие звери не драли скот
"утиные лапки" /"цыплячьи лапки" - на достаток

Символика писанок. Что означают узоры на писанках? Все мы уже знаем, что писанки — это зашифрованные послания. Давайте вместе попробуем прочесть, что писали на писанках друг другу наши предки славяне.

Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках – это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного).Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду – в виде лучей, воду – в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 – мотив «безконечник». Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры – периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия – «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:

1, 2, 3, 4 – Гуцульщина.

5 – Северная Буковина

6 – Закарпатье,

7 – Волынь

8 – Херсонщина

9 – древнегреческий меандр.

Рис 3 – «Ромб». Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.

Рис 4 – «Квадрат», разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» – точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо – символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.

Рис. 5 – «Треугольник». Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.

Рис. 6. – Лестница. Символ поиска лучшей жизни

Рис. 7 – Решето. Символ разъединения добра и зла.

Рис. 8 – Колесо, круг. Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.

Рис. 9 – Символы Солнца. Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков – это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце – вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле – знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака – «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика – это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».

Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.

Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака – «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.

Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» – четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» – с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)

Рис.10. Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня – символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой – лучистое Солнце.

Рис. 11. Дерево Жизни. Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.

Рис. 12. Растительные мотивы. Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.

Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.

Калина – дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей – Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца – Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.

Вишня – символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.

На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) – символ вечной юности и жизни.

Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.

Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.

Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.

Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).

Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.

Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня. (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.

Рыба (Рис 13-3) – символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.

Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.

Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны

Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.

Паук – символ настойчивости, терпения.

Рис 14. Ещё одна интересная группа писанок – писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» – деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками – защита от бури.

С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.

Красный – радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых – надежда на свадьбу.

Желтый – символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве – урожай.

Голубой – небо, воздух, магическое значении – здоровье.

Бронзовка – олицетворяет землю, дары полей.

Сочетание нескольких цветов – семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.

Зелёный – весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.

Белый+чёрный – символ земли, плодородия.

Творчество

ПИСАНКИ СО СЛАВЯНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ.

Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки - это вареные яйца, они могут быть однотонными или расписными, их делать проще...
Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов); нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце \"плачет\", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.
Изготовление крашенок (писанок) с применением современных пищевых красителей.
Нам нужны следующие предметы:
- пищевые красители. Красители нужны такие, в которых не варят, а добавляют 9% уксус и выдерживают уже варёные яйца некоторое время
- свеча. Лучше восковая, но подойдут и парафиновая или стеориновая
- писак. Кто не знает что такое писак, то и не надо - вполне его заменят две кисточки - единичка и четвёрочка (это толщина в мм).
- две тряпочки. На одну мы смело будем капать воском, красками, спичками и всячески её пачкать, а другая должна быть чистая - ею мы будем вытирать яйца от краски.
- баночки для красителей. В каждую банку нужно положить по ложечке, для того чтобы банка не лопнула, когда в неё будут наливать кипяток (согласно инструкции на пачке с красителями).
- 9% уксус. Для успешного закрепления краски на яйцах.

Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей.

Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли.
Разведённые по инструкции красители тоже не должны быть горячими. Ложечки, после того как красители уже разведены, не убирайте из банок. Ими мы будем пользоваться для аккуратного помещения и извлечения яиц из банок. Красителя должно быть столько, чтобы покрывать опущенное в него яйцо.
Возьмите в руки яйцо и остреньким карандашиком нанесите тончайший рисунок. Конечно можно этого не делать, но не удивляйтесь потом, когда завершите работу, почему это звёздочка, которую вы хотели изобразить, похожа на кривой забор, а ромбик - на недоеденную булочку.

Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна.

Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню!

Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное.

Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный.

Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета!
Теперь яйцо почти готово. Осталось снять воск. Нужна наверное ещё одна чистая тряпочка. Ну или можно взять первую, если она не сильно запачкана. Поднесите яйцо близко к огню, сбоку (если сверху, может появиться копоть), так чтобы пламя облизывало яйцо и воск стал стекать. Теперь быстро вытрите нагретое место тряпочкой. Снова к огню - воск потёк - снова протереть бочок о тряпочку. И так пока яйцо не станет совершенно без воска.

Посмотреть технологию более подробно можно здесь.

