Торт прага пошаговое приготовление. Торт Прага по Госту: как приготовить в домашних условиях с пошаговыми фото

После того, как малышу исполняется один год, в его жизни начинается очередной важный этап. В годик ребенок очень активно познает мир, который его окружает. При этом он уже многое умеет, а его организм продолжает очень активно и стремительно развиваться и расти. Все органы и системы быстро меняются, и пищеварительная система – в том числе.

Как правило, к этому возрасту у ребенка уже есть примерно восемь зубов. И если у детей первого года жизни питание составляют в большинстве мягкие блюда, то на втором году он уже очень активно интересуется твердой пищей. К тому же те , которые продуцируются в ЖКТ малыша, становятся все более активными. Благодаря этому, а также тому, что желудок стал больше и крепче, его организм уже может усваивать не только легкую пищу.

Впрочем, питание ребенка после 1 года не должно меняться слишком стремительно. Новые блюда вводят постепенно, всегда помня о том, что человечек в один год еще очень маленький, и его организм не готов к «взрослой» еде.

О том, как правильно организовать питание ребенка в год, чтобы обеспечить его активный рост и правильное развитие, речь пойдет в статье ниже.

Питание ребенка в 1 год: основные принципы

Если родители правильно подходят к введению прикорма, то годовалый малыш уже знает вкус многих основных продуктов питания. Педиатры рекомендуют после достижения года практиковать переведение на более твердые блюда. В этот период важно разнообразить меню. Ведь рацион ребенка в 1 год может включать уже достаточно много блюд. Но все же основой кормления являются полужидкие. Однако в пюре перетирать их уже не нужно. Важно оставлять небольшие кусочки овощей, рыбы, мяса и др. При этом рацион не должен содержать очень сухой пищи, чтобы предотвратить возникновение проблем с глотанием.

Важно, чтобы питание в этом возрасте было сбалансированным: в меню должны быть продукты, содержащие весь набор важных для организма элементов. Основной принцип формирования рациона следующий: объем пищи в день должен составлять примерно 1200 мл, ее калорийность – около 1300 калорий. Если рассчитывать все более точно, то на один килограмм веса должно приходиться по 4 г жиров и белков, 16 г углеводов.

Но при этом следует не только обеспечить детский организм белками, но и проследить за тем, чтобы они были полноценными и максимально полезными. Рекомендуется включать в меню растительные и животные белки с аминокислотным составом. При этом животных белков – рыбы, мяса, птицы – в меню должно быть около 75%.

Нормы питания годовалого малыша

  • В меню малыша после года обязательно входят те продукты, которые он привык кушать раньше. В этот период в рационе должны присутствовать каши, фрукты, овощи, рыба, мясо, кефир, творог. Однако после года в меню малыша эти продукты должны сочетаться. То есть в дневной рацион необходимо включать несколько сочетаний разных блюд.
  • В этот период в рационе еще присутствует грудное молоко или смесь. Но плавно происходит их замена «взрослыми» блюдами. При этом постепенно консистенция пищи тоже становится такой, как у взрослых людей. Ведь жевательные мышцы у маленького человека очень активно развиваются, и, чтобы способствовать этому, пюре из его рациона нужно исключать.
  • Чем старше становится ребенок, тем большие порции он получает.
  • В меню годовалого малыша нужно обязательно начинать вводить мясо. Оптимально подойдут его постные сорта – кролик, курица, телятина. Разумеется, что в детском меню должно быть исключительно свежее мясо. Ниже приведено примерное меню питания годовалого ребенка и варианты блюд из мяса.
  • Деток, питающихся материнским молоком, и в один год продолжают прикладывать к груди. Однако количество прикладываний постепенно уменьшается, поэтому в годик малыш должен получать также кисломолочные продукты.
  • Таким деткам обязательно готовят супы. Однако зажаривать их нельзя, а первый бульон при приготовлении мясного супа нужно слить.
  • В целом меню в этот период включает в основном вареные, тушеные и запеченные блюда. При этом и соль, и сахар добавлять в них нужно только в малых количествах.

Необходимо организовать режим питания ребенка в год так, чтобы ежедневно общая калорийность меню составляла не меньше 1300 калорий. Таким же будет режим питания и в 18 месяцев.

Но и здесь важно учитывать индивидуальные особенности маленького человека. Ведь одни дети растут очень резвыми и подвижными, другие – наоборот. Поэтому некоторым малышам может периодически требоваться добавка.

Ниже приведена таблица, в которой указаны продукты, необходимые для годовалых детей, и их количество.

Очень важно учитывать и некоторые другие факторы при формировании рациона питания. Следует выбирать овощи и фрукты по сезону, чтобы обеспечить максимум пользы для растущего организма. Это подчеркивает и доктор Комаровский, и другие известные педиатры.

Формируя меню для малыша на каждый день, не нужно пытаться включить в него все перечисленные выше продукты. К примеру, рыбу, печень, яйца достаточно давать детям такого возраста дважды в неделю.

Рацион

Кормить ребенка в период с года до полутора лет нужно шесть раз в день. Однако основные приемы пищи – это завтрак, ланч, обед, полдник и ужин. Ранним утром происходит кормление грудным молоком или смесью, а последний прием пищи перед сном может состоять из кисломолочного продукта. Получив пищу перед сном, дети спят крепче. Что входит в меню годовалого малыша, и приблизительные рецепты подробно описаны ниже.

Завтрак

Время первого приема пищи зависит от того, когда именно малыш просыпается. Если в первое время мама еще прикладывает его к груди после пробуждения, или дает бутылочку со смесью, то позже такое кормление заменяет полноценный завтрак. Утром целесообразно давать детям кашу на козьем или коровьем молоке. Для каши молоко нужно разводить. При условии непереносимости молока можно использовать смесь для приготовления каши.

