«Спаржа Роммеля» и морской десант: Операция «Оверлорд. Бельгия

  • Конструкция изготовлена в заводских условиях
  • Письменная гарантия 10 лет на внешний вид и 50 лет на механические свойства
  • Нет необходимости ежегодно перекрашивать или подкрашивать места сварки
  • В комплект входит фурнитура из нержавеющей стали производства компании Locinox (Бельгия)
  • Применяется специальный замок Locinox всепогодного уличного исполнения с большим рабочим ресурсом
  • Петли Locinox регулируются в трех направлениях (решение проблем с сезонной регулировкой)

Главный элемент ворот и калиток - это фурнитура, обеспечивающая нормальный функционал входной группы в течение продолжительного времени при разных погодных условиях.

Ворота и калитки панельных ограждений Grand Line Profi, Medium, Bastion, Protect поставляются с фурнитурой Locinox (Бельгия). Петли, замки, ригели Locinox изготавливаются из нержавеющей стали, сертифицированы и предназначены именно для уличного всепогодного использования. Это подтверждается специальными испытаниями, которые проходит вся продукция Locinox. В ходе тестов фурнитура выдерживает 150 000 циклов открывания/закрывания, что говорит о большом рабочем ресурсе, и только после этого замки выходят с завода на объект.

Ворота и калитки панельных ограждений изготовлены из оцинкованного стального прутка ГОСТ 3282 и рамки, выполненной из оцинкованной стали. Перед покраской калитки и ворота проходят 9 стадий подготовки, в том числе нанесение конверсионного слоя OXSILAN. Это позволяет гарантировать, что в течение 10 лет ворота и калитки сохранят свой первоначальный вид.

Смонтированные образцы продукции можно посмотреть на заводе в Ворсино на выставке ограждений.

Ворота и калитки Profi, Bastion, Protect

Ворота
Ширина, м - 3,00 - 9,00 (шаг 0,5 м)
Угол открывания 180°. Открывание внутрь и наружу периметра.
В комплект входят: 2 столба, петли Locinox GBMU4DSHIELD , замок Locinox LAKQ U2 , , ключи,
2 ригеля Locinox VSF

Калитка
Заполнение - панель Profi, Bastion, Protect
Высота, м - 1,53; 1,73; 2,03; 2,43
Ширина, м - 1,00
Угол открывания 180°. Открывание внутрь и наружу периметра, левая.
Расположение петель и замков:
Петли слева, замок справа (тип А) - необходимо уточнять при заказе
В комплект входят: 2 столба, петли Locinox GBMU4DSHIELD , замок Locinox LAKQ U2 , притворная планка Locinox SAKL QF , ключи

Петли Locinox GBMU4DSHIELD Замок Locinox LAKQ U2 Фиксатор створки ворот Locinox UGC Фиксатор для ригелей Locinox OGS
Регулируемые от 20 до 50 мм, угол открывания 180° Замок с ручкой и притворной планкой Бетонируется на нужную высоту и удерживает створки ворот или калиток в открытом состоянии Бетонируется в месте стыка двух створок распашных ворот и фиксирует створки ворот в закрытом состоянии

Locinox выпускает широкую линейку взаимозаменяемой фурнитуры, поэтому Вы можете подобрать комплектацию ворот и калиток специально для Ваших нужд и требований.

Ворота и калитки Medium


Ворота
Заполнение - панель Medium (без ребер жесткости)
Ширина, м - 3,50; 4,00; 4,50; 5,00; 6,00
Угол открывания 100°. Открывание внутрь и наружу периметра.
В комплект входят: 2 столба, петли Locinox GAM12 , замок Locinox LTKZ, притворная планка, ключи, ригель

Калитка
Заполнение - панель Medium (без ребер жесткости)
Высота, м - 1,03; 1,53; 1,73; 2,03
Ширина, м - 1,00
Угол открывания 100°. Открывание внутрь и наружу периметра, левая.
Расположение петель и замков:
Петли справа, замок слева (тип Б) - стандартная комплектация
В комплект входят: 2 столба, петли Locinox GAM12 , замок Locinox LTKZ, притворная планка, ключи

Описание

Пресс-релиз

Один из трендов последнего времени – крафтовое пиво. Его теперь можно встретить даже в «непивных» заведениях. Самый вкусный крафт – бельгийский. В Бельгии, на небольшой территории (всего в 12 раз больше современной Москвы) производятся тысячи видов пива.

В Москве становится все больше бельгийских пивнушек. Ещё не так много, как в Питере, но уже есть из чего выбрать, не из одной лишь «Кельи» в Сивцевом.

Принципиальная позиция: ни одной капли пива, разливаемого локально.

Вкус пива зависит прежде всего от местной воды. Именно поэтому бутылочный «Хугаарден», который льётся на Клинском заводе «Сан-Инбев», пить не очень вкусно. В ‘0.33’ он приезжает из Бельгии, и это совершенно другой напиток: тонкий, освежающий, душистый, пахнущий апельсинами и кориандром.

