Старинные русские напитки. Истинно русские алкогольные напитки

Русский фольклор изобилует пословицами и поговорками о всевозможных напитках: «Чаем на Руси никто не подавился», «За семь верст киселя хлебать», «Наука – не медовуха: в рот не вольешь». Чем же утоляли жажду наши предки?

Вспоминаем начисто забытые народные напитки и те, которые мы продолжаем каждый день пить.

Чай, как самый массовый напиток последнего столетия

До китайского на Руси пили чай собственного производства, в основу которого входили самые разнообразные травы: зверобой, мята, крапива, иван-чай. Предприимчивые восточные купцы пытались с XV века продвинуть продукт на российский рынок. Однако долгое время поставки чая ограничивались персональными подарками царям. Боярин Старков, например, презентовал чай царю Михаилу Федорову, но царствующая особа осталась к напитку равнодушна. Китайским купцам необходимо сказать спасибо русским лекарям, которые при помощи чая избавили в XVII веке царя Алексея Михайловича от болей в животе. С этого момента пошли регулярные закупки чая в Китае. До народа чай дошел в эпоху правления Екатерины II. К концу ее царствования ежегодное потребление чая измерялось 6000 нагруженных верблюдов. Чайный караван находился в пути полгода.

Квас

Любовь к квасу у наших предков, возможно, можно объяснить его дешевизной. К тому же на основе кваса готовили самые дешевые блюд: баланды, окрошки, тюри. Чтобы перечислить все рецепты приготовления кваса, потребуется не одна неделя. Что уж говорить, если в деревнях у каждой хорошей хозяйки был свой рецепт. Квас так и называли – «Маланьин» или «Дарьин». Профессия квасника была очень популярной на Руси, каждый из них имел специализацию и производил какой-то определенный квас. Были квасники ячневые, яблочные, грушевые. При этом квасник имел право торговать напитком только в своем районе. Нарушение этого правила приводило к тяжелым последствиям.

Яблочный квас, как пример из многочисленных вариантов кваса

Готовился, как следует из названия, не из солода, а из яблок. К отвару или настою плодов добавляли квасную гущу, немного ржаной муки и ставили бродить. Так же делали грушевый и другой плодовый квас. По похожей технологии до сих пор делают медовый квас в Суздале, правда, за пределы города не вывозят.

Кисель

Издавна кисель являлся самым популярным сладким русским напитком. Ну, вы помните: «молочные реки, кисельные берега»? Правда, выглядел тогда кисель не столь «нарядно». Он имел серовато-коричневый цвет, так как готовился на основе ржаных, пшеничных или овсяных отваров (береговые суглинки русских рек имели именно такой цвет, отсюда и сравнение). А по консистенции больше походил на студень или холодец, при этом на вкус кисель был, понятное дело, кислым. Его в больших количествах варили по всей Руси. В Москве, например, остались Большой и Малый Кисельные переулки, где когда-то трудились кисельщики. Со временем кисель превратился в десерт, который стали подавать после обеда. Для придания сладости в него добавляли мед, ягодные сиропы или варенье. Ну а с победоносным шествием по России картофеля напиток стали изготавливать с применением крахмала.

Простокваша

Возможно, рецепт простокваши был случайно изобретен нерадивой хозяйкой, которая забыла на ночь вынести молоко в сени. Утром муж не только не отколошматил ее за испорченные продукты, но и похвалил за диковинный вкус нового кушанья. А если серьезно, то данных о том, когда и кем был изобретен рецепт простокваши, не сохранилось. Наши предки с давних времен обожают этот напиток безотходного производства. Действительно, закисающее молоко так легко превратить в полезный и вкусный продукт. Ученые и вовсе уверены, что употребляя ежедневно простоквашу, можно продлить жизнь на 30 лет. Ну что, по простоквашке?

Мы тут узнали, что наша коллега обожает пить напиток на основе молодой крапивы. Надо растолочь крапиву, слить сок, оставшуюся зелень заварить и получившееся остудить – получается отличный гипоалергенный и разжижающий кровь напиток.