Лучше всего для годовалых детей подходят: рис, гречка, овсянка, пшенная, кукурузная каша. Пропорции для приготовления следующие: 200 г жидкости и 2 ст. л. крупы. Разваривать крупу нужно около 15 минут. В кашу можно добавить кусочки фруктов или тертый фрукт. Кстати, манная каша менее полезна, чем перечисленные крупы.

Два раза в неделю можно готовить на завтрак омлет из одного яйца (одно куриное или два перепелиных). Омлет готовят на пару, в него можно добавить немного молока. Также полезен свежий укроп, который стимулирует пищеварение. К завтраку стоит дать немного хлеба – обычного белого, но не самого свежего. Запить завтрак можно компотом из сухофруктов или несильным чаем.

Ланч

Этот прием пищи не менее важен. На ланч подойдет йогурт с фруктами, пюре из фруктов, так как они активно стимулируют пищеварительный тракт и увеличат содержание перед обедом. Еще один полезный вариант ланча — запеченное яблоко с нежирным печеньем. Если в это время мама с малышом гуляют, то можно перекусить покупным детским йогуртом или пюре из баночки.

Обед

На обед ребенок может кушать как свежий суп, так и перовое со вторым. Поскольку обед – это основной прием пищи, то супчик можно готовить более сытным и густым. При приготовлении мясного супа важно слить первый бульон, а во второй добавить овощи и предварительно порезанное на кубики мясо. Для заправки подойдет оливковое или подсолнечное масло. Важно помнить, что годовалым детям еще рано готовить бульон на костях.

Вторым блюдом может быть пюре из овощей или несладкая каша без молока, к которым прилагается мясное или рыбное блюдо. Периодически на обед можно давать печень. В детские блюда нельзя добавлять специи, разнообразные поджарки, много соли. Стоит делать салат из сезонных овощей. Но любое новое блюдо следует вводить в меню постепенно и обязательно наблюдать за реакцией организма на него.

Полдник

Этот прием еды должен включать небольшой перекус. Это может быть запеканка из творога, молочная каша, сырники и т. п. Малышу понравится также перекусывать печеньем с компотом или молоком. Кстати, и коровье молоко следует вводить в рацион очень осторожно. Если оно переносится не слишком хорошо, можно попробовать развести его водой.

Ужин

Ужин нужно планировать так, чтобы после обеда прошло примерно 5 часов. Он не должен быть слишком поздним. На ужин можно готовить блюдо, совпадающее со вторым на обед – кашу, пюре, рагу с небольшими кусочками рыбы или мяса. В рагу из овощей добавляют немного растительного масла.

Второй ужин

Младенцам, еще пребывающим на , в качестве второго ужина предлагают именно мамино молоко. Искусственники получают обычную или кисломолочную смесь. Перед сном следует давать легкую и привычную пищу.

Если ребенок болеет, то на протяжении дня у него может быть один дополнительный прием еды. В этот период детей, которые часто просыпаются по ночам, чтобы попить или поесть, постепенно отучают от такой привычки. Ведь в 12-14 месяцев пищеварительная система постепенно перестраивается и начинает работать «по-взрослому».

В итоге питание ребенка в 1,5 года уже более-менее устанавливается. В полтора года у него уже есть любимые блюда, и родителям проще составить оптимальное меню. А в 1,5-2 года в рацион нужно вводить уже новые блюда.

Как составить меню на каждый день

Прежде всего, необходимо расписать примерный режим приема пищи:

  • завтрак – 9.00;
  • ланч – 11.00;
  • обед – 13.00;
  • полдник – 16.00;
  • ужин – 19.00;
  • перекус перед сном – 21.00.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Что важно учитывать родителям при организации питания?

  • Одним из наиболее важных условий для организации здорового и правильного питания является строгое соблюдение его режима. Ребенок должен получать еду своевременно, и тогда он будет есть ее с удовольствием удовлетворяя потребности организма.
  • Важно и соблюдение определенного ритуала приема пищи. Необходимо приобрести красивые салфетки, разложить еду и приборы на столе. Стоит разрешить малышу помочь сервировать стол. Можно «приобщить» к трапезе игрушки, разложив их рядом.
  • Не следует полностью исключать из меню тот продукт, который ребенку не понравился. Позже его можно подмешать в другое блюдо, чтобы меню осталось разнообразным.
  • Если годовалые дети отказываются кушать, можно немного сдвинуть время трапезы. Вполне вероятно, что целесообразным будет и уменьшение порции, чтобы малыш успевал проголодаться. Можно убрать одно из кормлений.
  • Если блюд несколько, подавать их нужно по очереди. Кроха должен видеть второе блюдо, только когда закончит есть первое.
  • Режим питания можно существенно нарушить перекусами печеньем или булочками. Это собьет и помешает организации здорового и полноценного питания. Поэтому между кормлениями кроху подкармливать не стоит. Если без перекуса обойтись не получается, можно предложить фрукт или овощ.
  • Вводить незнакомые виды ягод и фруктов нужно постепенно – по одному и в маленьких количеством. При этом за реакцией организма стоит очень пристально наблюдать. Мягкие фрукты и ягоды можно давать кусочками, твердые – перерабатывать на пюре.
  • Кондитерские изделия и конфеты такому крохе еще не дают. В качестве сладкого время от времени можно предлагать варенье, мармелад, мед (при отсутствии ), печенье, сухофрукты. Добавляя в некоторые блюда сахар, нужно следить, чтобы его общее количество в день не превышало 40 г.
  • Важен правильный питьевой режим. Иногда дети не говорят о том, что хотят попить, а потом перед приемом пищи пьют большое количество жидкости и пропускают трапезу. Чтобы избежать этого, важно предлагать жидкость между кормлениями.