Второй принцип – серьёзный акцент на бутылочном пиве. Традиция предпочитать разливное пиво бутылочному (оно, мол, вкуснее и свежéе) не работает в случае с бельгийским пивом. Значительная часть «пив» проходит вторичную ферментацию (т.е. дображивает) в бутылке. В ‘0.33’ можно сравнить бутылочный и разливной вариант – и убедиться, насколько в бутылке вкус сильнее и насыщенней.

Бутылок 400+ марок. Это лучшее собрание в России. Одного фруктового пива, которое так любит прекрасный пол, более пятидесяти (!) шт. В чт, пт и сб работают пивные сомелье. Регулярно проходят дегустации.

Чтобы пиво было бескомпромиссно свежим, в розлив в ‘0.33’ поставили совсем немного сортов (по одному наиболее популярному в каждой категории): бельгийский лагер Gordon Five, янтарный эль Palm, светлый и тёмный монастырский эль Leffe, белый Blanche de Bruxelles, лёгкий вишнёвый ламбик Mort Subite, изысканное тёмное Bourgogne des Flanders, крепкое фруктовое PetrusAged Red, невероятный аббатский дюбль Floreffe Prima Melior и одну из самых легендарных бельгийских марок – Pauwel Kwak (по старинной бельгийской традиции при заказе большой колбы «Квака» гость на время расстаётся со своим ботинком).

Ещё один кран – пиво месяца.

И last but not least – цены. Лучшие среди всех московских бельгийских брассери. Мы в ‘0.33’ следим за этим сами и просим всех помогать нам.

Шеф ‘0.33’, Сергей Сергеевский, разработал небольшое, но достойное меню. Вдохновлялся бельгийскими пивными специалитетами, талантливо адаптируя их к местным вкусам. Хиты: наша версия бельгийского бургера на картофельной вафле, филе америкэн (тар-тар по-нашему), домашние колбасы и паштеты, настоящий ватерзой (крестьянская похлёбка из курицы или рыбы), идеальный «Нисуаз» (такой, каким его делают в Ницце), тарелка обжигающих сочных тефтелек с хрустящей корочкой, крокеты, куриные крылышки в соусе чатни, идеальная бельгийская картошка-фри (Бельгия – родина этого блюда), тушёные говяжьи щёчки, которые в Бельгии называются «стоффлес», стейки безупречной прожарки. Когда из Крыма привозят свежие мидии, их подают в белом вине, в пиве, в сырном или томатном соусе. Ну, и льежские вафли с мороженым.

В будни до 16:00 огромная (33%) скидка на еду.

Пара слов об интерьере: огромные панорамные окна, через которые приятно (не без чувства тайного превосходства) наблюдать за вечной пробкой в Орликовом, разноплановое пространство, много уютных закутков, нависающие над столами светильники создают комфортный полумрак. Кирпич, дерево и грубый металл контрастируют с мягкими кожаными диванами.

Есть банкетный зал, вмещающий ок. 30 человек, огромный экран для спортивных трансляций, и пять туалетных комнат (чтобы не было очередей).

И, наконец, у в ‘0.33’ есть свой собственный Manneken Pis, знаменитый брюссельский «Писающий мальчик».

Живя в мире, уже две трети столетия не знающем больших войн, совсем нелегко представить себе масштаб и накал великих битв Второй мировой. Успех англо-американо-канадских войск в день« Д» — 6 июня 1944 года — общеизвестный факт, вошедший в учебники истории. Но можем ли мы вообразить, что испытали и пережили те, кто штурмовал с моря французский берег, ощетинившийся смертью? Ведь враг, уже стремительно теряющий силы, был все еще коварен и опасен

Строительство Атлантического вала идет полным ходом. За поставленными наклонно бревнами виднеется ряд заграждений в виде тетраэдров

Арсенал Атлантического вала Пляжи Северного побережья Франции были оборудованы рядами разнотипных заграждений, призванных выполнить одну и ту же задачу — не позволить десантным судам подойти близко к берегу

Фрагмент топографической карты сектора «Омаха». Красным цветом показаны линии заграждений, которые предстояло преодолеть десанту союзников

Танковая башня на бетонном основании. Нормандский берег, сектор «Омаха»

После трагического для антигитлеровской коалиции завершения «странной войны» и эвакуации англичан из Дюнкерка Гитлер планировал развить успех и высадить морской десант на британском берегу, чтобы покончить с самым опасным противником в Западной Европе. Однако летом 1941 года операцию Seelówe («Морской лев») было решено отложить до окончания «блицкрига» против СССР. Немцы, очевидно, надеялись, что тогда англичане станут сговорчивее и согласятся на заключение выгодного для Германии мира. Но неудачи на Восточном фронте заставили окончательно забыть о вторжении в Англию — и наоборот, все более реальной становилась угроза союзнической высадки на побережье Франции. Директивой № 40 от 23 марта 1942 года Гитлер отдал приказ о начале работ по созданию Атлантического вала, который должен был представлять собой систему укрепленных районов, подобную линии Мажино.

