Сервировка стола на мусульманский коран ашы. Каковы же правила поминок по Шариату? Русские угощают гостей хлебом-солью, татары – чак-чаком

Аш(мусульманское застолье) проводится по серьёзным поводам:рождение ребёнка, чтение Корана на дом, поминовение умершего родственника или как сейчас в уразу. Различаются меж собой лишь различными сурами из священной книгой,но и там основа есть,лишь дополнения индивидуальны.

Гостей созывают обычно днём с расчётом - на обед. В период месяца Рамазан(он сейчас идёт) примерно к восьми вечера, т.к. только в полдевятого можно съесть что-то или пить воду(но о том будет точно ещё пост) Пока же расскажу об обычном.

1, Хозяева должны определиться с днём(обычно выходной) и временем проведения застолья(около обеда чаще), для того ещё договориться с человеком,который будет читать суры из Корана. Это может быть мулла или просто знаток священной книги. Может быть абыстай(женщина,знающая и умеющая читать на арабском),кто свободен и может присутствовать в данный день. В каждом микрорайоне есть у нас конечно,своя мечеть и свой состав дедушек,которых обычно приглашают,они читают намаз и могут наставлять молодёжь. Уважаемы, почётные гости на Аше. Их так же приглашают по возможности.

2. Приглашаются гости. Преимущественно родственники близкие, у татар обычно их много,потому самые близкие - обязательно,остальные - зависит от финансовых возможностей хозяев и причины созывания застолья. Соседи ближние - так же зовутся. Подруги-друзья, но тут конечно верующие должны быть, мусульманами. Другой веры,нации зовутся на застолье,им не возбраняется сидеть за столом,это нормально,но встречается редко. Никто не настаивает.

3.Гости начинают приходить уже за час примерно,женщины предлагают помощь,но обычно помощниц и так хватает,потому тётушек усаживают так же за стол, где и ведут свои разговоры,пока не соберутся все. Дедушки к назначенному времени приходят и когда все в сборе - начинается религиозная часть.

4.Чтец(он по сути,самое главное лицо на застолье) читает суры из Корана,все внимательно слушают, никакого шушукания не бывает,помощницы на кухне стараются тихо работать. Хозяева дома за столом или рядом в комнате(если там места мало или нужно подсказывать помощницам:что и где.

Отдельно подчеркну,потому как в предыдущей кулинарной части Аша были удивлённые комментарии,что тяжело организовать. Видимо,осталось у кого-то такое впечатление. Если это было бы тяжело, это не проводили бы - обязанности нет такой,только по желанию и возможностям и у многих на это так *рука набита*, что проходит всё плавно,без суеты. Помощницы всегда находятся из числа младших родственниц. Не припомню,чтобы хозяйка где-то разливала суп или мыла посуда - на то есть многочисленные родственницы. А если их маловато,то соседки у кого или подруги. Обязанность хозяйки организовать,а не работать. Помочь на Аше считается благим делом и вряд ли кто откажется - только за не имением времени или по нездоровью там, а так...даже лишние бывают:)). Да и вообще,сделать доброе дело - что может быть лучше?))

5.Чтение продолжается примерно от получаса до часа. Затем раздаётся желающими *садака* -это может быть деньгами по 5,10,20 или даже 50-рублёвые купюры каждому присутствующему,чтецу - всегда больше. Часто = платок(женщинам),полотенце,салфетка, сейчас могут по тарелку,кружке раздать или куску мыла(это уже с древних времён) Всё по возможностям.

6.После этого произносится совместная молитва,при которой присутствующие воздевают определённым образом руки(вряд ли кто не видел,как мусульмане молятся) и возносят благодарность: вслух читает чтец,остальные про себя.
Обязательно благодарят хозяев,помощниц,кстати, тоже,потому и благое дело это. В зависимости от повода застолья - соответствующие слова.