Главное – не бояться, что кормление малыша в таком возрасте требует определенных усилий и приготовления разных блюд. Ведь это время пройдет очень быстро, и уже совсем скоро малыш станет полноценным участником общих семейных трапез.

Если вы продолжаете кормить малыша грудным молоком, то не спешите отлучать его от груди. Есть исследования, подтверждающие ценность даже эпизодических кормлений грудью ребенка второго года жизни, т.к. вы дарите ребенку не только питание, а еще и чувство покоя, безопасности и уверенности в маминой любви. Кроме того, в молоке есть защитные антитела, которые помогают малышу противостоять инфекционным заболеваниям. Перекормить грудным молоком практически невозможно (это одно из его уникальных свойств - способность "автоматически" подстраиваться под потребности ребенка), т.е. у мамы вырабатывается то количество молока и с теми свойствами, которые необходимы в данный момент малышу. А вот к вскармливанию смесями это не относится Так что если ваш ребенок- искусственник, отмеряйте объемы строго в соответствии с его возрастом и рекомендациями педиатра.

Молочные продукты

Итак, первая группа продуктов, необходимых малышу, перешагнувшему годовалый рубеж, - молочные. В их состав входят белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Что же выбрать из разнообразия молочных продуктов: смеси (так называемые последующие формулы), молоко, творог, йогурт, кефир или сыр? От использования "последующих формул" (если ребенок - искусственник) вряд ли нужно отказываться, несмотря на указанный возраст - "от 6 до 12 месяцев". Связано это с тем, что в последние годы многие диетологи все настойчивее рекомендуют отложить знакомство малыша с цельным молоком на более поздний возраст (2-2,5 года) из-за возросшего числа случаев пищевой аллергии к белку коровьего молока.

    Кефир является традиционным продуктом диетического питания. На его долю приходится более 2/3 всего производства кисломолочных напитков. Для получения кефира используются кефирные грибки, представляющие собой симбиоз (совместное существование организмов) многих микробов (молочнокислые стрептококки, молочнокислые палочки, уксуснокислые бактерии, ароматобразующие бактерии и дрожжи). Кефир обладает всеми полезными свойствами кисломолочных напитков. Употребление кефира тонизирует сердечно-сосудистую и нервную систему, нормализует и улучшает работу почек и кишечника.

Кефир содержит молочнокислые бактерии, а также бифидобактерии, регулирующие нормальную микрофлору желудочно-кишечного тракта человека, что не только улучшает пищеварение, но и положительно влияет на иммунную систему. Однако следует помнить, что кисломолочные продукты отличаются высокой кислотностью и в больших количествах не слишком полезны для организма ребенка. Проведенные исследования Института питания Российской академии медицинских наук (РАМН) показали, что употребление кефира в количестве 400 мл детьми 6-8 месяцев может приводить к мелкоточечным кровоизлияниям в кишечнике (сопровождающимся потерей гемоглобина и железа). Не нужно забывать об этом и вводить кефир в рацион 6-7месячных малышей. По новым рекомендациям Института питания РАМН, данный продукт можно давать детям с 9-12 месяцев в количестве, не превышающем 200 мл. К кисломолочным продуктам относятся и йогурты.

    Любой йогурт готовится на основе йогуртовой закваски - болгарской палочки и термофильного стрептококка. Именно эти молочнокислые культуры делают вкусный продукт еще и полезным. Однако целебные свойства этих бактерий сохраняются только в "живых" или "коротких" йогуртах, не прошедших тепловую обработку. Срок хранения таких йогуртов не превышает 30 дней при температуре от +2 до +8 градусов по Цельсию. "Долгие" йогурты могут храниться более трех месяцев даже не в холодильнике. Продлить им жизнь удается либо с помощью консервантов, либо благодаря тепловой обработке. Все полезные минеральные вещества и витамины при этом сохраняются, но бактерии при этом погибают. В состав большинства йогуртов входят натуральные фрукты, вкус фруктов в некоторых случаях компенсирует отсутствие сахара или его заменителей.

Годовалый малыш может получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов. Такие йогурты производятся на заводах детского питания, они имеют ограниченный срок годности (несколько дней) и продаются в отделах детского питания. Их можно давать детям с 8-12 мес. Творог, как источник белка и кальция, необходим ребенку, но в разумных пределах - около 50 г в день. Нужно помнить, что из-за высокого содержания белка творог - не слишком легкоусвояемый продукт. К тому же перебор белковой части рациона вовсе не безобиден - у некоторых малышей это может привести к снижению аппетита, а в будущем приведет к повышению риска возникновения атеросклероза, ожирения, других нарушений. Сметана, сливки и сыр используются в питании малыша второго года жизни в небольших количествах (так же, как творог и йогурт, их лучше давать не каждый день). Сметану добавляют в уже готовые блюда. Сыр желательно измельчить (например, на терке). Этот продукт можно давать в сочетании с макаронными изделиями, а можно использовать как отдельное блюдо.