БЫСТРЫЕ КОММЕНТАРИИ (3)
кстати:
Да, красить яйца это очень древний славянский обычай. Кстати, в древних еврейских общинах яйца не красили...
ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
ПИСАНКА-КРАШЕНКА
Существует древний обычай расписывать на ПАСХЕТЪ крашенки, писанки, суть в том что куриное яйцо(символ жизни) расписывают красками по определенной технике.

ПИСАНКА-ОБЕРЕГ

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и Зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода...
Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок.
Символика рисунка:
Ласточки- приход весны;
Спираль-знак жизни(дарили пожилым людям);
Зеленые сердечки- жар любви(девушки дарили парням);
Рушничок - для дочери, чтобы удачно вышла замуж;
Яблочко, цветы- на рождение девочки;
Петушиный гребешок-защита от несчастья...

Символика цвета
Красный- цвет огня, радости.
Желтый - посвящается солнцу.
Черный - цвет земли.
Коричневый - плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки. Юная душа должна с начало окрепнуть, получить силу.
Соберитесь в праздник вместе всей семьей. Подарите ближним писанки с добрыми пожеланиями.

ЯЙЦО-ПИСАНКА
Красить яичко- древний обычай, уходящий в глубочайшую даль веков древних славян. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки-это звезды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь предоставлять Богородицу на земле.
В четверг, в час предрассветный в выносила она на порог волшебное прялице и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в тритейник вечером из семи родников. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветков, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая Великоденская писанка сохраняла жизненную силу целую неделю: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску \"яблоньку\" и держалось в ней в течении некоторого времени, пока читались гимны-обращения к Богам. Каждыйцвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. Их опускали
в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи.
Писанки клали венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков, на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей, а крашенки на проросшем овсе -для родителей.

Первую писанку делали для Богов и Предков (в данном случае писанку можно делать из деревянного яйца).

Вторую - для родителей.

Третья писанка -закликание Весны.

Четвертая писанка - узор на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанку было нельзя, даровать - значило честь оказывать.

ДАЛЕЕ ПО ТЕМЕ:
Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...
Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.
Обрядовое почитание писанки связано с почитанием Лады - Богини любви, красоты, Свадебы. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег Рода, эмблема сватовства, магический Коляды Даръ, обеспечивающий связь времен и поколений.
Традиция писанки принадлежит Славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.
Непочатую, \"немую\" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.
Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чащевсего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Приготовление писанок начиналось, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальный хлеб свастичной символики и расписывать писанки для пчелы.
В этот же день люди пекли к Празднику перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, \"яблоньку\", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила заговор. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
После крашения, растопив воск на яйцах (можно над свечой, в духовке, в горячей воде), мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в \"битка\" и \"катка\" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Кстати, кулич, который сейчас пекут Христиане на Пасху, у нас назывался БАБА.

Писанка мастерицы Марии Минситовой (г. Барнаул)
18.04.2010 г.Творчество

Мастерица Мария Минситова родом из г. Барнаул Алтайского края. Мастер изготовления славянской писанки, обрядовых и этнографических кукол.
Виды творчества: Роспись, Разности, Сувениры, подарки, Игрушки, Декор, Вышивка, Русский стиль

Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко - писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже 19-20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке. Ее орнаменты - священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище. Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.
Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.
Оказывается, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. При раскопках под Новгородом было найдено раскрашенное яйцо, и спектральный анализ показал, что возраст его более пяти тысяч лет. Об этом мне рассказали в мастерской женских ремёсел "Десятиручка" в селе Чепош Чемальского района, где сегодня неравнодушные люди занимаются возрождением традиций русской культуры и возрождением искусства росписи славянской писанки.
Роспись на скорлупе яйца - сложная композиция из символов, знаков и сочетаний цветов, которая несёт в себе определённый сакральный смысл. Это обрядовая традиция славянской писанки.
Для писанки годится только сырое яйцо. В быту у нас такая роспись не сохранилась, а вот на Украине традиция писанки жива до сих пор. В Прикарпатье находится единственный в мире музей пасхальных яиц, а в гуцульских семьях (племя русинов в Карпатах) мастерство в изготовлении писанки до сих пор передается из поколения в поколение. Гуцулы считают, что раскрашивание пасхальных яиц вносит в мир гармонию, предотвращает конец света. Живёт на Гуцульщине и такая легенда: закованный в цепи в аду сатана-Ирод спрашивает каждого умершего грешника, который попадает в пекло: "Пишут ли ещё писанки? Есть ли ещё на свете Великдень?". Считается, что, если люди перестанут раскрашивать яйца к Пасхе и почитать пасхальные праздники, сатана вырвется из своих цепей и наступит конец света.
В прежние времена писанки присутствовали в жизни человека от рождения до смерти. Женщина, когда ждала ребёнка, готовила писанку и клала её в колыбельку, для того чтобы в ней не поселились злые духи. Яйца расписывали в течение всего года - когда пашню распахивали, на землю клали писанку с изображением символов плодородия. Существовали целительские писанки. По христианскому обычаю на Пасху их освящали в церкви и хранили в божнице весь год.
Писанки не выбрасывались на помойку, к ним относились очень бережно. Если с ними что-то случалось, например, ломались или трещина появлялась, их закапывали в землю, сжигали или пускали по воде.
Тех, кто занимается росписью яиц славянской писанкой, называют писанчарки, и настоящая мастерица рисует сразу, не нанося предварительных контуров.
Среди обязательных моментов прошедший сквозь тысячелетия - обряд приготовления красок. Рано утром в чистый четверг женщина выходила из дому и набирала воду из семи источников, на ней и разводились краски. Убиралась в доме, мыла детей, укладывала их спать и садилась за писанки.
Писала для каждого члена семьи, для родственника с пожеланиями чего-то хорошего. Писанка с изображением рака - на привлечение достатка, богатства. Цветы - женщине, которая хотела иметь детей, ёлочки - на здоровье, звёзды - на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком жёлто-зелёных тонов. От этих символов, передававшихся из поколения в поколение, отступать было нельзя. Всё то из символов, что человек придумывал сам, уже не было писанкой. Называлось малеванка либо малявинка, и никакой силы в себе такое яйцо не несло. Раньше красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки (около полутора сантиметров в диаметре). Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Вот так и появились яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи придворного ювелира Карла Фаберже.


Символика Славянской писанки

Я осмелюсь описать трактовку символов, используя труды: А. Голана, Дж. Купера, Б. А. Рыбакова.

Космическая символика - микрокосм. ромбовидный экватор яйца, символизирующий землю, идущая над ними сферическая поверхность небесный свод, нанесенный по нему спиралевидный узор - путь восходящего и заходящего солнца.

Звезды - знак человеколюбия нравственной чистоты, символ Мира и равновесия, гармонии. Эмблема мудрости

Солнце - символ высшей космической силы, Всевидящее Божество, глаз мира и глаз дня, центр бытия и интуитивного знания (солнечные птицы и животные: орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь.)

Дождь, вода - пучок зигзагов, меандр (волнистая линия)-знаки очищающей небесной воды, писанку с такими знаками держали от порчи, сглаза, зависти.

Бараньи рожки-космическая сила, символ огня и солнца (достаток, богатство).

Цветы, деревья, птицы, пчелы, кони, коровы, олени - символы, дающие счастливую жизнь в семье и мире.

Цветы-знаки готовности к плодородию, к деторождению.

Пчелы - символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Крылатые посланники, которые приносят тайную мудрость.

Мотылёк - являет собой радость, переход души к вечной счастливой жизни. Он же ангел хранитель.

Петух - солярная птица, атрибут, солнечных богов. Птица славы, означающая превосходность, смелость, бдительность, рассвет, олицетворяет боевой дух, воинскую храбрость.

Решето-символ отделения добра от зла (защита).

Бесконечник - не имеет ни начала, ни конца и зло которое вошло в дом попадает в ловушку и не навредит хозяину. Это символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Так же держали в доме от порчи и глаза. Писанки с бесконечником использовали в обрядовом действии: пасечник подкладывал яйцо под улей для того, чтобы пчёлы бесконечно роились и приносили мёд.

Спираль - единый код мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и не живого. Спираль есть единство Макрокосмоса(Вселенной) и Микрокосмоса(человека).Спираль имеет ту же символику, что и лабиринт.

Лабиринт-возращение к центру, к истоку, вновь обретённый рай, достижение реализации после мучений, испытание и проверок, инициация, мистерии жизни и смерти.

Сосна - жизненная сила, плодовитость, сила характера, вечно зелёная -символизирует бессмертие, здоровье.

Шишка сосны-фаллический символ, плодородие, хорошее наследство (производительная, творческая сила).