7.Начинается пиршество само застолье,при котором и подаются те блюда, о которых ранее рассказывала . Хозяева едят с гостями, помощницы между подачей блюд,времени хватает,комнат-столов тоже, да и вообще обстановка непринуждённая чаще всего. К тому же обязательно,когда основные приглашённые уходят(а читающие,дедушки-бабушка засиживаться не любят) усаживают всех оставшихся и потчуют по полной - голодным ещё никто не уходил)

8.Каждому гостю даётся *кучтенеч* - гостинец,пакетик с пирогами-конфетами и прочим. Здесь было два больших белеша и лично мне часть его дали домой,сама к нему ровно дышу,а у семейства был вкусный завтрак. Мяса так же много положили,и ещё полно по мелочи,потому как любят помогала.

9.Расходы. Да,готовится много...Но(!) близкие стараются помочь по желанию и возможностям - деньгами,продуктами и прочим. Сама пару тысяч дала на пироги,они были заказаны в кулинарии, только потому что я этого хотела и считала нужным для себя Кто-то сухофрукты покупает,кто-то фрукты, печенья-конфеты,кажется,большинство приносит - традиция приходить с чем-то в гости сильна.

10.Посуда моется периодически партиями,после ухода гостей всё помощницами убирается,помощники столы собирают - они сборные деревянные простые и от соседа к соседу кочуют по мере надобности вместе с скамейками) Частный сектор - на чердаках места для такого найдётся. Полы так же моются и хозяйке остаётся по мелочам - посуда рассортировать или салфетки(тканевые чаще всего используют) в стирку забросить. И всё - можно выдохнуть:Аш проведён на должном уровне,гости сыты довольны:))

11.Одежда и внешний вид. Обязательно - все с покрытой головой:мужчины в тюбетейках,женщины в платках и в закрытой одежде,длинной и с длинными рукавами. Только помощницы обычно закатывают или сразу в одежде с рукавами до локтя,им не возбраняется. За столом - только с закрытыми до кисти. В строгих семьях и помощницам кофту могут накинуть,но редко)

Вроде бы основное всё упомнила...

И(!) - проводить Аш считается обязанностью любого мусульманина,если у него есть возможности,кто-то пару раз в год проводит,кто-то чаще или реже...Лично мы только один раз....пока...хотя должны были на каждого ребёнка+дом проводить-читать,но пока особой возможности не было и это совершенно не осуждается,тем более,грехом не считается.

В том-то и плюсы для меня ислама,что мягко направлять могут, заставить - нет . Тому же я учу и буду учить своих детей,советуясь с более опытными и знающими людьми.

Сохранено

Аш - это некое застолье у татар, на котором читаются мусульманские молитвы, затем гостей потчуют вкусными блюдами. В каждой местности они свои. Расскажу о наших.

Готовятся заранее:делаются заготовки(выпечку приготовить,лапшу нарезать и прочее), накрываются столы из расчёта на количество приглашённых. К приходу гостей их должно примерно это ждать:

На столе должны обязательно стоять
таких как нарезанные свежие фрукты,сухофрукты, овощи свежие и(или) маринованные, катык домашний(сейчас чаще покупной), домашняя выпечка:пироги,баурсак,чак-чак,кеш-тель(т ипа,хвороста) - это в зависимости от возможности и умения организаторш(готовят-то только женщины). Примерно так:

Конечно,лет сто назад на столах не стояли салаты и нарезки из рыбы с конфетами,но основное всё то же самое,судя,по рассказам бабушек.

Приходят гости,садятся за стол и после официальной части хозяйка и её помощницы(приглашаются обязательно родственницы или за не имением подходящих - соседки,приятельницы,т.к. не один десяток гостей обычно -здесь было с детьми - около 70-ти) раздают суп с лапшой:

Обычно - куриный с домашней лапшой, в суп часто немного картофеля,лука(ну это обязательно),мелко тёртой моркови добавляется. Сверху посыпается свежей нарезанной зеленью.