Крупы

Следующая группа продуктов - крупы, являющиеся источником углеводов, растительных белков, витаминов, минеральных веществ. На первом месте по пищевой ценности стоят гречневая и овсяная крупы. О влиянии любимой и до сих пор широко используемой в питании детей раннего возраста манной каше написано уже немало. Но необходимо напомнить: манная крупа относится к кашам, содержащим глютен (белок злаковых культур, способный вызывать аллергию особенно у грудных детей). Да и витаминов и минеральных веществ в манке не так уж много. Поэтому злоупотреблять таким продуктом не стоит. Рис очень легко переваривается, усваивается организмом и широко используется для детей с проблемами пищеварения. К сожалению, содержание витаминов (например, Е и В1) и минеральных веществ (например, калия) в рисе еще ниже, чем в манной крупе. Кукуруза тоже не может похвастаться особенной ценностью витаминно-минерального состава. Кроме того, в ней много крахмала. Зато кукуруза является одним из источников селена. После длительной варки такая каша легко усвоится малышом.

Фрукты и овощи

Ребенку второго года жизни полезно добавлять в каши фрукты или овощи (например, яблоки в рис, тыкву в овсянку). В этом возрасте уже можно расширять ассортимент предлагаемых малышу фруктов (свежих и в виде соков, пюре) за счет апельсинов, абрикосов, клубники, киви (в ограниченных количествах, если сок - 100 мл, если пюре - 100 мл). Очень полезны крыжовник, вишня, смородина, клюква, малина, брусника, ежевика в протертом виде. Биологически ценный витаминный напиток можно приготовить из шиповника. Виноград обладает способностью усиливать процессы брожения в кишечнике Кроме того, он перенасыщает рацион ребенка углеводами. В сочетании с относительно малым содержанием витаминов, это делает его продуктом, предназначенным для детей более старшего возраста. Овощное меню можно обогатить свеклой, репой, зеленым горошком, фасолью. Бобовые нужно давать с большой осторожностью и лишь в хорошо проваренном, тщательно измельченном виде, так как, несмотря на богатство растительными белками, эти овощи содержат грубую клетчатку. Она вызывает повышенное газообразование и значительно усиливает перистальтику кишечника, в результате чего стул ребенка становится более жидким.

Мясные продукты и рыба

Важную роль в питании детей играют мясные продукты. Их дают в первой половине дня (учитывая более длительный период времени, необходимый для усвоения), причем не только в виде фарша и фрикаделек (как детям первого года жизни), можно приготовить и паровые котлеты. Расширение рациона происходит за счет нежирной свинины, субпродуктов (особенно языка), курицы, мяса кролика, индейки. Не рекомендуется мясо водоплавающих птиц (уток, гусей), жирные свинина и баранина из-за трудности их переваривания. И, конечно же, никаких колбас, сосисок и сарделек. Можно ввести в рацион ребенка маложирные сорта рыбы (хек, минтай). Рыбу следует давать 2 раза в неделю, при условии, что нет аллергической реакции на нее. В рыбе содержатся в большом количестве полезные минеральные вещества и витамины. Ее можно отварить, потушить с овощами, сделать котлеты и фрикадельки, суфле. А столь любимую многими взрослыми икру можно давать лишь иногда и с большой осторожностью (она может вызвать аллергическую реакцию).

Яйца

Яйца содержат легкоусвояемый белок, ценные аминокислоты, витамины, микро- и макроэлементы.Одно яйцо должно входить в ежедневный рацион малыша второго года жизни (кроме случаев, когда ребенок страдает пищевой аллергией на куриный белок). Это может быть яйцо целиком, паровой омлет или яйца, добавленные в кулинарные изделия (творожники, блинчики). Ни в коем случае нельзя давать детям сырые яйца. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством аминокислоты - триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина (несмотря на столь малый размер). Однако они могут быть хорошей альтернативой для детей с непереносимостью куриного белка (по 1-2 штуке в день или через день).

Масло

Еще один источник жиров в питании малыша второго года жизни - масло. Сливочное масло лучше давать в натуральном виде (например, мазать на хлеб или добавлять в уже готовые блюда), не подвергая термической обработке. То же относится и к растительному маслу (подсолнечному, оливковому, соевому, кукурузному) Его используют в завершающей стадии приготовления овощей.

Сладкое

Обратите внимание на то, что малыш не должен есть пирожные, торты, шоколадные конфеты, жирные сорта печенья. Из кондитерских изделий можно рекомендовать мармелад, джемы, пастилу, варенье. С медом нужно быть очень осторожными, так как, кроме несомненной пользы, он обладает высокой способностью вызывать аллергические реакции. Вместо сахара лучше использовать фруктозу.

Хлеб

Детям до 1,5 лет лучше давать белый хлеб, так как он легче переваривается.

Напитки

Из напитков (кроме уже упомянутых фруктовых и овощных соков и молочных продуктов) ребенку этого возраста разрешен чай (натуральный и некрепко заваренный). Газированные напитки (даже минеральная вода) в рацион ребенка не входят.

Приготовление пищи

Итак, питание малыша должно быть сбалансированным, энергетически ценным и соответствовать возрастным возможностям (кусания, жевания, переваривания и усвоения пищи). Пища, как и в более раннем периоде, остается протертой (теперь уже не через мелкое сито, а на терке), отварные мясо и рыбу можно провернуть на мясорубке всего один раз. Возможно приготовление оладий, запеканок, суфле и пудингов. Не стоит отказываться от готовых специализированных продуктов "для детского питания". Высокий контроль за качеством продуктов, их приготовлением, состав, соответствующий потребностям ребенка делают их незаменимыми в питании малыша. Не забывайте и о разнообразии пищи, и об учете вкусовых пристрастий ребенка: пусть он познакомится с как можно большим количеством продуктов, разрешенных в этом возрасте.