Вербная ветка - расписывалась на здоровье, писанками с вербочками обкатывали скот, чтобы они не болели и не подвергались сглазу. Вербочка имеет прямую связь с древним обрядом славян<<вербохлёст>>, который символизирует передачу человеку природных сил земли, воды, солнца. В вербное воскресенье хлестали вербочкой человека и животных приговаривали:<<не я бью, верба бьёт, хворь берёт здоровье даёт>>, для человека ещё добавляли: <<будь богатым, как земля и здоровым, как вода>>.

Дубовые листочки-на силу (если писанка на детей, на мальчика)

Сорока-символизирует удачу и считаетcя <<птицей удовольствия>>. Трещащая сорока приносит хорошие новости.

Поясок - символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. Так же поясок защита для самого яйца.

Вазонки - (цветок, дерево в вазе) обозначают Дерево Жизни-ось Мира. Древо Жизни растёт в раю и означает восстановление, возращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. По сказаниям многих народов Мировое Дерево мыслилось воплощением Великой Богини - видимо, потому что она считалась владычицей не только неба, но и всей природы. С мировым деревом связан мотив определения судеб людей.

Богиня Берегиня - символ жизни и продолжения её. Оберег всего живого, рождающего к жизни, требующего заботы и защиты от бед и смерти. Она - Берегиня изображается, как женщина (иногда стилизованная, упрощённая) во весь рост с поднятыми к небу руками(просящими), иногда опущенными(дающими). Образ Берегини можно найти в разных узорах Роженицу и если приглядеться то и Рода - знаки единства мужского и женского начала на земле.

Треугольник -Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек: отец, мать, дитя.

Бог Отец,Бог Сын и Святой Дух, человек как тело, как душа,дух. Устроение Мира, дома, Мистическое число три, тройка первая из плоских фигур. Треугольник, обращённый вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни огня, мужское начало, лингам, духовный мир, это троица любви, истины, мудрости. Треугольник, обращённый вершинной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, природы, тела. Символизируют Великую Мать, как родительницу.

Круг - символ пожелания, поиска лучшего житья, кольцо символ материнства и знания, деторождения.

Дорожка - символ вечного движения, поясок.
Символика писанок читается не только по орнаменту, но по сочетанию цвета.

Красный - символизирует сильную, яркую, радостную жизнь
Зелёный - на развитие, здоровье
Жёлтый - цвет знаний, мудрости
Белый - Божественный цвет чистоты, соединяющий все цвета
Чёрный - непознанное, неведомое, космическое
Бардо (коричневый)- цвет земли, силы
Фиолетовый - цвет космических знаний.

Писанки - это сырые яйца, на которые наносится искуснейший узор, после чего содержимое яйца выливается, и дальше уже дарится пустое, дивной красоты яйцо. Труд это очень сложный и требующий предельной аккуратности и координации как движений, так и мысленных процессов.
Крашенки - это вареные яйца, они могут быть однотонными или расписными, их делать проще...
Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов); нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.
Изготовление крашенок (писанок) с применением современных пищевых красителей.
Нам нужны следующие предметы:
- пищевые красители. Красители нужны такие, в которых не варят, а добавляют 9% уксус и выдерживают уже варёные яйца некоторое время
- свеча. Лучше восковая, но подойдут и парафиновая или стеориновая
- писак. Кто не знает что такое писак, то и не надо - вполне его заменят две кисточки - единичка и четвёрочка (это толщина в мм).
- две тряпочки. На одну мы смело будем капать воском, красками, спичками и всячески её пачкать, а другая должна быть чистая - ею мы будем вытирать яйца от краски.
- баночки для красителей. В каждую банку нужно положить по ложечке, для того чтобы банка не лопнула, когда в неё будут наливать кипяток (согласно инструкции на пачке с красителями).
- 9% уксус. Для успешного закрепления краски на яйцах.

Конечно, те предметы, которые я перечислила, вы можете заменять равнозначными и более удобными. Например, с помощью писака можно наносить очень тонкие контуры, а кисть в основном может служить для закрашивания больших площадей.

Руки мастера должны быть идеально чистыми, не жирными. Варёные яйца надо остудить. Важно чтобы они не были горячими, иначе воск будет с них стекать. Чтобы при варке яйца не лопались, добавьте в воду соли.
Разведённые по инструкции красители тоже не должны быть горячими. Ложечки, после того как красители уже разведены, не убирайте из банок. Ими мы будем пользоваться для аккуратного помещения и извлечения яиц из банок. Красителя должно быть столько, чтобы покрывать опущенное в него яйцо.
Возьмите в руки яйцо и остреньким карандашиком нанесите тончайший рисунок. Конечно можно этого не делать, но не удивляйтесь потом, когда завершите работу, почему это звёздочка, которую вы хотели изобразить, похожа на кривой забор, а ромбик - на недоеденную булочку.