Медовуха

Изначально медовуха на Руси называлась просто «мед». Дубовые бочки, наполненные ставленным медом, зарывали в землю на срок от 5 до 20 лет. С XI века начали варить мед, что позволяло сократить немыслимые многолетние сроки получения медовухи до месяца. Напиток был незаменим в ритуале крещения и поминания. Интересно, что медовуха стала со временем выступать в качестве атрибута гостеприимного хозяина. Во время пиршеств медовуху употребляли исключительно до еды. Сегодня традиции медоварения сохранились в маленьком городке Владимирской области – в городе Суздале. Туристы, особенно иноземные, за время своего пребывания там с удовольствием «подсаживаются» на традиционный русский напиток.

Мед - хмельной напиток, полученный сбраживанием некоторых пищевых продуктов, основным из которых является именно мед. Если Вы знаете технологию приготовления кваса или вина, я думаю, Вы легко сможете освоить и процесс приготовления меда.

Крепость этого напитка, как продукта свободной ферментации, не превышает 10 - 11 градусов, но обычно составляет не более 5, так как при изготовлении процесс прекращают до того, как перебродил весь сахар: мед - сладкий напиток.

Сбитень

Этот напиток, которые иностранные моряки называли «русским глинтвейном», появился на Руси тысячу лет назад и назывался переваром или взваром. Его готовили на меду с душистым зверобоем, лавровым листом, имбирем, шалфеем и стручковым перцем, с добавлением вина или без. Уличные торговцы, как правило, торговали сбитнем без вина. Такой напиток долгое время заменял народу чай и кофе. Пили его по несколько раз в день, а утром – в обязательном порядке. Торговцы-сбитенщики разносили напиток в сосудах, очень похожих на самовары. Интересно, что стаканчики, в которые разливался сбитень, имели вывернутые наружу края – это позволяло покупателям не обжигать губы при употреблении горячего сбитня.

Простой рецепт сбитня

Такое средство можно использовать, если заболевание протекает без осложнений.

1. Подготовить 2 эмалированные кастрюли, в одну налить 800 мл воды, в другую - 200.

2. В ёмкость с меньшим количеством жидкости засыпать пряности по вкусу (может использоваться гвоздика, корица, имбирный корень, мускатный орех) и на медленном огне довести смесь до кипения.

3. Одновременно с этим во вторую кастрюлю добавить 8 столовых ложек мёда и также на слабом огне дать продукту закипеть. Образовавшуюся при этом пену необходимо будет снять.

4. После того как содержимое каждой ёмкости настоится в течение 2 часов, составы нужно соединить и хорошо перемешать.

В течение 1–1,5 месяца принимать сбитень полагается утром натощак и вечером перед отходом ко сну, предварительно разводя столовую ложку напитка в стакане тёплой воды.

С давних времён медовый сбитень славится как отличное средство для избавления от простатита

Чай из крапивы

Мы тут узнали, что наша коллега обожает пить напиток на основе молодой крапивы. Надо растолочь крапиву, слить сок, оставшуюся зелень заварить и получившееся остудить – получается отличный гипоалергенный и разжижающий кровь напиток – самое оно в жару.

Кислые щи

Многие уверены, что так называются щи,...

Сваренные из квашенной капусты.

На самом деле это очень шипучая разновидность кваса, которую делали из смеси ржаного, ячменного, овсяного и пшеничного солода в разных пропорциях.

Напиток получался настолько газированным, что его выдерживали только толстостенные шампанские бутылки. И от них, предположительно, пошло выражение «на кислых щах» - это когда человек морщится недовольно.

Конопляное молоко

Поскольку постных дней в православии может быть до двух сотен в год, в традиционной кухне существует масса заменителей скоромным продуктам. Самым распространенным заменителем молока было растертое и размешанное с водой конопляное семя. Конопляным молоком заправляли каши и кисели и пили его просто так, с хлебом и сладкой выпечкой.

Брусничная вода

Брусника богата природным консервантом - бензойной кислотой. Поэтому, будучи залита водой, не скисает по нескольку недель, зато отдает воде свой вкус и аромат. Свежесобранные ягоды на две недели заливали чистой колодезной водой, а потом пили слитую, слегка розоватую воду. Моченую ягоду же использовали как основу для соусов, гарниров и приправ.

Полпиво

Пиво, которое варилось с двойным количеством воды и, стало быть, в два раза менее крепкое. До начала XIXвека в России существовали специальные заведения - полпивные - куда, в отличие от кабаков, где подавали более существенные напитки, разрешалось заходить женщинам и военным – эти социальные страты были в ущемленном положении по части выпивки.

Вишняк

Диковинный напиток, одна из разновидностей ставленого меда - древнейшего русского питья. Для его приготовления брали плотный деревянный бочонок с крепкими стальными обручами заполняли доверху спелой вишней, заливали медом и закапывали в землю на 3-4 месяца. Готовый вишняк сливали из бочки и процеживали. Земля отдавала вишняку свою материнскую энергию, и напиток славился восстановлением сил.

Славяне знали, любили и готовили самые разные напитки – как безалкогольные, так и «пьяные», алкогольные. Однако стоит заметить, что четкой границы между алкогольными и безалкогольными напитками не существовало: любое питье могло забродить, превращаясь в «пьяное». Самым популярным ингредиентом национальных русских напитков был мед: его использовали в качестве основы (меды, сбитни, сыта) и как подсластитель (сахара на Руси долгое время не знали).
Приезжие иностранцы поражались обилию русского стола, поскольку традиции предписывали славянам встречать гостей богатым пиром. На стол выставлялись закуски, горячие блюда и, конечно же, напитки «в ассортименте». Правда, это гостеприимство в итоге не сыграло на руку нашим предкам: иностранцы воспринимали застолье в свою честь как «русскую повседневность», разнося по всему миру миф о русском пьянстве.
На самом деле употребления «пьяных» напитков строго регламентировалось как светским, так и религиозным укладом: «пьяное» употреблялось только по праздникам, в остальные же дни пили «трезвые» квасы, сбитни, сыты.
Какие же напитки можно считать национальными русскими?

Билибин И.Я. Пир у князя Гвидона

Взвар – очень крепкий безалкогольный компот из сушеных плодов, ягод и трав, подслащенный медом. В Россию мода на взвары пришла в XVIII веке от любителей десертов – европейцев. Однако в отличие от густых европейских десертов, взвары готовили именно для питья (исключение – взвары-приправы). Сваренные из клюквы и брусники, черники и малины, яблок и кураги, сдобренные медом и мятой, горячие в холод и остуженные в жару, питательные взвары поднимали силы и настроение.
Кисель – старинное русское блюдо, которое готовилось из овсяной, ржаной, пшеничной муки. Кисловатый (заквашенный) кисель обычно имел густую студенистую консистенцию, к столу подавался нарезанным на куски с медовой сытой – сладким напитком на основе меда. В дальнейшем кисели научились варить из ягод и плодов с добавлением крахмала и меда (сахара). Эти кисели уже считались напитками – сладкими и сытными.
Сыта – сладкий безалкогольный медовый напиток Московской Руси. Готовили сыту просто: мед разводили в воде по собственному вкусу. Обычно густую сладкую сыту подавали к овсяным киселям. Кстати, на поминальных столах именно это сочетание блюд – кисель и сыта - являлось обязательным. Со временем традиция готовить сыту была забыта. Сейчас сыта с большим количеством меда – весенняя подкормка для пчел.
Квас – старинный, считающийся национальным, русский напиток незавершенного спиртового и молочнокислого брожения с содержанием алкоголя не более 1,2%. Квасы бывают хлебные, фруктовые и ягодные – в зависимости от основы. В старину в каждой русской семье хранилось в холодных погребах огромное количество кваса: его пили, с ним готовили холодные и горячие супы, закуски.
Сбитень – традиционный русский горячий безалкогольный напиток из воды, меда и ароматных трав. Сбитень – один из старейших напитков на Руси: упоминания и сбитне встречаются еще в летописях XII века. Сбитень чаще всего пили в холодное время года: сладкий ароматный напиток согревал и бодрил, спасал от простуд и утолял голод.
Морс – также один из первых напитков, которым утоляли жажду наши предки. Морсы готовили из дикорастущих ягод, которые отваривали на небольшом огне в течение нескольких минут. Подслащивали морсы медом. Собственно, само слово «морс» произошло от «мурса» - смесь воды и меда.
Березовица – напиток на основе березового сока. Березовица была двух видов – обычная и «пьяная». «Пьяную» березовицу получали путем брожения: для этого в открытых кадках оставляли собранный березовый сок. Однако как таковым изготовлением «пьяной» березовицы славяне не занимались: если сок бродил, то только самопроизвольно.