Затем выносится белеш с рисом и сухофруктами,это оооочень традиционное блюдо,оно так обязательно,что если хозяйка в хлопотах решит не приготовить,гости не поймут,хотя еды и так много:

Готовится примерно так же,как и тот,что показывала тут начинка,естественно,другая,как-нибудь и его приготовлю,расскажу подробней:)

И только после него выносятся тарелки с картофелем(чаще пюре), сверху тушёная или варёная говядина и мясо птиц:здесь гусиное,утиное,и тутурган таук:фаршированная яичной смесью со сливками курочка - одно из вкуснейших блюд татарской кухни,поверьте)). На стол внимания особо не обращайте,там всё быстро надо делать: гости,обычно пожилые,ждать не любят,потому только последние две щёлкнуть успела,а было их 15):

Гости поели и мяса,почему оно после риса с сухофруктами идёт и не спрашивайте - традиция. Всё в чёткой последовательности фиксирую. После того,как насытились предложенными блюдами+салатами(они по желанию и предпочтению хозяйки,не обязательны совершенно), подаётся чай.

Эх,какой отличный кадр был бы! Из 56 чашек...но автор сего поста в тот момент быстрей разливала чай по чашкам вместе с сестрой и ещё 4 моментально разносили гостям. Так что тут только остаётся поверить вам на слово мне,чай был точно:))

Из напитков часто соки-компоты ставят на стол,в уразу(как сейчас проходит,напишу ещё) обязательна вода. Дополнения - в зависимости от желания хозяев и их финансовых возможностей, впрочем многие гости и сами к столы приносят:кто - конфеты,кто - катык,пироги,печенья, могут и губадию(слоённый пирог с рисом,изюмом,яйцами,варёнеым творогом(корт)) принести. По разному. Возможно,в других районах республики и что-то по другому есть. Знаю,что в Черемшанском - белеш с гречкой и изюмом делают,но наши не оценили))- у всех свои традиции и пишу только за свой район и город. Во многих домах я помогала была на Аше - везде примерно то же самое:)

Теперь опрос. Писать ли вкратце про официальную и религиозную часть(фото не будет - нельзя).Под *глаз* замок я всё равно напишу,т.к. все записи здесь для меня лично и возможно мне самой же в будущем пригодятся,так что пока впечатления свежи.

пункт - я боюсь:это читаю негативные посты про ислам от людей в этом совершенно не разбирающих,но видимо,да,опасаются и нелепо паникуют.

В продолжении темы о том, как в татарских семьях собираются женщины, для того чтобы вместе читать священную книгу мусульман. Подробно о собрании в теме . Дискуссия в указанном посте была увлекательна. Во-первых, на предложенное мною название собранию -«Маджлис» , друзья дали названия, которые используются в их семьях: "Кур"ан ашы" "Аш укыту" "Коран укыты" "Дога укълък" "Аш" . Интересно, что в этот раз, свекровь, приглашая на собрание сказала «Коран укитиб», что более по-узбекски, чем по-татарски. Во-вторых, узнала, что у татар в России иногда мужчины собираются за одним столом с женщинами, только садятся они раздельно. У нас в лучшем случае, в разных комнатах, или, если позволяют условия и погода - мужчины во дворе, женщины в доме. И еще я узнала, что словом «абыстай» называли жену муллы, которая вела просветительскую работу среди женщин. Но главное то, что на этом празднике особую роль играет Аш - еда. Помимо того, что готовят хозяйки дома, каждая приглашённая приносит домашнюю выпечку. Стол просто ломится от всевозможных вкусностей.
Я готовила мелкие эчпечмак. Для «своих» делаю обычно крупные - размер позволяет уложить только 8 штук на протвинь. «Гостевой» вариант - 20 штук.

Тесто традиционное, татарское: на чуть более 6-ти стаканов муки (это килограмм) 100 грамм масла (сливочного, топленого, жира или маргарина для выпечки), пол-литра кислого густого молока (сметаны), соль. Приготовление этого теста описывала неоднократно (Тэг «Татарская кухня»). Но на этот раз чуть изменила процесс смешивания компонентов.
Масло растапливаю в микроволновке. Две-три минуты на низкой мощности 120-180 W, и имеем телую растопленую маслянную массу. Так вот, перед тем, как вводить его в муку, я растворила в кислом молоке чайную ложку соли и добавила туда же теплое растопленное масло. Перемешала до однородного состояния, а уж потом влила в муку. Я еще размышляю над химией и физикой сего процесса. Но тесто получается ощутимо лучше.
За формирование эчпечмака писать не возьмусь, это смотреть нужно. Или сделать много эчпечмаков, чтобы формировать из кружочка теста равносторонний треугольник с дырочкой, да чтоб еще и уголки не торчали кривыми загогулинами. Вот поставлю на кухне веб-камеру... :)) Апдейт: brembilla делает так ->