Поверхность яйца сложная, потому что не плоская и конечно надо приноровиться сделать красивый эскиз. Стирать при этом ничего нельзя - останутся разводы, пятна.

Теперь изберите тот контур, который должен остаться белым и возьмите кисточку в руки. Зажгите свечку, и когда натопится воск, акукратно окуните кисть в воск. Кисть может немного подпалиться - ничего страшного, главное не лишить её вообще волосков - ими то мы и будем наносить воск на яйцо. Поднесите яйцо поближе к свечке и теперь уверенными и быстрыми движениями наносите воск на выбранный контур. Воск стынет очень быстро, поэтому найдите точку поближе к огню!

Когда контур готов, аккуратно, чтобы не разбить, опустите яйцо в краситель. Например в зелёный. Пусть яйцо полежит там минутку. От времени зависит интенсивность цвета - пораньше вынете - будет светло-зелёное яйцо. Попозже - более насыщенное.

Пора доставать - выложите яйцо на чистую сухую тряпочку и оботрите его. Теперь снова берём кисть в руки и наносим новый контур. У нас уже есть на зелёном фоне белый узор, а теперь мы будем сохранять зелёный контур. После того как нанесли воск, опускаем яйцо в другой цвет. Например красный.

Предложенные нами красители хороши тем, что они перекрывают предыдущий цвет. То есть в нашем случае зелёный останется только под воском, а само яйцо станет чудесного красного цвета, а не смесь красный с зелёным. И так далее - пока вы не посчитаете рисунок завершённым. Опускайте в разные цвета, наносите новые контуры. Но не очень увлекайтесь. Поначалу, лучше не использовать более 4 цветов. Иначе, вы рискуете получить яйцо серо-бур-малинового цвета!
Теперь яйцо почти готово. Осталось снять воск. Нужна наверное ещё одна чистая тряпочка. Ну или можно взять первую, если она не сильно запачкана. Поднесите яйцо близко к огню, сбоку (если сверху, может появиться копоть), так чтобы пламя облизывало яйцо и воск стал стекать. Теперь быстро вытрите нагретое место тряпочкой. Снова к огню - воск потёк - снова протереть бочок о тряпочку. И так пока яйцо не станет совершенно без воска.

Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку...
Орнаменты писанок имеют свою строгую логику. Зная законы письма, понимая содержание традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку.
Обрядовое почитание писанки связано с почитанием Лады - Богини любви, красоты, Свадебы. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег Рода, эмблема сватовства, магический Коляды Даръ, обеспечивающий связь времен и поколений.
Традиция писанки принадлежит Славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия...
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесенные в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок.
Непочатую, "немую" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.
Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чащевсего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Приготовление писанок начиналось, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальный хлеб свастичной символики и расписывать писанки для пчелы.
В этот же день люди пекли к Празднику перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав - лугами, лесами, медами, цветущим садом... Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались.
Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, "яблоньку", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила заговор. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов.
После крашения, растопив воск на яйцах (можно над свечой, в духовке, в горячей воде), мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.
Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в "битка" и "катка" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду.

Кстати, кулич, который сейчас пекут Христиане на Пасху, у нас назывался БАБА.

ПИСАНКА-КРАШЕНКА
Существует древний обычай расписывать на ПАСХЕТЪ крашенки, писанки, суть в том что куриное яйцо(символ жизни) расписывают красками по определенной технике.

ПИСАНКА-ОБЕРЕГ

Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана,
Зло сбивает писанка.

Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и Зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода...
Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок.
Символика рисунка:
Ласточки- приход весны;
Спираль-знак жизни(дарили пожилым людям);
Зеленые сердечки- жар любви(девушки дарили парням);
Рушничок - для дочери, чтобы удачно вышла замуж;
Яблочко, цветы- на рождение девочки;
Петушиный гребешок-защита от несчастья...

Символика цвета
Красный- цвет огня, радости.
Желтый - посвящается солнцу.
Черный - цвет земли.
Коричневый - плодородие земли.