Режим питания

До 1,5 лет актуальным остается режим четырех-пятиразового кормления, интервалы между кормлениями - 4-5 часов. Часы приема пищи должны быть строго фиксированы (допустимы отклонения на 15-30 минут) для выработки у малыша условного рефлекса и, соответственно, лучшего усвоения пищи. Наиболее калорийным должен быть обед, наименее - полдник. Для сохранения хорошего аппетита не стоит ничего давать между кормлениями за исключением воды). Суточный объем питания для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1000-1200 мл (не считая жидкости). Следует отметить, что молоко и кефир являются в данном возрасте не питьем, а пищей. Примерные нормативы суточного потребления различных продуктов питания (с учетом рекомендаций российских диетологов) приведены в таблице.

Примерное меню для ребенка 12 - 16 месяцев на 3 дня

День первый

После пробуждения, если сохранена лактация, - грудное вскармливание или молочная смесь Завтрак Каша на молоке с добавлением фруктов и творога детского Хлеб с маслом или сыр тертый Обед Суп - пюре из тыквы Овощное пюре с мясом (кабачки, телятина) Хлеб Фруктовый сок (яблочно-вишневый) Полдник Кефир детский или йогурт детский Печенье детское Фруктовое пюре (яблоко с овсяными хлопьями) Ужин Яйцо вкрутую Овощное пюре (зеленый горошек с картофелем) Чай На ночь

День второй

Грудное молоко или смесь Завтрак Творог детский Овсяная каша (безмолочная) с яблоками Чай с молоком Обед Суп овощной со шпинатом Рыбное филе с цветной капустой Хлеб Компот Полдник Кефир детский или молоко или молочная смесь (при аллергии к белку коровьего молока) или йогурт детский Сухарики Яблоко Ужин Паровой омлет с сыром Пюре из яблок и моркови Нектар из бананов и груш На ночь Грудное молоко или молочная смесь

День третий

Грудное молоко или молочная смесь Завтрак Молочная каша с фруктами Хлеб с маслом Чай Обед Суп куриный Паровая котлета с картофельным пюре Галеты Кисель Полдник Йогурт детский или биокефир детский Печенье детское Ужин Творожная запеканка со сметанойПюре из шиповника со сливками Сок мультивитаминный На ночь Грудное молоко или молочная смесь

Юлия: | Апрель 3rd, 2018 | 9:51 пп

Рецепты интересные, можно подчерпнуть идеи. А можно попробовать составить меню и для детей с аллергией (на белок коровьего молока, на глютен)?
Ответ: Юлия, Вот здесь можно найти различные детские меню
Вот “Меню на неделю для ребенка-аллергика” , только это не про аллергию на глютен и молочный белок.
Безглютеновое меню на неделю

Марина: | Декабрь 7th, 2017 | 4:23 пп

Замечательное меню. Спасибо за рецепты. Есть повод всей семье перейти на правильное здоровое питание – благодаря ребенку. ВОПРОС – можно ли ребенку (1 год) готовить еду в мультиварке-скороварке?
Ответ: Марина, спасибо за комментарий! Да, можно.

Олеся: | Июнь 15th, 2017 | 3:56 пп

Меню хорошее, разнообразное. Много читала книг и статей, это меню мне понравилось. Оценила тквенный суп с курицей, запеканку из кабачков и моркови, омлет как в садике (оказывается моя мультиварка его делает не правильно, 25 мин.и много дырочек,не смтря на то что он высокий достаточно и очень вкусный).надо попробовать ваш рецепт для всей семьи. А остальноп мясо и овощи в супе пюрируем т.к.кусочки выплевывает, а тушенные овощи разбрасывает, очень любит из папиной тарелки гиечку,макароны,рис,чай. Нам 1 год 4 мес
Ответ: Олеся, спасибо за комментарий и Ваш опыт! Приятного аппетита малышу! В папиной тарелке всегда все самое вкусное:)

Юлия: | Февраль 27th, 2017 | 8:20 дп

Наталья! Спасибо большое вам за данную статью! Прям выручили молодых мамашек!
Ответ: Юлия, спасибо! Приятного аппетита малышу!

Ясмина: | Январь 9th, 2017 | 9:47 пп

Мой ребенок кушает только бейби каша и малютка,я приготовила несколько блюд из ваших рацион,он не хочет кушать. как приучить ребенка полноценной еде..
Ответ: Ясмина, приходите на наш тренинг “Как научить ребенка питаться правильно” – вместе выясним причины и сделаем первые шаги к полноценному рациону малыша.

Анна: | Декабрь 25th, 2016 | 5:06 пп

Здраствуйте! Хорошее меню, вот только одит вопрос, а чем можно кабачки заменить в зимний период?
Ответ: Анна, можно цветной капустой.

Елена: | Ноябрь 24th, 2016 | 3:53 пп

Нам меню прям понравилось!жуём уже кусочки сами(правда сама мелко делаю,но кусочками).
Ответ: Елена, хорошего аппетита и пищевого интереса малышу! :)

Юлия: | Декабрь 2nd, 2015 | 8:36 пп

А я открыла для себя запеканку из кабачков и моркови.Уже оставила себе рецепт!Только вместо кабачков хочу попробовать тыкву.Думаю,будет не хуже)))

Надежда: | Октябрь 21st, 2015 | 11:00 пп

Нам год и месяц, с 8ми мес у нас 8 зубов, это меню вполне подходит. Несмотря на то, что жевательных зубов нет, малыш не рвёт и не давится никакими кусочками, наоборот не любит пищу, измельченную в пюре и с удовольствием грызёт разные бублики, печеньки и тп, старается пережевывать кусочки мяса, рыбу и овощи. Все, что представлено в меню с удовольствием кушает, никаких проблем!