Укутав эчпечмаки в фольгу и многослойные ткани и улложив в полукруглую плетеную корзину, отправилась я на женское собрание для чтения священной книги. И было это собрание удивительным подарком для меня.
Я ранее рассказывала о абыстай, которая . После того, как она однажды ошиблась, упомянув в поминальных словах имена живых, свекровь решила пригласить другую женщину. И эта была удивительная женщина, которая подарила нам всем праздник.
«Читала» она низким, сочным, красивым голосом. Слух её был идеален и священные тексты не просто звучали, они лились музыкой удивительной чистоты. И не просто она вела собрание, но талантливо координировала процесс. Подсказывала моменты, когда и что нужно делать, не упрекая никого за незнание. Доброжелательно поясняла все обязательные слова и действия. Целевая установка у нее была правильная - читать, пояснять, учить, создать соответствующую атмосферу. И она этого добилась, с улыбкой, ласково и доброжелательно.
А еще, очередной мажлис пришёлся на Мавлид, день рождения Пророка (мир ему и благословение - принято говорить после упоминания имени). И эта старая, красивая женщина стала говорить о Мавлид. Она рассказывала нам о татарских религиозных традициях, которые во многих семьях стали забывать. А традиция эта - религиозные песни на татарском языке, которые поются на Мавлид. Это баллады, которые исполняют в татарской мелодике, и в обычной для татар вокальной манере Тексты этих старинных татарских баллад повествуют о знаменательных религиозных событиях и известных благочестивых людях, о жизни самого Пророка (Помните, нужно добавить мир ему и благословение).
Мы слушали, и слушали, как завороженные. Периодически, абыстай привлекала и нас в действо, мы должны были подпевать несложные слова гимна, образовывать символический круг, обняв друг друга. Время летело. Как же мне хотелось записать эти песни, чтобы потом внимательно послушать их. Я не все понимала в тексте.
Пусть эта женщина будет здорова и живет долго. Я очень хочу встретиться с ней еще раз и попросить воспроизвести ее эти удивительные татарские баллады под запись. А если песни те нельзя петь в другое время, я буду с нетерпением ждать следующий Мавлид, и ждать эту абыстай, и желать ей здоровья.
И она опять читала, читала красиво и мощно. И называла в молитве имена ушедших. И просила благо всем здравствующим.
Когда все традиции были соблюдены, и мы пили чай со всевозможными вкусностями, она вдруг начала говорить о традициях, о языке. И сказала, что у татар за столом всегда звучали прекрасные песни. А не хочет ли кто спеть красивую татарскую песню о семье, о маме, о родине… И вдруг зазвучали «Энкей», «Кора урман», «Ёш Гомер»… Это взлетели высокие, переливающиеся в татарских руладах голоса тётушек. И замечательно это было.

Апдейт .
Продолжение истории.

Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!Аллаху Акбар - все гости, от мала до велика повторяют за муллой.

Сегодня у моего Самого Старшего Брата Рафаэля дома собирались родственники. Поминали ушедших в мир иной. У нас, у татар, это называется "Корэн ашы".Все прошло в лучших традициях.
На столе сладости, фрукты, сухофрукты, соль, мед, катык, корот, лимон (дольки), черный хлеб. Еда может быть и разнообразнее-по возможности. У Брата было все по максимуму. Сноха испекла торты, пироги, чак-чак. Да, и полагается все гостинцы, которые приносят гости (это тоже прописано в своего рода этикете)ставить на стол.
Основное блюдо-суп с лапшой. Просто бульон и лапша. Прекрасно, если сварено разное мясо-так получается наваристо и ароматно. Подают в глубоких тарелках.
После супа-"олеш"-мясо, картофель, морковь, капуста-все в мелких тарелках.
потом - чай и бэлеш - сладкий пирог с рисом, урюком-курагой и изюмом.
В процессе гости едят угощения со стола, разговаривают, общаются.