Война на пляже

Однако до лета 1943 года этот вал в большей степени существовал на страницах газет. Протяженность береговой линии атлантического побережья Франции, где высадка теоретически возможна, составляет более 1400 км. Создать сплошную оборонительную линию такой протяженности просто нереально. Возможно прикрыть лишь наиболее вероятные направления.

К этому времени на всех фронтах стратегическая обстановка изменилась не в пользу Германии. В мае капитулировали итало-германские войска в Северной Африке. В июле пала Сицилия. В июле-августе поражение в Курской битве окончательно лишило вермахт стратегической инициативы. Затем союзники высадились в Италии и повели наступление на север. Впрочем, оно увязло в сложной местности и перспектив не сулило.

И Гитлеру и союзникам к этому времени стало ясно, что десантная операция на побережье Франции неизбежна.

В ноябре 1943 года Гитлер поручил фельдмаршалу Эрвину Роммелю, получившему громадный опыт действий в Северной Африке на местности, бедной естественными препятствиями, инспектирование Атлантического вала и ускорение мероприятий по возведению линии обороны на побережье.

Роммель учитывал, что соотношение сил для вермахта будет крайне неблагоприятным и нет иного выбора, кроме как попытаться компенсировать его за счет системы заграждений на побережье — в тех местах, где высадка наиболее вероятна. Это предполагалось сделать прежде всего за счет возведения заграждений, которые могут воспрепятствовать приближению к урезу воды малых десантных плавсредств для высаживания пехоты и выгрузки тяжелого оружия.

Фельдмаршал принял во внимание и то, что высота прилива в Ла-Манше может достигать 15 м, а в лучшем для союзников случае — не менее 6−7 м. Это означало, что в момент полного отлива вода уходит от берега на 150−400 м. Десантники при высадке во время отлива оказываются на абсолютно плоской местности без малейших укрытий.

Роммель полагал, что союзники попытаются высадиться в момент максимума прилива: это исключает необходимость преодолевать смертельные сотни метров. Но если создать линию заграждений высотой около 3 м примерно от кромки воды при полном отливе до кромки воды при приливе, то такой вариант действий исключается. Заграждения не позволят плавсредствам приблизиться к берегу во время прилива. Им придется высаживаться при отливе, а это создает благоприятные условия для уничтожения десантников. Очередному эшелону и плавсредствам с боеприпасами для первых десантников придется ждать следующего отлива, который наступит лишь через 12 часов. Этого времени немцам будет достаточно, чтобы уничтожить высадившихся и приготовиться к дальнейшим событиям.

Однако класть на дно противотанковые и противопехотные мины не имело никакого смысла — плавсредства просто проплывут над ними. Обычные невзрывные заграждения тоже неэффективны из-за своей малой высоты.

Конечно, немцы учитывали, что десантники могут преодолеть пляжную зону, и поэтому к концу 1943 года на побережье, там, куда не доставал прилив, было установлено одних только мин более 2 млн.

Однако Роммель считал, что нельзя позволить союзническим солдатам зацепиться за берег. Их надо уничтожить, когда они еще беспомощны, то есть находятся на борту высадочных средств.

Зубья, палки и ворота

Проблема состояла в том, что мин, которые позднее назовут противодесантными, на тот момент просто не существовало. Немецким специалистам в области заграждений пришлось импровизировать. Ряд идей был выдвинут самим «Лисом пустыни» — фельдмаршалом Роммелем. Именно он додумался совместить свойства невзрывных заграждений с противотанковыми минами.

Первый (самый близкий к воде) пояс заграждений должен был располагаться по линии двухметровых глубин в середине времени прилива, второй пояс — на глубине 4 м в момент полного отлива, третий и четвертый — между первым и вторым поясами. Однако из-за трудностей работ в воде и отсутствия требуемого количества водолазов первый пояс заграждений пришлось создавать на линии наименьшего уровня воды при отливе.

Первый пояс состоял из бревенчатых заграждений, называвшихся у немцев Hemmbalken, и наклонных, вкопанных в грунт бревен. На вершине каждого заграждения закрепляли противотанковую мину. Высота тех и других — около 3 м.

Уже сами по себе наклонные бревна представляли для десантных барж и катеров серьезную опасность. Если движущееся суденышко напарывалось на бревно, оно пробивало днище и застревало внутри. Плавсредство теряло ход и становилось легкой мишенью для пушек и пулеметов. Десантники не могли оставить судно, поскольку глубина здесь была слишком большой. Ну а взрыв прикрепленной к бревну мины делал пробоину, и судно тонуло.

Хембалки (Hemmbalken) имели по верхней поверхности бревна две-три металлические накладки с зубьями, которые вспарывали днище плавсредства и не позволяли ему отработать задний ход. Когда же судно двигалось на хорошей скорости и наползало на наклонное бревно, это приводило к его опрокидыванию, если прежде оно не попало на мину, закрепленную в верхней точке. По данным книг учета группы армий Б (Heeresgruppe B), на побережье Ла-Манша было установлено 517 000 таких заграждений. Противотанковые мины были установлены на 31 000 из них.