Анна: | Октябрь 18th, 2015 | 9:39 пп

Спасибо за рецепты, очень нравится доче. Нам через 5 дней год и у нас 12 зубов, поэтому моя манюня жует уже все)

Чулпан: | Октябрь 10th, 2015 | 9:28 пп

Здравствуйте!
Нашей дочурке сейчас годик. У нее 8зубов. Пока нет ни одного жевательного. Ее тоже рвет от кусчков. И я не понимаю этой паники по поводу того, что надо обязательно в этом возрасте учить жевать. А что если учить жевать, когда жевательные зубы появятся? Вы считаете поздно и ребенок не научится? Все жизненно необходимые действия идут на уровне рефлексов. Появились кусательные зубы – ребенок начал кусать, появятся жевательные – научится жевать. А пока он не может разжевать пищу, она будет плохо перевариваться и усваисаться организмом. Организму очень тяжело переваривать неизмельченные кусочки. Попробуйте сами проглотить такую еду. Потом еще проблемы со стулом появятся. В крайнем случае кусочки должны быть мягкими, чтобы ребенок мог деснами раздавить. Другое дело когда он просит такую еду и пытается размять кусочки. Я думаю, надо пробовать по чуть-чуть и только мягкие кусочки. Какие уж там запеканки? Ребенок останется расстроенный и голодный-или сытый, но будет капризничать из-за боли в животике. Не на возраст надо ориентироваться, а на количество зубов, т.е. готовность организма обрабатывать и усваивать такую пищу.

Самира: | Октябрь 1st, 2015 | 1:35 пп

моему через 10дней годик,супы готовим на бульоне,каши только агуша,пюре яблочное,банан,рыбу не давала ни разу,

Юлия: | Сентябрь 4th, 2015 | 1:40 пп

Моему 1,1 года. Как-то нам не очень такое Меню подходит- 8 зубов, но жевать мы ленимся, приходится на блендере все парировать, так как если мелкие кусочки попадаются, сразу рвет ребёнка, так что тефтельки и запеченые яблоки точно не для нас))
Ответ: Юлия, конечно, нужно смотреть на ребенка. Разные дети начинают жевать кусочки в разном возрасте. А запеченные яблоки – это фактически яблочное пюре. Достаточно освободить яблоко от шкурки и размять вилкой. Или пропустить через блендер.

Шоира: | Июнь 24th, 2015 | 8:49 дп

Нам 1год 1 мес. 8 зубов. Как началась жара перестала нормально кушать. Пьёт хорошо. Кушает хлеб. Остальное почти всё выплевывает. Сколько раз в сутки давать шиповник. Чем кормить летом в жару?
А можно обратиться к вам как к врачу? Дочка 1 год 1 мес хорошо ползает. Но пока не ходит сама. Только держится за 2 ручки и на цыпочках. Ходить хочет но боится. Стоит 1-2 мин без поддержки. Как стимулировать её ходить? Ночью плохо спит. Днём спит 2-2.5 часа. и то со мной. Без меня 20 минут. К вечеру засыпает к 8 часам, ноет, с музыкой с грудью. И начинается просыпается в 10, в 12, в 3, в 5. Все время ноет, капризная. Висит на груди. Ворочается. Если я смотрю тв она встает приходит хотя спала. И так каждый день. Утром гуляем вечером тоже. Постоянно ходить за ручки не могу, у меня болит спина
Ответ: Шоира, да, сейчас непростой период. Что можно посоветовать: сытно кормить перед ночным сном, чтобы ребенок реже просыпался ночью. После года только маминой груди уже недостаточно, нужно кормить полноценным ужином. Например, перед сном можно дать творог с кефиром + грудь перед засыпанием. И только грудь + хлеб – это никак нельзя назвать полноценным питанием для ребенка такого возраста. Если не ест другое в связи с жарой, то это временно, пройдет с нормализацией погоды, просто больше поить и кормить в нежаркое время суток (утром, вечером). Если проблема существует и в нежаркие дни, то пересмотреть подходы к питанию и научить ребенка есть другие продукты, кроме хлеба, в первую очередь – овощи, фрукты, ягоды, молочные продукты. Если дать возможность ребенку самому выбирать, что он хочет есть, то дети предпочтут высококалорийную углеводную пищу (сладости, выпечку и т.д.). Поэтому важно научить ребенка правильно питаться и делать выбор полезных продуктов за него.

Наталья: | Май 10th, 2015 | 4:09 пп

очень понравилось.попробуем так кушать.надеюсь найдём любимые блюда

Надежда: | Ноябрь 18th, 2014 | 4:15 пп

Спасибо Вам за меню, очень нравится, только очень жаль, что предыдущее меню убрали и не могу его найти, там тоже было много вкусных блюд

Надежда: | Сентябрь 28th, 2014 | 10:25 дп

Классное меню, нам 1,7 годика и мы с удовольствием многое кушаем, конечно без пережарок, хотя в рыбную запеканку я пережариваю лук с морковкой, она ведь еще запекается потом. Спасибо отличное меню!)
Ответ: Надежда, я рада, что меню понравилось!

Наталья: | Сентябрь 23rd, 2014 | 8:58 дп

А я как раз считаю, что чем раньше ребенка приучить ко взрослому столу, тем лучше. Так и педагогический прикорм гласит. Раньше наши пробабушки не готовили отдельно для детей. Не было времени. Хозяйство все время занимало. С детьми то поиграть некогда было, а тут стоять изголяться на кухне. Все ж на печи делалось. Без пароварок и мультиварок. Чуть приспустить лук с морковкой -это наоборот хорошо. И это не зажарка. Хорошее меню. Ставлю пятерку. Ребенок быстрее жевать научится.

Света: | Август 25th, 2014 | 10:56 дп

У ребенка 8 – 10 зубов. Не представляю как салатики которые представлены в меню, он будет жевать!
Ответ: Света, если ингредиенты нарезать мелко, то вполне сможет.