Это уже после официальной части.
До всего этого-молитва. Чтение сур из Корана, проповедь.
После-раздают милостыню-деньги (от 5 до 50-100 рублей. По сути, не важно СКОЛЬКО), носовые платочки, чай, полотенце, мыло. Начинать нужно с муллы, и затем раздавать гостям по часовой стрелке.

Женщины, как правило, молодые родственницы, снохи хозяйки дома "на подхвате": выносят блюда, ухаживают за гостями, разливают чай. Словом, за столом не сидят-помогают. В числе таких были сегодня я, Моя Старшая Сестра Танслу, Оксана, жена Моего Младшего Брата Талгата.

Девушки обязательно должны быть в платках, платьях с длинным рукавом, мужчины в рубашках, в тюбетейках.

приехали и пожилые представители нашего рода. За Хафисой аби в Затон поехал Талгат, за Рашат-бабаем из Байгильдино-я. На обратной дороге из деревни в Уфу заехали за Райсой аби и Ильдаром.Всю дорогу с ним говорили о маркетинговых исследованиях в журнале, о конкурсах, о падении тиражей и способах его повышения.Надо будет обсудить моменты с ГШ.

Каждому отъезжающему брат Рафаэль вручил по гостинцу банка меда, мясо, сладости со стола - так полагается, чтобы и домашние испробовали еду, освященную молитвой.

Начавшийся день в 07.30 утра закончился в это время, когда пишу эти строки. Усталость в ногах и в теле.

Присутствовала некоторая нервозность, но я сама себе ее создала. Брат снова поручил мне фоткать. Меня это уже бесит...потому что в итоге ни на одной семейной фотографии меня нет.

Я отказалась, брат перепоручил это своему сыну. Сделали две общие фотокарточки, на разные фотоаппараты. за время мероприятия друг брата съездил и сделал фотки- подарить всем присутствующим. Естественно, меня на этих фотках не оказалось-эти кадры сделала я. Не судьба мне, короче, не судьба. Есть все, но меня нет. Фигня, но малость неприятно.

еще заметила, что перестала любить семейные торжества. все потому, что пока вынуждена присутствовать на них одна. Что с этим делать?..Мне кажется, что всем бросается в глаза -у братьев есть жены, у сестры-муж, у всех дети- а у меня никого.
Нездоровое чувство, понимаю.
Вот такие смешанные чувства в душе вместо безоговорочной радости и благоденствия.
Фото с мероприятия все любопытствующие смогут посмотреть в следующем посте под катом.

Понятие «Маджлис» означает любую встречу людей, когда они беседуют, общаются, поминают Аллаха, делятся своими знаниями. В постсоветском пространстве «маджлисом» принято называть традиционные для данной местности застолья, когда собирают гостей, накрывают стол, подают угощения, читаются суры и аяты из Корана, приглашенный мулла читает проповедь (вагаз), делаются дуа. Чтение Корана и определенных молитв-дуа являются важнейшей основной частью собрания. Однако в присутствии людей, у которых лишь поверхностное знание об исламе, вагаз (проповедь) имеет огромное значение , так как на сегодняшний момент у нас чуть ли не единственным местом, где не практикующие мусульмане могут услышать правду об исламе, является именно маджлис.

— Маджлисы устраиваются по разным поводам, вот некоторые из них:

Маджлис по поводу никаха (тагам уль имляк); 2. Маджлис по поводу обрезания (игзар); 3. Маджлис по поводу ожидания ребенка (хур-сун); 4. Маджлис по поводу удачной дальней поездки (накыйга); 5. Маджлис по поводу окончания заучивания Корана (хатм уль-Куран); 6. Маджлис , который устраивается для тех, у кого умер близкий человек; 7. Маджлис по поводу окончания строительства дома (вакира), новоселье; 8. Маджлис по случаю рождения ребенка (акыка); 9. Маджлис по поводу прихода гостей (кыйра); 10. Маджлис после никаха (валима) и другие…

К величайшему сожалению, этнические мусульмане в массе своей воспринимают религию, как свод дога (молитв), когда приглашенный мулла читает «мархумнәрге» (умершим) молитвы в случае, если приснился покойный родственник, если прошло 3, 7, 40 дней или годовщина со дня смерти кого-то из родственников, при этом раздается всем присутствующим садака. То есть, Коран стойко ассоциируется у подавляющей части этнических мусульман со смертью и умершими.