Промежутки между группами хембалок должны были закрываться «бельгийскими воротами» (Belgian gates) — передвижными металлическими заграждениями, действительно напоминавшими ворота.

В большей степени все эти препятствия предназначались для пехоты, но и плавсредствам преодолеть их было не под силу.

«Щелкунчик» без Чайковского

Следующий ряд заграждений представлял собой, по одним данным, изобретенные лично фельдмаршалом Роммелем, по другим — разработанные по его идее противодесантные мины, получившие название NuІknackemine, то есть «мины-щелкунчики». Очевидно, немцы представляли себе, что эти мины будут раскалывать вражеские суда, как щипцы орехи.

Пожалуй, роммелевские противодесантные мины можно считать первыми противодесантными минами донного типа.

В первом варианте «щелкунчики» являли собой массивные бетонные конусообразные основания массой 600−700 кг, внутри которых помещали одну или две противотанковые мины или заряд взрывчатки массой 10−12 кг. Из основания вверх наклонно торчал рельс или двутавровая балка длиной 3 м. Она играла роль рычажного датчика цели, и, когда десантная баржа натыкалась на эту балку, мины взрывались, а гидроударная волна срывала двигатель, валы и рули с креплений. Корпус получал многочисленные трещины, через которые внутрь поступала вода. Заделать их было невозможно, тем более что экипаж и десантники при взрыве получали контузии и им самим требовалась помощь. А поскольку глубина воды в этом месте была более 3 м, шансов выжить оставалось немного.

Первые «щелкунчики» отличались своим коварством. Дело в том, что при установке таких мин немцы не вкладывали в них заряды взрывчатки. Английские разведчики, которые неоднократно в начале 1944 года высаживались по ночам на берег, докладывали, что это обычные невзрывные противодесантные заграждения. Заряды были вставлены только в последние дни перед вторжением союзников. Скольким английским и американским саперам в день «Д» эта ошибка стоила жизни, так и остается неизвестным.

Однако по мере того, как цемент становился все более дефицитным (его не хватало даже для дотов), в дело пошли бетонные кольца, которые применяют для облицовки стенок колодцев и водопропускных труб, и запасы трофейных крупнокалиберных французских снарядов. У снарядов выкручивали штатные взрыватели и вставляли взрыватели нажимного (D.Z.35) или натяжного (Z.Z.35) действия, которые обычно использовались в импровизированных противопехотных минах.

В конечном счете от бетона отказались совсем, и в последние месяцы перед вторжением союзников на пляжах устанавливали новый вариант «щелкунчиков». Эти мины представляли собой просто раму из двутавровых балок, на которой хомутами крепили артиллерийский снаряд с натяжным или нажимным взрывателем. Такую мину приводила в действие все та же наклонная стальная балка.

Вскоре выяснилось, что «мины-щелкунчики» очень быстро заносит песком и илом, а видимой остается только балка. Казалось, само море взялось помочь вермахту. Ведь никому и в голову не могло прийти, что торчащие из песка куски рельсов — это часть взрывного устройства, а не простейшее заграждение.

От Москвы до Нормандии

За линией противодесантных мин располагалась линия бетонных тетраэдров с встроенными в их верхушки отрезками рельс или стальных балок. Их высота была уже меньше трех метров, поскольку максимальный уровень воды при приливе держался здесь непродолжительное время.

Еще дальше от воды в один или несколько рядов были выставлены обычные противотанковые надолбы и противотанковые ежи, частично заботливо собранные и увезенные немцами еще в 1941 году из-под Москвы, частично изготовленные и усовершенствованные старательными чешскими рабочими на заводах в Брно, Остраве и Праге. Эти заграждения предназначались уже танкам, которым повезло уцелеть у кромки воды. По свидетельству американского генерала Омара Брэдли, на участке высадки «Омаха» из 33 танков, высаживавшихся в первой волне десанта, утонуло и погибло на противодесантных заграждениях 27.

На тот случай, если союзники все же начнут высадку в момент полного прилива и выберут день, когда высота прилива максимальна, а все перечисленные устройства окажутся слишком глубоко, последнюю линию заграждений составили из стальных изогнутых конструкций трехметровой высоты.

Однако эти заграждения устраивались скорее для устрашения — их основная задача заключалась в том, чтобы заставить шкиперов отказаться от приближения к берегу. Эти конструкции были очень хорошо заметны в любое время суток с воздуха и с моря, и как раз им первоначально было дано прозвище «спаржа Роммеля». Потом это название распространилось на все противодесантные заграждения. В послевоенное время «спаржей Роммеля» стали почему-то называть также придуманные Роммелем заграждения против посадки планеров, а заодно и парашютистов (высокие тонкие столбы, соединенные между собой поверху колючей проволокой).

Немцы в установке заграждений поначалу исходили из того, что союзники начнут высадку к моменту наивысшей точки прилива, чтобы проскочить над обнажающейся во время отлива отмелью и оказаться по возможности ближе к основному берегу. Поэтому до середины 1943 года основное внимание уделялось установке проволочных заграждений и противопехотных мин там, куда уже не достает прилив.