В.Васнецов. Пир Ивана Грозного

Пиво слабоалкогольный напиток, известный на Руси с X-XI веков (до этого времени пиво русичи называли любой напиток вообще). Однако пиво само по себе было не слишком популярным напитком: оно являлось основой для крепких напитков вроде перевара – вываренной смеси пива и медов. Характерно при этом, что солод и ячмень – основные ингредиенты пива – входили в перечень продуктов, которыми русские долгое время платили дани и оброки.
Ол – забытый русский напиток, сваренный подобно пиву, однако с добавлением различных трав: полыни, хмеля и т.д., за что ол иногда называли «зелием». Судя по описанию, ол – это некое подобие европейского эля. При этом судя по тем же обрывочным сведениям в летописях и записках путешественников, ол – благородный напиток, подобный вину: его дозволялось приносить в церковь вместо церковного (то есть – высшего качества!) вина. Ол перестали варить примерно в XIV веке.
Меды – алкогольные напитки на основе меда, чрезвычайно популярные на Руси вплоть до XVII века. Объяснялась такая популярность просто: крепких напитков русские особенно не любили, но суровый климат не позволял развивать классическое виноделие. Рецептов медов на Руси было великое множество. До нас дошли рецепты вареных и ставленых медов. Вареные меды – варились, а ставленые – отстаивались под землей в дубовых бочках до 40 лет. В XIX веке появилось известное сейчас слово «медовуха» - так стали называть вареные меды.

Традиционные русские напитки уникальные напитки русской кухни, которые используются в пищу на протяжении многих лет.

Краткая история

В русском языке понятие «напиток» возникло только в начале прошлого века. Слово образовано от глагола «напитать», и что немаловажно, имеет исконно русские корни. Изначально напитками в России называли лишь питательные и сытные жидкости, которые не содержат в своем составе алкоголь . Позднее смысл этого слова значительно расширился.

Задолго до того, как на Руси появились кофе , зеленый и черный чай, славяне употребляли традиционно русские напитки, которые по вкусовым качествам и целебной силе не уступали зарубежным. Можно сказать, что практически все исконно русские напитки уникальны и оригинальны, их нельзя встретить в кухнях других стран. К таковым относят: квасы, киселя, сбитни, морсы , сыворотки на изюме, уваренный капустный сок , меды и травяные настои.

Многие из вышеперечисленных традиционных русских напитков ныне не готовят, а несколько сотен лет назад они использовались не только в повседневном рационе, но и на праздничных застольях. А подавали их к блюдам из мяса, дичи, рыбы, круп или в качестве самостоятельного кушанья. В настоящие дни по-прежнему актуальны на российских столах квасы, киселя и травяные чаи или настои, причем их любят не только взрослые, но и дети.

Квас

Всенародной любовью русских людей на протяжении многих веков пользуется квас . Квас – это традиционный русский напиток, приготовленный на основе муки и солода (ячменного, пшеничного) или сухого ржаного хлеба путем брожения. Как и в настоящие дни, квас и раньше служил основой холодных похлебок. Квас являлся неотъемлемой частью русского праздничного стола, особенно на свадебных пирах и царских застольях.

Когда-то существовало несколько сотен рецептур приготовления кваса, которые с течением времени были утеряны. Нередко в качестве вкусовых добавок в квас добавляли фруктовые и ягодные соки, например, малиновый, смородиновый, яблочный, вишневый, брусничный и грушевый. Считалось, что внесение этих ингредиентов не только улучшает вкусовые качества готового продукта, но и многократно увеличивает его целебные свойства. Сложно представить, но на Руси профессия квасника была очень популярной. Каждый из них изучал особенности определенного кваса, были квасники грушевые, ячневые, яблочные и т.д. При этом свою продукцию квасники могли продавать только в своем районе, за нарушение их жестоко наказывали.

Квас, приготовленный по технологии, не только утоляет жажду, но и нормализует пищеварение, устраняет дисбактериоз. Полезен квас при гастритах, колитах и даже ожирении . В царской России квас использовали как лекарственное средство против авитаминоза и цинги, им залечивали раны и нередко применяли в банях.

Кисель

Кисель – сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из сушеных или свежих фруктов и ягод , сиропов, соков и варенья с добавлением кукурузного или картофельного крахмала или зерновой закваски. Кисель также является исконно русским напитком. Несколько сотен лет назад в русских домах готовили овсяные, пшеничные и ржаные кисели, а с появлением картофельного крахмала – фруктово-ягодные. Нынешний кисель, конечно, в значительной мере отличается от тех, что употребляли в пищу наши предки. Они имели непривлекательный вид, поскольку готовились из ржаных, овсяных и пшеничных отваров. Кроме, того такие кисели по консистенции были схожи со студнем и обладали кислым вкусом. С течением времени кисель превратился в настоящий десерт , который подавали после обеда или во время полдника. Изначально вместо сахара при приготовлении киселя применяли варенье, сиропы или мед . Сегодня кисель считается неотъемлемым блюдом детского стола, его часто подают в детских садах, школах и санаториях.

Сбитень

В понимании наших предков напиток - это сытная и питательная жидкость, в которой исключен алкоголь. То есть она предназначена для насыщения. Отсутствие до недавнего времени или в рационе русских людей никоим образом не сказывалось на их здоровье. Подавляющее число традиционных русских напитков уникальны в своем роде и обладают великолепными вкусовыми качествами и мощным лечебным эффектом. Подобных им в кухнях народов мира не встречается. Для русских были привычны сбитень, квас, морс, мед, различные водицы, сыворотка с добавками, сок капусты и иван-чай. Причем каждый из этих напитков был представлен множеством разновидностей.

К сожалению, большинство этих старинных напитков перестали употребляться. Современные люди сохранили привязанность только к квасу.

Помимо кваса, сбитень был широко распространен в России вплоть до 20 столетия. Кстати, самовар изначально предназначался для приготовления именно этого напитка, а чай стали заваривать позднее.

Сбитень готовят из меда, различных трав и пряностей. Процесс заключался в кипячении с постепенным увариванием смеси продуктов. Напиток употребляли только в горячем виде, так как он обладает замечательными согревающими свойствами. Кроме этого, сбитень способен оказывать успокаивающее действие, благоприятно действует на нервную систему, способствует укреплению иммунитета и увеличивает продолжительность жизни.

Меды

Мед в старину был доступней сахара.

Одним из самых древних русских напитков являются меды, в основе которых была вода, мед и хмель. Алкогольные меды предполагали использование в качестве основы водку и ягодные соки. Популярность медов и сбитней объясняется изобилием меда и его доступной стоимостью по сравнению с сахаром.

Для приготовления медов нередко использовались изюм, березовый сок и липовый цвет. Они по своим целебным свойствам сравнимы со сбитнями. Напиток способствует укреплению сил при простудных заболеваниях, а также обладает противовоспалительными и антисептическими свойствами.

Морсы, сыворотки и водицы

Для получения этих напитков обязательно использовался сок ягод, который смешивался с водой и настаивался до наступления начальной стадии легкого брожения. Технология получения сывороток подобна описанному способу, с тем отличием, что сок заменялся изюмом.

Современные морсы, как правило, приготавливаются на основе плодов фруктовых деревьев или кустарников, которые смешиваются с кипяченой водой, медом или сиропом, полученным из сахара.

Эти напитки универсальны, так как они согревают в холодную пору и хорошо освежают в жару. Кроме этого, богатые витаминами и микроэлементами ягоды и фрукты обуславливают наличие лечебных свойств сывороток и морсов. Они способны оказывать тонизирующее действие, укрепляют иммунитет и тормозят процессы, приводящие к старению организма.


Квас


Квас полезен для здоровья.

Квас пользуется неизменной популярностью у русских людей, причем рецептура его, описанная впервые в 11 веке, не изменилась и по сей день. Для его приготовления предварительно делают так называемый затор, который представляет собой жидкое тесто из воды, солода и муки (ржаной или ячменной). Далее затор ферментируется и разводится с добавлением меда, патоки или сахара и добавок, придающих аромат. Полученная смесь оставляется для брожения. Для придания специфического вкуса в большинстве случаев используется сок фруктов или ягод. Нередко напиток делают с имбирем, изюмом, мятой. При введении этих ингредиентов существенно повышаются лечебные свойства кваса.

При соблюдении технологии приготовления кваса напиток, кроме утоления жажды, способен стабилизировать процесс пищеварения, оказывает благотворное влияние на работу и состояние желудочно-кишечного тракта, а также укрепляет сердце и сосуды. Напиток рекомендуется , при котором наблюдается снижение кислотности, и ожирении.

В прошлом не было такого дома, где бы не готовился квас. Его использовали при заболевании цингой, для лечения ран, а также задействовали при приеме банных процедур в парной. Народная медицина считает этот напиток великолепным средством при дефиците витаминов и полезных веществ.

Практически в любом городе России на рынках был квасной ряд. Они были обязательным атрибутом ярмарки или любого празднества. Московские квасные ряды были известны далеко за пределами столицы.

Несмотря на полезные свойства кваса, следует воздержаться от его употребления лицам, у которых наблюдается язвенная болезнь, имеются проблемы с почками, поджелудочной железой, печенью и желчевыводящими путями. При тяжелых формах указанных болезней квас категорически запрещен.

Иван-чай

Этот напиток, незаслуженно забытый сейчас, был чрезвычайно популярен на Руси на протяжении тысячелетия. Для приготовления напитка использовались листья кипрея, которые предварительно высушивались. Слава об иван-чае распространилась даже в Европе, где не только знали его, но и любили. В 12 столетии в городе Копорье было сконцентрировано его производство, поэтому напиток стал называться копорским чаем. Из этого города торговые пути иван-чая вели в большинство европейских стран.

Ароматный и вкусный напиток был очень популярен в Европе и, как водится, был назван за рубежом русским чаем. Этот напиток был очень популярен в высших кругах английской знати и даже у монаршей семьи. Такая высокая оценка дает представление о качествах чая, так как британцам, владевшими обширными колониями, было с чем сравнивать. Традиционный русский напиток упоминается в Британнике издания 18 столетия. Однако с появлением чаев, привезенных из Китая и Индии, а также знакомством с напитками других народов, национальный напиток постепенно оттеснялся и был забыт.

В листьях кипрея содержатся вещества, обладающие дубильными свойствами, и пектины, а также ряд алкалоидов и витаминов группы В. Растение содержит аскорбиновую кислоту в количестве, в 5 раз превышающем присутствие ее в . Наличие белка в иван-чае делает напиток тонизирующим и восстанавливающим силы.

Копорский чай обладает комплексом лечебных характеристик и может быть использован и как успокаивающее средство, и при отравлении организма токсинами. Кроме этого, напиток оказывает благотворное действие на разные системы и органы человека. В древности считалось, что иван-чай способен укрепить силу духа.

Следует понимать, что былинные богатыри черпали свою силу в напитках из натуральных продуктов. Современные пищевые технологии, как правило, подразумевают применение последних достижений химии, поэтому о пользе нынешних морсов и квасов говорить не приходится. При таком положении дел нужно обратиться к опыту предшествующих поколений и переходить на самостоятельное приготовление вкусных напитков, обладающих целебными свойствами.

Полезное видео о квасе


В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица. Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий - березовица - уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.

Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма, точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа - водка - был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник - отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.

Вино

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после его принятия, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малой Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».

Отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мёд. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. - mel), и как алкогольный напиток (лат. - mulsum). Мёд не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы - между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Основа слова «мёд» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.

В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мёд был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии - под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке - в XI веке, в Болгарии - в XII веке, в Киевской Руси - только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше - с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) - арабский путешественник в начале Х века (921 г.) - упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой - новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мёд как напиток был более низкого качества по сравнению с мёдом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мёд 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление мёдов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мёд, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мёд, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого мёда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий - вареный мёд. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы мёда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».

В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», - читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому - perfect).

Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.

Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском - «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других - «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, меда, кваса и сикеры - в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», - читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино.

Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем.

Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино.

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)