Говоря иначе, они умертвили живое Учение Аллаха. Всевышний же сказал, что Коран ниспослан для живых людей! Аллах в 69-70-ом аятах суры «Ясин» говорит нам: «Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. Его Слова (вахий) – это не что иное, как напоминание (зикр) и ясный Коран. Они (ниспосланы) для того, дабы предупреждать пребывающих живыми! И чтобы сбылось Слово (Аллаха) относительно неверующих». Эти аяты суры «Ясин» (ирония в том, что ее чаще читают умершим) являются доказательством того, что Аллах ниспослал Коран для предостережения живых! Естественно, когда делается дуа, мы поминаем добрым словом и наших умерших родственников и близких.

Если мы хотим, чтобы маджлис принес пользу его устроителям, приглашенным гостям и тем, за кого делается дуа — получить награду от Всевышнего, необходимо придерживаться определенных правил, которые предписывает нам Ислам.

1. Первым делом должно быть правильное намерение. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям». Устроители маджлиса и гости должны понимать, что !

2. Приглашать на маджлис следует персонально, т.е. каждого человека в отдельности, или каждую семью, или группу людей, чтобы каждый, кого приглашают смог понять, что именно его приглашают в гости. По единогласному мнению ученых, если тебя приглашают на маджлис, то отказываться нельзя. Уважительные причины для отказа от маджлиса – болезнь, сильная усталость (после дальней дороги, тяжелой работы). Если пригласили, то идти обязательно, однако, что касается еды, то кушать или нет – это личное дело каждого, но лучше будет отведать угощение (даже если постишься), чтобы проявить уважение к хозяевам. Если вы не желаете прерывать пост, вы должны объявить о причине своего отказа от угощения, чтобы не обидеть хозяев. Если, придя на маджлис, мусульманин обнаруживает наличие запретного, тогда он должен попытаться исправить положение, то есть удержать людей от употребления запретного, если это невозможно, то он должен покинуть такой «маджлис». Согласно мазхабу Абу Ханифа на маджлис нельзя идти: а) Если в гости пригласил нечестивец (фасик, то есть мусульманин совершающий грехи), который совершает грехи открыто, не стесняясь, и это все видят. б) Если известно, что большая часть имущества пригласившего заработана запретным путем. в) Если известно, что на этом маджлисе будет спиртное.

3. На столе должна быть только дозволенная (халяль) и чистая (тайб) еда. Всевышний Творец повелевает в первую очередь и обращается ко всему человечеству со словами: «О люди! Вкушайте на этой земле что дозволено (Халяль) и чисто (Тайб) и не следуйте по стопам шайтана, подлинно, он для вас явный враг». (сура «Аль-Бакара» аят 168). В 3-м аяте суры «Аль-Маида» говорится: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имени Аллаха (или что было забито не ради Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам». Халяльное мясо – это мясо животного, над котором при забое было произнесено имя Аллаха, и выпущена по максимуму кровь. Вся рыба является халяльной (дозволеной). Чистая (тайб ) — эта та пища, которая не была добыта путем обмана, злоупотребления и т.п.

а) приобретать мясо и мясные продукты только у мусульман в специализированных халяльных мясных лавках . Нежелательно приобретать мясные продукты на общих рынках, где продавцы, как правило, не соблюдающие мусульмане, могут и обмануть, где на одном прилавке может лежать и так называемое «халяльное» мясо и не халяльное, и мясо свиньи, где для нарубки мяса используется один нож, топор и общий пенек….

б) При покупке мяса птицы, полуфабрикатов и колбасы из нее мы рекомендуем выбирать птицефабрики, где осуществляется ручной забой птицы – например халяльная линия птицефабрики «Челны бройлер» Республики Татарстан и др. В Уфе открыта сеть магазинов «Челны бройлер», по этому телефону 8-987-093-96-46 вы можете уточнить адреса и наличие халяльной продукции.

в) При покупке колбасных изделий, тушенок со штампом «Халяль» мы рекомендуем покупать изделия мясокомбинатов, специализирующихся на производстве только! халяльной продукции. Как например: ООО «Дуслык» — г. Похвистнево Самарская область, ООО «Халяль» Самарская область, Похвистневский район, с. Алькино и др. В нашем микрорайоне «Инорс» Калининского р-на г Уфы, мы рекомендуем Вам специализированную мясную лавку – в ТСК «Яшель» по адресу ул. Глинки д. 2. По адресу ул. Ферина д. 14 – реализуется продукция «Челны бройлер». А также, Вы можете набрать в интернете «Халяль гид Уфа» (или какой-то другой населенный пункт) и узнаете адреса халяльных магазинов, кафе…

Только не надо превращать маджлис в расточительство, стараясь накрыть изобильный стол со множеством дорогих блюд, и усердно угощая гостей едой. Не надо забывать, что главная цель маджлиса – не объедание изысканными блюдами, не соблюдение внешних формальных правил – «чтобы все как принято у людей», не просто встреча родственников, друзей и знакомых, и не просто поминки по умершим родственникам и близким. Еще раз напомним, что все это делается ради довольства Всевышнего и награды от него ! А Аллах тогда будет доволен собравшимися людьми, если они будут искренне читать и слушать Коран, успокаивая свои сердца, хоть на время отстранившись от мирской суеты, стараться понять, что в нем сказано, и впоследствии применять узнанное в своей жизни. Если маджлис пройдет как интересная проповедь, просветительская лекция на животрепещущие темы, если люди приобретут полезные знания о том, как правильно жить в этом мире и приготовиться к миру вечному.

«Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за моим руководством, не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова» аят 38). Говоря современным языком, Коран - это программа для жизни. Следуя ей, человек мог бы не ошибаться, и реализоваться полно - стать творцом и созидателем. В общем, жить так, чтобы зло не коснулось его. И тогда он не испытывал бы перед Богом страха за содеянное, и печали от потерь, приходящих в виде Божественного наказания, поскольку исполнял бы свое основное предназначение, данное ему Творцом - достижение Его довольства, через совершенствование разума (акыл).

— 3. На маджлис нужно прийти ритуально чистым т.е. взять Тахарат или Гусль (полное или малое омовение).

— 4. Одежда. Самым главным аспектом в одежде является прикрывание запретных мест (аурата), как у мужчин, так и у женщин. Всевышний велит прикрывать женщинам все тело, кроме лица, кистей рук и стопы ног, а мужчинам (минимум) от пупка до колен. Одежда не должна плотно облегать тело, подчеркивать фигуру, и не должна быть прозрачной. О тех, которые одеваются в вызывающую незакрытую одежду Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Одетые и в тоже время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины — не войдут в Рай и не вдохнут даже благоухания его!» В наше время имаму приходится начинать маджлис с напоминания женщинам, чтобы они прикрыли своё тело: полуобнаженные плечи, бедра, вырез на груди, одели платок. К сожалению, некоторые женщины проявляют недовольство, вступая в препирательства с хазратом, и им от такого поведения записывается только грех и наказание, если они не раскаются. Побойтесь Аллаха! Распространенность греха в наше время не делает его менее значительным!

— 5 . Необходимо мыть рук до приема пищи, а после приема пищи – помыть руки и прополоскать рот.

6 . В идеале, мужчины и женщины на маджлисе должны сидеть раздельно. Если это не получается, учитывая тесноту наших квартир, нужно постараться максимально отделить мужчин от женщин. Например, мужчины садятся во главе стола, рядом с имамом, а женщины в конце стола, причем там, где мужская половина стола будет соприкасаться с женской, должны сидеть близкие родственники – махрамы (муж-жена, брат-сестра и т.п.).

— 7. Нужно остерегаться использования посуды и столовых приборов из золота и серебра из-за запретности этого. Посланник Аллаха, Мир ему и Благословение Аллаха, сказал: «Не пейте и не ешьте из золотой и серебряной посуды. Поистине, это для неверующих в этом мире, а для вас - в мире вечном».

— 8 . Перед едой произнести «Бисмиляхи-Рахмани-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного).

Принимать пищу только правой рукой, ибо Пророк «мир ему и благословение » сказал, что Шайтан ест левой рукой (здесь есть и психологический момент: левой рукой подмываются (делают истинжа) после туалета)

— 9. Со стола брать то, что находится перед тобой (не тянуться на другой конец стола или на дальнюю сторону тарелки, если кушаете с одной большой посуды).

— 10. Если на посуде разные виды угощения, то разрешается брать с любой стороны.

— 11. По сунне еду, которую едят руками, нужно кушать беря ее тремя пальцами правой руки.

— 12 . Не облокачиваться на стол, нельзя дуть на еду (в общих тарелках).

— 13. Не следует перебивать имама во время вагаза (проповеди), все вопросы – после ее окончания. Его задача – за короткое время постараться донести до людей истину о Единобожии (Таухид), предостеречь людей от совершения грехов, призвать людей к покаянию за грехи и соблюдению законов Аллаха. Следует вспомнить о скоротечности и бренности мирской жизни, и о том, что все мы будем отвечать перед Аллахом за свои дела, за свой образ жизни. Если у кого-то возникли вопросы, то их нужно задавать с намерением узнать истину, уважительным тоном, а не с целью самоутверждения в собственных глазах. Такое не примется Всевышним.

— 14. Посланник Аллаха, Мир ему и Благословение Аллаха, никогда не критиковал еду. Если она ему нравилась, то он кушал ее, если же не нравилась, то оставлял ее.

— 15 . Проявлять уважение к гостям. Пророк Мир ему и Благословение говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный день – пусть возвеличивает гостя».

— 16 . Остерегаться наиболее распространенного греха на маджлисах, да и вообще в нашей жизни – гайбат – обсуждать недостатки кого-то в его отсутствии, сплетни. За столом не надо сравнивать между собой мечети, «какая красивее, какой хазрат лучше, а вот такой-то сделал то-то и то-то, а сам мусульманин…» и т.п. «Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?» (Сура «Смоковница», аят 8). В хадисе (изречении пророка (с.а.с.)) сказано: «Если кто из вас говорит, пусть говорит благое, или молчит».

— 17. Свою тарелку в конце оставить чистой. Тот, кто желает поступить по Сунне, пусть убирает за собой посуду и помогает хозяевам убрать со стола.

— 18 . По окончании приема пищи восхвалить Всевышнего Аллаха и поблагодарить Его. Посланник Аллаха, Мир ему и Благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто, покушав, скажет: “Хвала Аллаху, Который накормил меня этой едой и наделил меня ею, тогда как сам я не обладаю ни силой, ни мощью”, тому простятся его прошлые грехи». В конце маджлиса нужно обратиться к Аллаху с мольбой за хозяев дома, всех присутствующих, и всех мусульман, просить у Аллаха блага в этом мире и мире вечном, и спасения от мучений адского пламени.

— 19. По Сунне садака дается, во-первых, скрытно; во-вторых, нуждающимся!!!; в-третьих, давать желательно то, в чем человек нуждается, а не то, что «принято давать» (мыло, чай, полотенца, платочки); в-четвертых, никакой «таксы» для добровольного подаяния не существует – даешь сколько можешь; в-пятых, в Сунне нет «обмена подаяниями» (один дает мыло, тот ему в ответ полотенце, или даешь ему пачку чая, а он тебе десять рублей – прямо торговля какая-то, а не милостыня), в-шестых, милостыню по сунне не требуют, маловато мол, надо добавить…

В 177 аяте суры «Аль-Бакара», Всевышний велит нам раздавать имущество (садака): родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовать на освобождение рабов. В 60 аяте суры «Ат-Тауба» говориться (это больше касается выплаты закята): «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать (обратить в ислам), для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину Аллах Знающий, Мудрый».

Самые лучшие слова – это слова Всевышнего Аллаха. Коран – это слова Аллаха. А раз так, то чтение и осмысление Корана является украшением любого маджлиса. Разве может быть маджлис лучше, чем тот, на котором поминают Всевышнего Аллаха, читают его Книгу, делятся друг с другом знаниями, рассказывают хадисы, изучают жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и извлекают из всего этого пользу?