Фельдмаршал Роммель, прибывший на Атлантический вал, пришел к выводу, что союзники могут приурочить момент высадки к полному отливу, и распорядился начать установку противодесантных заграждений и мин на отмели, то есть в приливно-отливной зоне.

Однако развитию системы заграждений помешали апрельские шторма. Много сооружений было занесено песком, снесено и разрушено волнами, часть мин либо взорвались, либо вышли из строя. Многое пришлось поспешно восстанавливать. Успели не всё.

Кровавый сектор «Омаха»

Как известно из истории, тяжелее всего штурмовавшим французский берег десантникам пришлось в секторе под кодовым названием «Омаха». Здесь, в зоне ответственности американских войск, «спаржа Роммеля» проявила себя наиболее эффективным образом.

Для союзников успешная высадка на участках «Омаха» и «Юта» имела очень важное значение, поскольку успех позволял в дальнейшем отрезать полуостров Котантен, а затем захватить имеющийся там глубоководный порт Шербур, чтобы наладить снабжение войск из Англии. Значение полуострова хорошо понимали и немцы. Поэтому здесь противодесантные заграждения были развиты в большей степени, чем в других местах.

Однако сами по себе заграждения не могли остановить высаживающихся десантников. Они могли лишь осложнить их действия и создать обороняющимся благоприятные условия для уничтожения противника. На участке «Омаха» американцам не повезло: немцы перебросили на полуостров, в помощь находившейся здесь очень слабой 709-й пехотной стационарной дивизии, 352-ю пехотную дивизию, сформированную из остатков уничтоженной на Восточном фронте 321-й пехотной дивизии, командиры которой учились воевать в тяжелых боях с Красной армией. Таким образом, участок «Омаха» обороняли фактически два пехотных полка.

В 5:50 утра в день «Д» корабли поддержки начали массированный обстрел немецких позиций на берегу. Время «Ч» (время, когда нос первого десантного судна должен коснуться берега) было назначено на 6:30, то есть спустя час после начала прилива. Это давало возможность высадить первые штурмовые группы (восемь пехотных батальонов) и саперов (14 отрядов подводно-подрывных работ) как можно ближе к первому ряду заграждений. После этого в распоряжении саперов было всего 30 минут для проделывания проходов, поскольку за это время вода поднимается на 60 см и дальнейшая работа на заграждениях становится невозможной.

Высадка основных сил первой волны десанта планировалась на 7:00. За пять минут до этого в проходы должны были устремиться танки «Шерман», оснащенные оборудованием, позволяющим им плавать, и танко-десантные баржи с остальными танками. На них возлагалась задача огневой поддержки пехоты, до того как станет возможно высадить на берег артиллерию. Однако обстоятельства сложились неблагоприятно для танкистов. Саперы попали под сильный огонь немцев, и большая часть их была уничтожена. Было проделано всего пять проходов, однако и они не были должным образом обозначены. К тому же в проливе поднялся шторм, и в итоге танко-десантные баржи в проходы не попали. Из 32 танков на берег удалось высадить всего пять. Время играло против десанта. Прилив скрывал под водой заграждения и проходы в них.

Так, на западном фланге в пункте Дог-Грим с шести пехотно-десантных барж должна была высадиться рота Альфа 116-й полковой группы. Первая баржа натолкнулась на заграждение и затонула вместе с десантниками. Затем та же участь постигла еще две баржи. Трем баржам удалось все же достичь кромки воды, но пехотинцы попали на отмели под пулеметный огонь и вернулись к воде в надежде укрыться за своими разбитыми баржами. Поднимающаяся вода гнала их на немецкие пулеметы, а раненые просто тонули. Потери роты достигли 66%, и как боевая единица она перестала существовать.

К моменту высадки второй волны в 7:00 заграждения стали скрываться под водой, а проходы в них так обозначены и не были.

К 8:00 ни одно подразделение не смогло преодолеть береговую отмель. Те, кому повезло не застрять у кромки воды, оказались прижатыми огнем к обрывистому берегу и несли потери, а высадить подкрепления и тяжелое оружие было невозможно из-за заграждений и плотного огня. Высадка на участке «Омаха» оказалась сорванной. В 8:30 командир участка приказал приостановить дальнейшее десантирование. 50 танкодесантных барж в это время безуспешно искали проходы в заграждениях, но берега удалось достичь только барже LCT-30 и только к 10:30 утра, то есть с большим отставанием от графика.

К полудню генерал Брэдли приказал перенаправить баржи на участок «Юта» и в английскую зону высадки на участок «Джюно», где заграждений оказалось мало. Кроме того, оборону на участке «Юта» держал всего-навсего один батальон 709-й пехотной дивизии. Десантирование там прошло более или менее успешно.

Успех дня «Д» предопределило то, что у немцев не было возможности создать достаточно мощную систему заграждений по всему фронту высадки союзников. А самое главное, Восточный фронт к лету 1944 года настолько обескровил вермахт, что воевать на нормандском побережье было просто-напросто некому.

Огромную роль также сыграл значительный перевес союзнической авиации и флота над люфтваффе и кригсмарине. И все же печальный для союзников опыт «Омахи» подтвердил, что развитая, продуманная и эшелонированная система противодесантных заграждений в значительной мере уравнивает шансы более слабого противника с более сильным.

Городские ворота Kruispoort на улице Langestraat - одни из четырех сохранившихся ворот в городе Брюгге. В первой половине IX века крепость Де Бург была окружена оборонительными стенами с четырьмя воротами. Город разрастался и в 1127-1128 годах город был обнесен новой крепостной стеной с семью городскими воротами. Однако все эти сооружения не сохранились до настоящего времени.

Третий пояс крепостных стен с 10 городскими воротами был построен в 1297 году. Перед стенами был выкопан глубокий ров Четверо крепостных ворот сохранились до настоящего времени. Ворота Kruispoort (porte Sainte-Croix) на улице Langestraat с внешней стороны представляют собой две массивных круглых башни с множеством бойниц, построенных в 1402 году, для защиты подходов к городу с северо-востока. Земляной вал, протянувшийся с севера, обозначает место нахождения городской стены.

Подъемный мост через канал Ringvaart ведет к сводчатому широкому проходу внутрь крепостной стены. Проход может быть перекрыт в случае опасности массивными деревянными воротами. Рядом находится небольшой пешеходный проход, к нему можно добраться через второй мост. С внутренней стороны на углах сооружения имеются две восьмиугольные башни.

Рядом расположены музей кружева, Иерусалимская церковь, Фольклорный музей, Музей фламандского поэта Гвидо Гезелле и другие достопримечательности.

В 1939-1940 годах на востоке и северо-востоке Бельгии сложилась система из нескольких оборонительных рубежей разной глубины, эшелонированных от восточной границы к Брюсселю. Линия Диль была в этой системе вторым из тыловых рубежей, прикрывавших Брюссель с востока, и в отличие от остальных, была вполне закончена строительством. Река и канал образовывали на большей части позиции естественное противотанковое заграждение. На участке от Антверпена до Лёвена располагались в три полосы 194 долговременных сооружения с пулемётным вооружением, от Лёвена до Вавра — 21 сооружение в одну полосу и ещё 20 — к западу от Вавра. Далее до Намюра шли две линии противотанковых заграждений из вкопанных в землю железнодорожных рельс, металлических тетраэдров и С-элементов («бельгийских ворот»), однако на этом участке из-за недостатка финансирования, не построили ни одного огневого сооружения. Всего было построено более чем 400 бункеров, а сама линия пересекала Бельгию от Koningshooikt до Waver и имела протяженность около 70 км. Отсюда и название KW-line. Таким образом, линия Диль примыкала своей северной оконечностью к крепости Антверпен — части так называемого Национального редута, а южной — к укрепленному району Намюра.

Костяк КВ-линии состоял из одного или двух рядов боевых бункеров. По возможности, они были интегрировали в каналы, железные дороги и затопленные районы. Например, сотни гектаров земли были затоплены вдоль Диля в Хаате, Синт-Йорис-Верте, Синт-Агата-Роде и Флоривале. В таких районах, одного ряда бункеров было достаточно для устойчивой обороны. В тех случаях, когда никакие существующие или естественные препятствия не могли использоваться – была построена вторая линия боевых бункеров в качестве дополнительного усиления. Важные места, такие как деревни и крупные перекрестки, были защищены дополнительными боевыми бункерами, так называемыми противотанковыми центрами. Боевые бункеры находились на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Перед бункерами были обустроены ряды многочисленных препятствий: противотанковые заграждения (элементы Cointet, рельсы, вкопанные в землю и тетраэдры) и противотанковые рвы. Замысел в сооружения многочисленных бункеров состоял в том, чтобы огнем из них, уничтожить врага, остановившегося перед препятствиями.

Хотя это и не сразу видно, КВ-линия состояла из самых разных бункеров, в основном семи типов. Практически каждый боевой бункер имел свой проект, адаптировавший его к конкретному местоположению. В результате двух полностью идентичных боевых бункеров нет на всей оборонительной линии. В тоже время, некоторые конструктивные элементы являлись общими для каждого бункера. Так, везде одинаковыми были амбразуры для пулеметов, смотровые щели, отверстия воздухозаборников. Типовыми были внешние и внутренние бронированные двери и люки аварийных выходов, прочие конструктивные детали.

Сами бункеры, достаточно примитивной конструкции, строились из железобетона со стенами толщиной до 1,3 м, которые выдерживали выстрел 150-мм орудий. Броня внешних дверей составляла 3 мм, внутренних – 5 мм, причем была набрана из металлических полос, закрепленных под углом, что обеспечивало дополнительную защиту от бронебойных пуль. Размер бункера для одного стрелкового места составлял 2мх2м и высотой 1,85 м. Потолок был обшит оцинкованными стальными гофрированными пластинами, чтобы защитить расчет от осколков, в случае попадания снаряда в бункер. Аварийный выход имел размер 0,6м х 0,6м и был заложен двумя рядами металлических балок, которые удалялись только изнутри бункера. Все бункеры имели несколько специальных воздуховодов, которые кроме подачи воздуха, еще и позволяли выкатить гранату наружу, в случае, если бункер будет окружен противником. Причем они имели большой уклон, не позволяющий что-либо (гранату или взрывчатку) забросить вовнутрь бункера. Ни подвода воды, ни электричества, ни санитарных удобств в бункерах не имелось. Освещение осуществлялось масляными или керосиновыми лампами.

Бункеры маскировались под окружающую среду. Некоторые из них были окрашены в камуфляжные цвета или закрыты камуфляжными сетями, для чего на крыше бункеров были вмонтированы железные крюки. У других — были ложные окна и двери. Иногда вокруг бункера строился ложный деревянный дом, сарай, конюшня или иное сооружение, адаптированное к конкретной местности. Бункеры, построенные на склонах холмов, берегах рек или водоемов маскировались земляной насыпью, оставляя открытыми амбразуры и лаз в крыше.

Каждое стрелковое место в бункере имело прямоугольное отверстие в стене со смотровой щелью. И амбразура, и смотровая щель, могли закрываться бронированной заслонкой изнутри. Над каждым стрелковым местом наносился белой краской номер (1,2 или 3). Нумерация вводилась для облегчения управления и работы расчета в бункере. Для установки пулеметов, перед амбразурами имелось крепление под стеллаж или пулеметный станок.

Расчет бункера зависел от количества пулеметов, предполагаемых к установке в нем – от одного до трех. В большинстве случаев, бункеры должны были быть вооружены двумя пулеметами типа «Максим». Расчет бункера состоял их восьми человек: командир расчета, два сержанта, два подносчика боеприпасов и два стрелка.

Вдоль канала Левен-Диль были созданы специальные небольшие бункеры для одного стрелка, хотя ценность их с военной точки зрения, весьма сомнительная. Такие бункеры не имели аварийного выхода.

Следует отметить, что вооружение в бункерах не устанавливалось заранее, а должно было устанавливаться теми подразделениями, которым предписывалось занять линию обороны, за счет своего штатного вооружения.

За линией бункеров, в нескольких километрах, была построена подземная телефонная сеть, которая должна была обеспечивать связь на фронте и с фронтом. Для обеспечения устойчивой связи, в случае порывов и аварий, она имела два параллельно идущих телефонных кабеля на значительном расстоянии друг от друга и соединенных между собой перекрестными линиями. В местах перекрестных соединений, на поверхности земли были сооружены бункера (телефонные колодцы), внешне похожи на боевые бункера, но значительно меньше и не имеющие бойниц и запасных выходов. В этих колодцах также подключались полевые линии с бункеров к общей сети. По сути, они были своеобразной телефонной станцией. Иногда их называли командными бункерами (chambre de connection), поскольку с них можно было следить за действиями на фронте и управлять ходом боя. Каждый такой бункер обслуживал один солдат-связист. Обычно размер такого бункера составлял 1,3м х 0,7м. Всего было построено 33 таких бункера.

Основу защиты КВ-линии между сооруженными бункерами, составляли различные искусственные и природные заграждения, затрудняющие прохождение, как военной техники, включая и танки так и пехоты. Одним из таких заграждений служили элементы «Cointet» (C-элемент) или «бельгийские ворота».

Элемент «Cointet» был разработан французским генералом Эдмондом де Коэнтетом де Фильяном (1870-1948) на основе идеи русских изгородей против кавалерии, применяемых в Первой мировой войне. Он изготавливался из металлических гнутых из листа уголков, имел объемную треугольную форму. Передняя панель элемента «Cointet» имела ширину 2,9 м и высоту 2,4 м. Для установки элемент имел основу — металлический хвост длиной около 3,3 м. Все конструкции – около 1300 кг. Секции крепились между собой с помощью металлических петель. Зачастую крепление заменялось или усиливалось стальным тросом, натянутым внутри конструкций и закрепленным на бетонных «якорях».

Такие «стены» служили в первую очередь серьезным препятствием для пехоты во время атаки, заставляя пехотинца перелазить «стену», тем самым «подставляясь» под пулеметный огонь бункеров. Эти заграждения были препятствием и для бронемашин, бронетранспортеров и даже легких танков (до 20 т), особенно соединенные толстыми стальными тросами. Нельзя сказать, что они были для них непреодолимыми, но задержки по их растаскиваю было достаточно, чтобы артиллерия смогла сосредоточиться и подбить почти обездвиженный танк. Для ликвидации таких заграждений артиллерийским огнем, необходим был достаточно точный и массированный артобстрел, поскольку для разрыва стены, требовалось почти прямое попадания. Ни осколки, ни взрывная война не причиняли ей вреда. И самое главное, после атаки, обороняющаяся пехота за считанные часы восстанавливала «стену», заменяя поврежденные секции и восстанавливая их соединения между собой. Для средних и тяжелых танков, такие препятствия были вроде игрушечных, но на то время, таких танков в Германии еще не было.

По замыслу создателей «Cointet», эта конструкция одновременно могла использоваться и в качестве основы для создания баррикад, для чего пространство позади решетки заполнялось грунтом, камнями и прочими предметами.

Около 75 тысяч секций «Cointet» было выпущено по заказу бельгийской армии несколькими гражданскими заводами. На 10 мая 1940 года на линии было установлено 73,6 тысяч штук или более 200 км. Они устанавливались на полях, дорогах, у мостов и тоннелей, на переправах и перекрестках дорог, а также в других местах, где не было естественных препятствий. После оккупации Бельгии, практические все элементы «Cointet» были демонтированы немцами и вновь собраны на «Атлантическом вале».

Сегодня оригинал элемента «Cointet», можно встретить разве, что в музее, а вот «якоря» для их крепления весьма распространенный артефакт вдоль полей и дорог Бельгии.

Вторым популярным заграждением на КВ-линии были так называемые «железнодорожные поля», которые прикрывали танкоопасные направления. Они представляли собой куски железнодорожных рельс закопанных рядами (от пяти до восьми рядов) на глубину до двух метров. Над поверхностью земли рельс выступал на высоту около метра, а пространство между ними было густо заплетено колючей проволокой. Иногда такие поля дополнялись противотанковым рвом.

В качестве противотанковых заграждений применялись тетраэдры, которые представляли собой металлические трехгранные пирамиды, с высотой грани 2-2,5 м. Известны тетраэдры двух типов: легкие – весом до 200 кг, и тяжелые – заполненные внутри бетоном и весом до 500 кг. Они выстраивались в линию в три-пять рядов, и по сути были непроходимы для любой техники без инженерного разграждения.

Наиболее серьезным противотанковым заграждением были системы противотанковых рвов с одной или двумя бетонированными стенами, которые посредством применения плотин на реках, заполнялись водой. Так в Хаате была воздвигнута противотанковая стена длиной 3,6 км с каналом шириной 4 м.

Несколько городов за КВ-линией, а также дорожные развязки или стратегические высоты были защищены противотанковыми центрами, которые представляли собой несколько бункеров вокруг защищаемого объекта, посредине которого были установлены противотанковые пушки. Таких центров на протяжении лини было около десятка.

Таким образом, созданная Бельгией оборонительная линия, по мнению военных Бельгии, должна была удержать оборону страны с севера, в случае прорыва первой линии. Французское и английское военное командования, считало бельгийскую оборону слабой, а бельгийскую армию неспособной препятствовать немцам в стремлении быстро овладеть Бельгией и Нидерландами. Поэтому, с целью заранее сократить линию фронта, отдалить её от жизненно важных центров Франции и приблизить свои авиабазы к Рурской области, предполагало занять оборону на укрепленных рубежах на бельгийской и голландской территории. В Бельгии таким рубежом была линия Диль. Предполагалось оборонительную линию насытить войсками Бельгии, Британии и Франции, по заранее распределенным участкам. Однако до начала немецкого вторжения в Бельгию, ни один французский или британский офицер не побывал на линии Диль и не были ознакомлены с местностью и фортификационными сооружениями. В результате, союзники, заняв свои участки на линии, не смогли удержать оборону на линии Диль дольше одних-двух суток.

К моменту вторжения Германии в Бельгию КВ-линия состояла из подземной телефонной сети, бункеров для пулеметных расчетов, установленных противотанковых препятствий, затопленных территорий и заполненных водой рвов. Однако, траншей и окопов для пехоты почти не существовало, минных полей не было, колючая проволока отсутствовала. Оружие и боезапас должны были принести с собой отступающие войска и подошедшие с тыла французы и британцы.

15 мая 1940 года, когда еще шли бои возле отдельных фортов первой оборонительной линии Льежа, передовые подразделения немцев уже вышли на рубеж линии Диля. 16 мая линию обороны покидают французы, поскольку немцы уже частично вошли во Францию, и гарнизон из Бельгии уходит, боясь окружения. 22 мая уходят британцы. 28 мая Бельгия капитулирует. За 18 дней войны бельгийская армия потеряла 6 тысяч человек, или половину штатной численности. Приблизительно столько же погибло и мирных жителей. Оборонительная линия оказалась абсолютно бесполезной затеей.

Сегодня в ландшафте Бельгии все еще видны многие остатки этой линии. Большинство бункеров никогда не разрушалось – ни немцами во время войны, ни бельгийцами после. Большая и часть из них осталась заброшенной, часть была приспособлена местным населением под хозяйственные нужды, некоторые захватили колонии летающих мышей.

Сохранились и другие останки линии: отдельные участки противотанковых рвов, как заполненных водой, так и сухих. Встречаются и некоторые шлюзы. Однако и те и другие находятся в заброшенном, неприглядном состоянии. Часто встречаются бетонные «якоря» от «Железной стены». Пока на всей протяженности линии не создано ни одного музея, а материалы об обороне линии в открытых источниках весьма скудные.