Ирина: | Июль 13th, 2014 | 10:04 пп

Отличное меню!)а я все голову ломаю,чем бы свою царевну накормит:)ничего страшного в легкой зажарке для супа не вижу
Ответ: Ирина, спасибо за добрые слова! Для ребенка овощи можно совсем не пережаривать

Ната: | Март 4th, 2014 | 6:37 пп

Нам 8,5 месяцев. Много, чего из статьи пригодится. Спасибо.
Ответ: Ната, я очень рада, что статья оказалась полезной!

Anita: | Январь 20th, 2014 | 10:19 дп

Спасибо, что решили мой вопрос с приправами, для вегетарианской семьи это имеет значение. И еще спасибо за открытие новых интересных рецептов для малыша. Теперь не придется ломать голову, составляя дневной рацион ребенку.

Ольга: | Июнь 2nd, 2013 | 3:27 пп

После того, как малыш перешагнул свой первый возрастной рубеж и ему исполнился годик, начинается новый этап в его жизни, включающий все больше нововведений, в том числе и в питании. Годовалый малыш больше не считается грудничком, хотя продолжать грудное кормление можно и нужно до полутора-двух лет. Все же меню ребенка в 1 год включает в себя новые продукты, оно более разнообразно, чем предыдущее питание.

Готов к приему «твердой пищи»

Пищеварительная система функционирует хорошо, с достаточной выработкой пищеварительных ферментов во всех отделах желудочно-кишечного тракта. Это дает возможность усваивать сложные, многокомпонентные блюда, которые еще полгода назад ему были не «по зубам».

Кстати, о зубках. К годику у крохи их можно насчитать до 10 штук. Это означает, что качество пережевывания пищи повысилось и нет необходимости все подряд измельчать в блендере, доводить до состояния пудинга. Ребенок с удовольствием и интересом будет пережевывать крупноизмельченную пищу или даже целостную (например, морковку).

Наверняка у малыша уже есть свои предпочтения: блюдо, пришедшееся ему по вкусу, он слопает без остатка, а непонравившееся безжалостно выплюнет. Поэтому основная задача мамы - и дальше проявлять свои кулинарные способности с целью разнообразить питание ребенка в 1 год, сделать его полезным и желанным для крохи.

Нужен ли режим?

Считается, что до полутора лет малышу подойдет пятиразовое питание. Однако если вы видите, что это слишком много для него, пора переходить на взрослый режим, включающий завтрак (25% от суточной потребности), обед (35%), полдник (15%) и, конечно, ужин (25%).

Лучше кормить ребенка в одно и то же время с интервалом приблизительно в 4 часа. Такой режим способствует выработке хорошего аппетита, а также благоприятствует своевременному выделению пищеварительного сока, столь необходимого для качественного переваривания пищи.

Не стоит между кормлениями давать сладости, фрукты или что-либо другое, от чего испортится аппетит и вам будет сложнее накормить кроху. Рассмотрим по группам продуктов, что должно входить в рацион питания детей после года.

Молочная продукция

Кисломолочные продукты - основополагающая еда в рационе карапуза. Она должна присутствовать на столе каждый день и быть адаптированной под возраст малютки. За счет кефиров и йогуртов естественным образом нормализуется работа пищеварительной системы, активируются ее перистальтические свойства, устраняется метеоризм.

Детям подойдет кефир 2,5% жирности. А вот йогурт может быть разным, в зависимости от его предназначения:

  • питьевым - молочный йогурт в классическом варианте имеет жирность от 2,5 до 4,5%;
  • молочно-сливочным (жирность от 4-7%);
  • сливочным (10%).

Детки любят йогурты и кефиры

Что касается творога, некоторые после года заменяют детские творожки взрослым обезжиренным творогом. Лучше этого не делать и подождать еще несколько месяцев, поскольку в обычном твороге белковый компонент остается тяжелой пищей для детского пищеварения, создающей нагрузку на почки. С точки зрения безопасности хранения тоже лучше покупать специальные творожки для детей. Творог дается каждый день по 70 гр или через день по 140 гр. Излюбленное лакомство всех детей - творожная запеканка.

Не рекомендуется в этом возрасте давать коровье молоко ввиду большого риска аллергических реакций. Знакомство с ним советуют отложить до двух лет. Сливочное масло используют как добавку к кашам в очень небольшом количестве - 12 гр в день. Можно добавлять в блюда сметану небольшой жирности и сливки.

Мясо и яйца - их место в рационе малыша

Мясо должно входить в ежедневный рацион питания карапуза. По-прежнему лучше готовить из диетического мяса: индейка, говядина, телятина, нежирные сорта свинины, мясо кролика, курицы. В меню подрастающего ребенка должны быть мясные фрикадельки или тефтельки, как вариант, пудинг из этих продуктов в количестве 100 гр.

Утиное и гусиное мясо, равно как и баранина, остаются пока еще сложными для усвоения, поэтому если и давать малышу их на пробу, то в меньшем количестве и не часто.

Роль яиц в питании годовалого малыша сложно переоценить. Они богаты аминокислотами, легкоусваиваемыми белками, витаминами A, E, D, группы B, фосфолипидами, макро- и микроэлементами. Для детей выбирают перепелиные и куриные яйца. Из них готовят омлет на пару или варят вкрутую. Яйца всмятку, как и сырые, не дают по двум причинам: во-первых, во избежание заражения сальмонеллой, во-вторых, они тяжелее усваиваются маленьким организмом.
Рекомендуется целое яйцо через день или по половинке ежедневно. Кроме самостоятельного блюда, яйца добавляют, когда готовят сырники или блинчики.