Детям до совершеннолетия дарили только красные или зеленые писанки. Юная душа должна с начало окрепнуть, получить силу.
Соберитесь в праздник вместе всей семьей. Подарите ближним писанки с добрыми пожеланиями.

ЯЙЦО-ПИСАНКА
Красить яичко- древний обычай, уходящий в глубочайшую даль веков древних славян. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце.
По преданиям, писанки-это звезды, рожденные ЛАДОЙ-Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь предоставлять Богородицу на земле.
В четверг, в час предрассветный в выносила она на порог волшебное прялице и пряла нить, днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в тритейник вечером из семи родников. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветков, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь. Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском писалось обращение к Богам.
Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая Великоденская писанка сохраняла жизненную силу целую неделю: не протухала и не высыхала.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску "яблоньку" и держалось в ней в течении некоторого времени, пока читались гимны-обращения к Богам. Каждыйцвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. Их опускали
в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился и рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи.
Писанки клали венчиком вокруг кулича - для Богов и Предков, на блюдо с зеркальной поверхностью - для людей, а крашенки на проросшем овсе -для родителей.

Первую писанку делали для Богов и Предков (в данном случае писанку можно делать из деревянного яйца).

Вторую - для родителей.

Третья писанка -закликание Весны.

Четвертая писанка - узор на богатство и достаток в Роду.

Продавать писанку было нельзя, даровать - значило честь оказывать

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язычники приписывали яйцу осо-бые магические свойства. Выдутое сырое яйцо с «на-писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен-ту орнамента обязательно соответ-ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармоничное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз-ни, обрело свое почетное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ-ясняющих смысловую связь распи-санного яйца с историей Воскреше-ния.

Значе ние цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.

Черный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)

Коричневый - плодородие, символ мудрости.

Жёлтый, оранжевый - солнечный свет, богатый урожай.

Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.

Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.

Сочетание черного и белого- уважение к предкам, святость.

Многоцветность - пожелание любви и семейного счастья.

Значение символов.

ДЕРЕВО

«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим-волов. Прочтением этого символа, наравне с уважением к семействен-ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при-влекали любовь, веточки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы означал верность. Яблочки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»

Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици-онный дохристианский символ бо-гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница очага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА

До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до-статка, а также метафорическим об-разом жизненной силы, чистоты и прозрачности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ

Земледельческий символ, озна-чающий дождь, плодородие. С при-ходом христианства получил допол-нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУЧОК

Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков получил смысловую нагрузку как графический символ трудолюбия и настойчивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБОЧКА

Символ счастья, легкости и безза-ботности - чаще всего использовал-ся для украшения писанок, предна-значенных для дарения детям.

ПЧЕЛА

Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно-стям пчела олицетворяла еще чисто-ту души и бесхитростность. Писанки с изображением пчелы прятали под ульи, чтобы пчелы хорошо «роились».

ТОЧКИ

Изначально точки, хаотично рассыпанные по поверхности пи-санки или обра-зующие кружевной орнамент, символизиро-вали звезды на небе. С прихо-дом христиан-ства они стали означать слезы Богоматери, опла-кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ

Символы выносли-вости и силы духа, олицетворяющие мужское начало. На своих ветви-стых рогах-лучах трудяга олень каждое утро вы-носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд-ной веры в добро.

ПТИЦЫ

Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю-щий солнечный свет и обороняю-щий от влияния злых сил. Ласточ-ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ

Четыре стихии, четыре време-ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач-но зашифровыва-лись в стороны квадрата. Сетча-тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим-волизировал вечное разде-ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ

Этот символ являл собой перво-бытные представления об устрой-стве Вселенной. Линия, закручен-ная спиралью, означала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское нача-ло. Кроме того спираль отож-дествлялась с лабиринтом, который «запу-тывает» злые силы на пути к чистой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали-ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи-ровали веру в силы при-роды и пре-клонение пе-ред богами.

БЕСКОНЕЧНИК

Волнообразная линия - предше-ственник крестообразной символи-ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви-жения и непрерыв-ности жизни и по сей день непре-менный атрибут писанкарского искусства. «Ме-андр» трактует-ся как символ воды, плодоро-дия и жизнен-ного цикла.

СОЛНЦЕ

Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,несчастий и привлека-ет радость и благополучие.

ТРЕУГОЛЬНИК

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра-жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей-ной штриховкой, у на-ших предков озна-чал вспаханное поле. В христиан-ской трактовке сорок треуголь-ников приоб-рели значение сорока дней по-ста или сорока мучеников.