Рыбный день

Хорошо, если у вас в доме существует такой день недели, когда вместо мяса подается рыба, скажем, по четвергам. Для малютки достаточно порции в 30-40 гр, однако без нее рацион не будет полным. Как и мясо, она является источником строительного белка, содержит полиненасыщенные жирные кислоты, железо, полезные минералы, йод и фосфор, витамины группы B.

Первая рыба, с которой знакомится малыш, конечно же, из белых сортов, постная, морская. Отлично подойдет минтай, хек, тунец, треска или ставрида. Из нее готовят паровые котлетки, запекают кусочками на пару. К полутора годам можно попробовать красную рыбу.

Супы и каши

Каша, вошедшая одной из первых в детский рацион, остается востребованной на протяжении всего времени. Уже знакомую гречку, овсянку, рисовую кашу можно приготовить не мелкоизмельченную, как во время первых прикормов, а обычную, но хорошо разваренную. Иногда можно отваривать макароны как отдельное блюдо, или же заправлять ими суп. Но не стоит давать их часто, поскольку макароны относятся к легкоусваиваемым углеводам.


В кашу хорошо добавлять немного масла

В нашей стране принято на обед кушать горячие жидкие блюда. Приучают к этому и малышей. Однако здесь существуют свои правила:

  • супчик или борщ готовятся преимущественно на овощном бульоне или реже – на вторичном мясном;
  • при приготовлении используют минимум соли;
  • до трех лет в суп не кладут лавровый лист, сало, острый перец, копчености, не делают зажарку;
  • до 5-ти лет детям нельзя есть грибные супы и бульоны;
  • не стоит до трех лет предлагать малышу щи с кислой капустой или щавелевый суп, они негативно сказываются на детском пищеварении.

Хлеб - тоже необходимый продукт. Съеденное за день количество не должно быть больше 100 гр. До полутора лет лучше отдавать предпочтение белому хлебу, позже - ржаному.

Что пить?

Основой для питья любого человека, в том числе и маленького, должна быть обычная вода. Без сомнения, бутилированная детская вода будет лучше кипяченой. Если ребенок еще остается на грудном вскармливании, значит ему повезло, ведь он и дальше пьет ценный напиток под названием материнское молоко.

Время от времени можно варить ребенку компот из сухофруктов с минимальным добавлением сахара или на фруктозе. Очень полезно вводить после года в рацион крохи кисель. Крахмал, входящий в его состав, покрывает потребности организма в углеводах, этот напиток не мешает цинку и железу усваиваться в должной мере. Рецепты киселей можно найти в записных книжках мам и бабушек или на просторах интернета. Вот один из них.

Кисель молочный детский
Ингридиенты:

  • 200 мл молока;
  • чайная ложка сахара;
  • 15 гр крахмала;
  • ванильный сахар;
  • 2 чайные ложки фруктового сиропа.

150 мл молока вместе с сахаром доводят до кипения. Оставшееся молоко разводят с крахмалом и добавляют в кастрюлю к кипящему молоку, непрерывно помешивая ложкой смесь. Кисель варится на медленном огне около 5 минут, после чего кастрюля снимается с огня, добавляется ванилин и содержимое разливается по стаканам. Сверху полить сиропом.


Ребенку, скорее всего, понравится кисель

Разрешается детям пить и травяные чаи на основе ромашки, мяты в небольшом количестве, фенхеля. Детям до трех лет запрещено пить газированные напитки, даже воду.

Десерты

Можно ли детям сладкое после года? Даже нужно! Дело в том, что разумное (до 40 гр в сутки) потребление сахара в этом возрасте становится профилактикой ацетонемического состояния. Поэтому познакомьте малыша с ягодными муссами, мармеладом, пастилой и зефиром. Шоколадные конфеты давать пока рановато, мед - можно попробовать, но с осторожностью ввиду его высокой аллергенности. Важно следить, чтобы десерт оставался десертом и не заменял полноценный завтрак или ужин.

Фрукты и овощи

Свежие овощи и фрукты - неотъемлемая часть детского питания. Если нет аллергии, можно понемногу пробовать сезонные ягоды и фрукты: клубнику, вишню, красные яблоки. Среди овощей малышу уже многое знакомо: кабачки, картофель, цветная капуста. Можно добавить морковь, брокколи, готовя отварные пюре.

Если ваш ребенок еще не знаком с тыквой, самое время это сделать. Тыква содержит огромное количество бета-каротина, который полезен не только для глаз, но и для роста костей, укрепления иммунной системы, нормализации пищеварения.


Десерт из тыквы

Поскольку в тыкве много клетчатки, она легко усваивается. В 100 гр этого оранжевого плода содержится суточная норма бета-каротина для детей. Деткам делают из нее тыквенное пюре, супчики, каши, десерты.

Один из вариантов меню на сутки

Завтрак:

  • овсяная или гречневая каша - 150 гр;
  • компот или молоко - 100 мл;
  • хлеб с маслом - 15 гр + 4 гр.

Обед:

  • овощной суп - 100 гр;
  • картофельное пюре - 100 гр;
  • тефтелька из телятины - 40 гр;
  • чай с молоком.

Полдник:

  • кефир (питьевой йогурт) - 100 гр;
  • банан - 100 гр;
  • печенье 20 гр.

Ужин:

  • омлет - 100 гр;
  • хлеб - 10 гр;
  • запеканка из творога - 100 гр;
  • кефир - 100 мл.

Таким образом, уверенными темпами будет приближаться к взрослому. Старайтесь как можно меньше готовить раздельно для малыша и других членов семьи, ведь еда, приготовленная на пару, будет полезна для всего вашего семейства, а у вас появится больше свободного времени.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма