Какого продукта не хватает в меню школьника. Здоровое питание для школьников и полезное меню на неделю

Беззаботные летние деньки закончились, наступает новый учебный год. Каждая мама старается дать всё самое лучшее. Питание, в данном случае, не является исключением. В суете будней, маме очень сложно найти время, чтобы распланировать примерное меню школьника на неделю таблица. Таблица приведённая ниже, поможет маме без труда накормить своего кроху не только вкусной, но и полезной едой.

Питание школьника

Питание учащегося школы должно быть не только богатым витаминами и микроэлементами, но и разнообразным. Однообразие в еде приводит к различным патологиям. Наибольшую ценность для растущего организма представляет калий, кальций, железо, фосфор, магний и селен. Продукты, содержащие важные элементы таблицы Менделеева, обязательно должны быть в ежедневном рационе школьника.

Научно доказан факт, что , во время умственного труда тратит огромное количество энергии. Восполнить энергетический запас в организме ребёнка можно рациональным питанием. Примерное меню школьника на неделю, таблица содержит необходимую информацию.

Меню для школьника на каждый день

Дни недели Завтрак Обед Полдник Ужин
понедельник Каша пшённая;

Хлеб с маслом и сыром;

Чай с сахаром

Суп куриный с вермишелью;

Картофельное пюре;

Отварная куриная грудка;

Салат из капусты со свежим огурцом;

Хлеб;

Кисель

Булочка; Сладкий чай;

Яблоко

Каша гречневая с тефтелей;

Хлеб;

Сок фруктовый или овощной

вторник Молочная каша 5 злаков;

Яйцо отварное;

Какао с молоком и сахаром

Суп свекольник;

Гречневая каша с тефтелей и томатной подливой;

Салат из моркови;

Хлеб;

Компот из сухофруктов

Печенье овсяное;

Сок яблочный;

Апельсин

Запеканка творожная;

Хлеб отрубной;

Чай с сахаром и молоком

среда Каша молочная рисовая;

Бутерброд с маслом и сыром;

Чай с сахаром

Суп рассольник;

Капуста тушёная с говядиной; Винегрет; Хлеб;

Кисель

Ватрушка с творогом;

Кефир

Картофельные оладьи с сметанным соусом;

Какао напиток с сахаром

четверг Сырники 3 – 4 штуки;

Каша манная;

Какао с молоком и сахаром

Суп борщ;

Вареники с картофелем;

Салат из свежих овощей с растительным маслом;

Хлеб;

Компот из сухофруктов

Запеканка творожная с подливой;

Яблоко или банан

Каша рисовая с рыбной котлетой;

Хлеб;

Молоко

пятница Каша овсяная на молоке;

Бутерброд с сыром;

Яйцо отварное;

Чай с сахаром

Картофель тушёный с куриной грудкой;

Рагу овощное;

Огурец свежий;

Хлеб;

Компот из ягод

Блины с повидлом 2 – 4 штуки;

Чай с сахаром;

Груша

Овощное рагу;

Отварное мясо;

Хлеб;

Сок фруктовый

суббота Блинчики с творогом 1 – 2 штуки;

Каша молочная геркулесовая;

Хлеб с сыром и маслом;

Какао с молоком и сахаром

Суп с вермишелью на говяжьем бульоне;

Салат из свежих овощей;

Плов с курицей;

Чай с сахаром;

Хлеб

Ряженка;

Печенье;

Банан

Каша гречневая с гуляшом из куриной грудки;

Тёртая свёкла;

Хлеб;

Молоко

воскресенье Лапша молочная; хлеб с сыром и маслом;

Чай с сахаром

Щи из свежей капусты;

Свекольный салат;

Картофельное пюре с котлетой;

Компот из сухофруктов;

Хлеб

Сок морковный;

Булочка с маком;

Яблоко

Рыба отварная;

Тёртая морковь;

Каша пшённая;

Хлеб;

Молоко

Мама должна помнить, что важно не только содержимое тарелки, но и оформление блюд. Украсьте, предложенное ребёнку блюдо веточкой зелени. Юный гурман обязательно оценит вашу смекалку. Удивите малыша: выложите в виде животного. Восторгу ребёнка не будет предела! Главное, чтобы блюда для школьника, были приготовлены с любовью и маминой теплотой. Ну и, конечно, не забывайте о пользе и калорийности пищи.

Школьное питание – дневной рацион,
подбор блюд в меню .

Меню – документ который доводит информацию для
учеников школы и их родителей о приготовлении пищи в
школьной столовой.

Меню в школьных столовых принято составлять по
следующим принципам:

1 – блюда входящие в меню должны полностью обеспечить
физиологические потребности, детского организма в
основных пищевых,питательных веществах.

2 – обязательно должен учитываться возраст питающихся
школьников.

3 – ассортимент блюд в меню должен быть
разнообразным, с определенным сочетанием пищевых
продуктов.

4 – в обязательном порядке необходимо учитывать при
составлении меню сезонность, национальные особенности,
стоимость блюда, трудоемкость в приготовлении блюд.

Меню в обязательном порядке должно составляться с
учетом всех нормативно-технических и методических
документов, к таким документам относятся «Сборник
рецептур блюд для школьников», «прейскуранты цен на
блюда школьного питания» и другие соответствующие
документы.

Для того чтобы ассортимент блюд меню был
разнообразным необходимо использовать широкий
ассортимент блюд, изготавливаемых из одного продукта.

Так например: блюда из мяса могут быть натуральными
или рублеными, может быть и разная тепловая обработка:
отварное, тушеное, припущенное или жареное.

Разнообразие блюд по сезону : Лето-осень включаем
больше блюд из сырых овощей, даём свежие ягоды и
фрукты; Зима включаем больше отварных, тушёных
овощных блюд и гарниров.

В обязательном порядке в меню школьника должны
входить такие незаменимы продукты как: молоко,
молочнокислые продукты,сливочное масло, хлеб и сахар.

Особенности в технологии приготовления блюд для
школьного питания .

Правильная технология приготовления блюд в школьном
питании имеет большое значение в организации
рационального питания.

При правильной технологии приготовления и кулинарной
обработке в продуктах максимально сохраняются
витамины, повышается усвояемость блюда.

Кулинарная обработка пищевых продуктов :

Первичная или холодная обработка – является основной
при обработке продуктов, так как несоблюдение санитарно-
гигиенических требований при первичной обработке продуктов,может привести к повышенному микробному
обсеменению продуктов, которое не всегда можно
устранить при последующей тепловой обработке.

Вторичная или тепловая обработка - предназначена для
придания продуктам новых свойств: размягчая продукты
тем самым способствует, улучшению их вкуса и запаха. При
несоблюдение температурного режима приводит к
разрушению ценных питательных веществ в продуктах,
ухудшается их усвояемость, изменяется внешний вид, цвет
и консистенция продукта.

Выбирая способ тепловой обработке продуктов для
школьного питания предпочтение отдаётся припусканию,
варки, запеканию, тушению. Ограничиваем жарение,
полностью исключаем фритюрную жарку.

В школьном питании не допустимы все острые приправы и
специи: горчица, уксус, хрен исключаются из блюд,острые
приправы заменяем на зелень, лавровый лист, лимонную
кислоту.

Особые требования в меню школьного питания
предъявляется к приготовлению холодных блюд салатов и
закусок, здесь необходимо строгое соблюдение санитарно-
гигиенических правил.

При подборе холодных блюд и закусок в меню школьного
питания необходимо, прежде всего, уделить внимание
блюдам из сырых овощей и фруктов, для максимального
обеспечения детского организма витаминами, микроэлементами и другими биологически ценными
веществами.

Основным условием качества холодных блюд и закусок
является свежесть продуктов, готовятся салаты
непосредственно перед самой их реализацией.
Обработанные овощи и зелень для салатов, хранятся при
температуре от 0 до 6 градусов С не более одного часа,
вареные овощи для салатов не более восьми часов, салаты
из сырых овощей пятнадцать минут, салаты из вареных
овощей не более тридцати минут.

При подборе ассортимента супов следует: исключить из
меню все острые виды супов солянки, харчо. В летний
период из супов можно рекомендовать свекольник,
холодный борщ, сладкий суп. Все виды супов, за
исключением супа с фрикадельками, готовятся на воде или
овощном отваре. Супы заправочные необходимо
чередовать с супами из картофеля, овощей, круп.

При подборе вторых горячих блюд в меню школьного
питания можно рекомендовать: мясо и куры натуральные
отварные, различные виды жаркого, плов, гуляши, из
субпродуктов - язык отварной, печень тушенная в сметане.

В рацион меню школьного питания необходимо включать
как можно больше блюд из разных овощей, которые
подвергаются различным видам тепловой обработки.

Помимо разнообразных овощных блюд в меню школьного
питания включаются разнообразные по вкусу и технологии
приготовления блюда из круп и макаронных изделий.
Наиболее широко включаются различные виды каш, любят
школьники пудинги и запеканки.

Творог продукт который просто не заменим в рационе
детского и школьного питания. Творог натуральный с
сахаром и сметаной, сырники, запеканки, пудинги-это
неполный перечень блюд который используется при
составлении меню школьного питания.

Хлебобулочные изделия отличаются большим
разнообразием и высокой питательной ценностью.
Большой популярностью у школьников пользуются блины и
блинчики, пельмени и вареники, различные пирожки и
пироги,пышки и оладьи.

Каждый прием еды должен завершаться сладким блюдом,
напитком или свежими фруктами.

Правильная организация школьного питания должна
выполнять главную роль, в содействии здорового
физического и умственного развития детей, а это возможно
только в том случае, если еда в школьных столовых будет
не только высокого качества, будет соответствовать всем
требованиям рационального физиологического обоснованного питания, будет отвечать всем требованиям
гигиены питания.

Основная задача школьного питания – обеспечить учащихся
доброкачественной,полезной и безвредной для здоровья
пищей, не допустить пищевых острых кишечных инфекций и
пищевых отравлений.

Если статья вам понравилась и оказалась для вас полезной
оставляйте свои комментарии.

Получайте статьи себе на почту оставляйте свой e-mail.

До скорой встречи.

PS . Все материалы в подготовке своего производства общественного питания, Вы можете найти пройдя по этой ссылке:

Меню школьника должно быть не только вкусно и разнообразно, но и полезно. Блюда для школьного питания помогут организму ребёнка и подростка получать все необходимые микроэлементы.

Ниже представлено примерное меню для школьной столовой на неделю.

На завтрак дети должны есть кашу. Польза её – несомненна. Каша с овощами ещё более полезна. Главное, правильно её приготовить. Для данного блюда можно использовать готовое тыквенное пюре или свежую тыкву. Плод очищается, освобождается от семечек. Мякоть режется на кусочки и тушится в течение получаса.

Обычно в столовые поставляется уже готовое сырьё в виде пюре, его добавляют в кашу в конце варки. В этом случае сначала варят крупу. Здесь есть один важный нюанс. Чтобы крупа не горчила, перебранную и промытую пшёнку заливают кипящей водой. Выдерживают её в таком виде 5 минут, а затем воду сливают. Теперь крупу можно варить.

Зерно заливают водой в пропорции 1: 3 и варят крупу, помешивая, на небольшом огне в течение 30-40 минут. Затем нужно посолить, добавить сахар. За 5 минут до окончания варки добавляют тыквенное пюре. Если блюдо варится из кусочков тыквы, то после того как они сварились, овощ измельчают. Повар разложил кашу по тарелкам, её поливают предварительно разогретым сливочным маслом. Одна порция – 150-200 грамм каши.

К ней подаётся злаковый кофейный напиток с молоком, обогащенный микронутриентами – 200 грамм; 100 грамм фруктового йогурта; хрустящие хлебцы и свежие фрукты или ягоды.

Обед этого дня школьники начнут с овощного винегрета. Блюда для школьной столовой, сделанные на обед, тоже вкусны и полезны. Для того чтобы приготовить данное блюдо, тщательно моются овощи: картофель, свекла, морковь. Они отвариваются в «мундире».

Картофель варится вместе с морковью, а свекла – в отдельной посуде более длительное время. Чтобы она была мягкой, её после окончания варки помещают в холодную воду. Овощи очищают, нарезают кубиками, добавляют зелёный горошек, солят и заправляют подсолнечным маслом.

Первое блюдо – суп на мясном бульоне с макаронными изделиями. Дети любят макароны. Поэтому такое блюдо с удовольствием съедят. Сначала варят мясо, снимают пену или сливают первый бульон. Отдельно пассируются морковь и лук. В бульон добавляется нарезанный картофель и варится 10 минут. Затем насыпаются макаронные изделия. Можно сварить суп и без картофеля, тогда количество макаронных изделий увеличивается.

На втрое подаётся мясной гуляш с картофельным пюре. Можно сделать и сложный гарнир, добавив к картофелю цветную капусту. Эти овощи отвариваются, затем протираются. В них наливают тёплое молоко, кладут соль и сливочное масло.

Перед тем как варить цветную капусту, её разбирают на соцветья и закладывают в уже кипящую воду. Так в овоще сохранится больше витаминов. Убавляют огонь и прикрывают крышку. Это также поможет сохранению большего количества витаминов. Лучше отваривать овощи в подсоленной воде.

На обед подается специальный пшеничный и ржано-пшеничный хлеб, обогащённый микронутриентами, минералами и витаминами. Кисель поставляется в столовую в виде концентрата промышленного производства. Из такого сырья быстро варится кисель.

Концентрат разводится в небольшом количестве воды. Этот раствор, помешивая, вливают в кипящую воду, доводят до кипения, и кисель готов. На десерт подойдёт литой полутвердый ирис, обогащённый микронутриентами.

Второй день включает в себя следующий сборник рецептур для школьного питания:

Завтрак – сардельки отварные для школьного питания (49 грамм) с тушёной капустой (100 грамм). Эти два блюда прекрасно сочетаются. Сырую капусту шинкуют, слегка обжаривают вместе с нарезанным луком и морковью, затем подливают немного горячей воды и тушат при закрытой крышке. Ближе к концу приготовления добавляют соль и томатную пасту.

Детям наверняка понравится и фиточай цветочный (200 грамм). Сахар выдаётся в индивидуальной упаковке в количестве 10 грамм. Хлеба из пшеничной муки первого сорта положена на одного человека 20 грамм. На десерт – прессованные мюсли – батончик, плюс свежие ягоды или фрукты.

Обед начинается с салата из моркови с черносливом. Чернослив предварительно промывается и замачивается на 30 минут. Теперь его можно мелко порезать, морковь – натереть и заправить всё салатным соусом.

Первое блюдо – суп-пюре гороховой. Горох тоже нужно заранее замочить. Можно это сделать с утра или с вечера. Варят горох, помешивая, достаточное время, затем добавляют копчёности и ещё проваривают. За 25 минут до окончания варки нужно добавить порезанный картофель и зажарку из морковки и лука. К такому супу очень хороши будут сухарики из пшеничного хлеба. Обычно некоторое количество хлеба остаётся. Повара режут его на квадратики и подсушивают на противне.

На второе подаётся припущенное рыбное филе со сложным гарниром, который состоит из отварного риса и морской капусты. Хлеб ржано-пшеничный с минералами и витаминами. Компот из яблок витаминизированный завершает школьное пиршество. Питание детей школьного возраста должно включать всё необходимое, в том числе и витамины. В представленных блюдах они содержатся в достаточных количествах.

Третий день

Среда начинается с завтрака. Он состоит из салата из помидоров с растительным маслом. Помимо закуски, готовится и основное блюдо. Это – рубленные котлеты из курицы с макаронными изделиями группы А. Куриный фарш – готовый, промышленного производства. Он уже прокручен через специальную мясорубку не менее двух раз и имеет однородную консистенцию.

К нему добавляется измельчённый лук, яйца и намоченный в воде мякиш белого пшеничного хлебы. Всё тщательно смешивается и панируется в сухарях. Котлеты укладываются на противень и отправляются тушиться в духовку. Школьные столовые могут покупать уже готовые мясные полуфабрикаты на комбинатах, производящих еду для детей. Тогда замороженный продукт нужно будет подержать при комнатной температуре, после того как он оттает – отправить в духовой шкаф.

Также на завтрак необходимо питье. Для этого прекрасно подойдет быстрорастворимый какао-напиток на молоке, обогащенный микронутриентами в количестве 200 граммов. Сюда же полагаются свежие ягоды, фрукты и 20 грамм пшеничного витаминизированного хлеба.

На обед повара сделают салат из огурца с растительным маслом или сметаной. Первое блюдо – сибирский борщ на мясном бульоне. Второе блюдо тоже понравится детям. Это – картофельная запеканка с отварным мясом. Картофель можно отварить в мундире и измельчить.

Затем нужно добавить яйца и хорошо перемешать массу. Мясо для запеканки предварительно отваривается. На этом бульоне делается первое блюдо. Мяса берут такое количество, чтобы хватило и на первое, и на второе. Для первого его нарезают на кусочки и при подаче кладут в каждую тарелку.

Десерт – компот витаминизированный из быстрозамороженной смородины и прессованных мюсли в виде батончика. Хлеб к обеду подают такой же, как и в прошлые дни.

Четвёртый день

Школьные блюда этого дня также вкусны, полезны и разнообразны.

Начинается день с твороженной запеканки с соусом из ягод. На завтрак подаётся и молоко с соломинкой в индивидуальной упаковке.

Обед состоит из салата из варёной свёклы и свежих яблок с растительным маслом. Первое блюдо – суп-пюре из цветной капусты, сдобренный сметаной. Второе – печень по-строноговски с отварными макаронными изделиями. Компот варится из кураги.

Пятый день

Завтрак: Рыбная запеканка из готового рыбного филе для школьного питания с картофельным пюре. Сюда же полагается консервированный без уксуса огурчик. Напиток – чай с лимоном и сахаром. Десерт – витаминизированное печенье.

Обед богат белками. Он состоит из салата. Фасоль отварная или консервированная смешивается с тёртым сыром и заправляется сметаной. Первое блюдо – рассольник ленинградский на бульоне из птицы. Второе состоит из тушёного в томатном соусе филе индейки и рассыпчатой гречневой каши. Завершает обед мультифруктовый сок.

Шестой день

Завтрак: Макароны, запечённые с сыром. Фруктовый биойогурт, свежие ягоды либо фрукты, напиток кофейный на молоке из цикория.

Обед: Кабачковая икра промышленного производства для детского питания. Картофельный суп на мясном бульоне с фасолью. Рыбные тефтели из трески с картофельным пюре. Компот из замороженной клубники, батончик мюсли.

День седьмой

Завтрак: Твороженные сырники со сгущенным молоком, быстрорастворимое какао, плюс фрукты или ягоды свежие.

Обед: Салат из яблок, моркови с добавлением апельсина. Фрукты и овощи заправляются салатным соусом. Суп крестьянский с пшеном. Жаркое по-домашнему из картофеля и говядины. Гематоген.

Восьмой день

Завтрак: Салат из помидор, рубленные биточки из мяса, приготовленные на пару, отварной рис. Фиточай с сахаром.

Обед: Салат из зелёного горошка, свеклы с маслом растительным. Уха ростовская. Детские пельмени. Компот их сухофруктов.

Девятый день

Завтрак: Булочка, мюсли с молоком, напиток молочный из цикория.

Обед: Салат из белокочанной капусты, суп на бульоне из курицы с макаронными изделиями, суфле из отварной курочки. Овощное рагу, яблочный сок для детского питания.

Десятый день

Завтрак: Пицца школьная, растворимое какао, фрукт.

Обед: Овощной салат с яблоком, щи на мясном бульоне из свежей капусты, гречневая рассыпчатая каша, азу из отварного мяса, компот из замороженной вишни.

Блюд для детского питания существует множество. Родители, взявшие за основу данное меню, будут кормить своих детей полезной и очень вкусной пищей. Школьники будут получать всё необходимое и смогут отлично учиться.

От правильного питания школьника зависит в первую очередь его здоровье и успеваемость. Ему просто необходим хороший иммунитет для защиты от различных инфекций, присутствующих в больших коллективах. Болезнь не просто отнимает на какое-то время силы, она также выбивает ребёнка из школьной программы и он может начать отставать от одноклассников, не говоря уже о том, что это добавляет хлопот и переживаний родителям.

Позаботившись о правильном питании нашего юного школьника, мы в значительной степени снижаем риск различных заболеваний и закладываем основу правильного роста и развития организма ребёнка, что приведёт к хорошему, крепкому здоровью в будущей взрослой жизни. Естественно пища должна быть разнообразной, вкусной, питательной и её должно быть в меру. Ребёнка необходимо кормить не реже, чем раз в 4 часа иначе происходит застой желчи, что в свою очередь ведёт к образованию камней в жёлчном пузыре, и желательно хотя бы трижды в год дополнительно давать ребёнку натуральные витамины . Давайте подробнее остановимся на том, чем же всё-таки кормить ребёнка и как составить правильное меню.

Меню школьника на день

Всё начинается с завтрака

Завтрак – самый важный приём пищи. Очень часто люди не хотят есть с утра. Для того, чтоб у ребёнка разыгрался аппетит утром, лучше всего не начинать его кормить, пока он окончательно не проснётся. В этом очень хорошо помогает утренняя зарядка. На пробуждение может потребоваться 30 – 40 минут, поэтому просыпаться стоит пораньше. Завтрак должен быть полноценным и давать достаточное количество энергии на 3 – 4 часа.

Он может состоять из всевозможных каш, картофельного пюре, макарон или вермишели. Очень полезно также за 20 мин. до основного блюда дать ребёнку фруктов или ягод. Это дополнительно подогреет аппетит и положительно скажется на моторике ЖКТ, не говоря о витаминах, энзимах и прочих полезных компонентах, содержащихся в плодах. Запить завтрак можно натуральным соком, чаем, компотом, какао или кофе с молоком.

Второй завтрак

Если в школе кормят в столовой, то дополнительного пакета с продуктами просто не потребуется. Конечно, необходимо присмотреться к пище, подаваемой в школьных стенах, и в случае её плохого качества и ненатуральности стоит просто отказаться от такой еды. Ведь мы желаем своему ребёнку только лучшего. Если же в столовой кормят хорошо, то вопрос второго завтрака ребёнка отпадает.

В случае с плохим питанием мы просто обязаны начать готовить ребёнку перекус. Сюда могут входить:

  • Натуральный свежевыжатый сок . Ни в коем случае не давайте ребёнку сок, продаваемый в пакетах. Натуральных соков сейчас просто не продают, а то, что продают под названием «натуральный сок или нектар» просто яд для организма не только малыша, но и взрослого человека.
  • Фрукты . Отличный перекус для ребёнка. Ведь в них содержится большое количество витаминов, микро- и макроэлементов, энзимов, биофлавоноидов и пр. полезных веществ. Они содержат ту самую клетчатку, приносящую огромную пользу желудочно-кишечному тракту, которой так не хватает в рационе подавляющего количества людей.
  • Печенье . Присмотритесь к тем видам печенья, которые не только вкусны, но и не наносят вреда при его употреблении. Для этого внимательно читайте состав на упаковке. А лучшим вариантом будет, конечно же, печенье, сделанное дома, собственными руками, тогда-то вы будете точно знать, что туда положили.
  • Вода . Обязательно давайте ребёнку обычную питьевую негазированную воду. Ребёнок, как и взрослый, нуждается в питье именно воды, и никакой сок, чай или другой напиток не в силах заменить её. Сколько нужно воды вашему ребёнку выпивать в сутки? Очень просто посчитать 30 мл × 1 кг массы тела.

Обед

В обеденное время ребёнку необходимо получать первое, второе и десерт.

  • Первое . Сюда может входить незначительное количество мясного, рыбного или овощного супа, борща, солянки, щей или других жидких горячих блюд.
  • Второе . Здесь подойдёт любой гарнир с добавлением отварного или тушёного мяса или рыбы и тушёных овощей.
  • Десерт . Десерт может включать в себя любую сладость на ваше усмотрение.

Полдник

Между обедом и ужином целесообразно сделать небольшой перекус. Ребёнку можно дать:

  • Йогурт с печеньем.
  • Свежие фрукты.
  • Чай с бутербродом (хлеб, масло, сыр).
  • Молоко с булочкой.

Ужин

В вечернее время кормите ребёнка легко, переедать не стоит. Ужинать желательно минимум за 2 часа до сна. Что можно предложить ребёнку:

  • Яичница или омлет.
  • Творог.
  • Тушёные овощи.
  • Гречневую, рисовую или овсяную кашу.
  • Тушёную рыбу.

Что следует исключить из питания юного школьника

В первую очередь из рациона ребёнка стоит исключить или свести к минимуму фабричную пищу. Если же вы всё-таки покупаете такие продукты, то обязательно ознакомьтесь с составом, прежде чем купить. Ведь только вы пока несёте ответственность за здоровье ребёнка.

Цель: закрепить теоретические знания по разделу "Гигиенические требования к питанию школьников" и приобрести практические навыки по составлению суточного школьного меню. Задачи: - освоить возрастные нормативы пищевых веществ и продуктов для школьников по приведенным таблицам и по тексту; - определить сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам, углеводам; - определить оптимальность пищевого рациона в соответствии с учебной сменой в школе и двигательным режимом школьника; - определить соответствие меню школьника основным принципам здорового питания. Необходимы: таблицы среднесуточных энергозатрат школьников разных возрастных групп, таблицы калорийности пищи, рекомендуемые для школьников, калькулятор. Порядок выполнения задания: по приведенным таблицам с нормативными значениями важнейших пищевых веществ составить суточное меню школьника определенной возрастной группы (младший, средний) старший школьный возраст) с учетом особенностей двигательного режима ученика (занимается спортом или нет). Теоретическое обоснование темы. Рекомендуемое потребление энергии и основных пищевых веществ представлено в табл. 11. Потребность в животном белке должна покрываться на 65 % от суточной нормы для 6-летних детей и на 60 % - для детей старше 7 лет. Сочетание животных и растительных жиров в суточном меню должно составлять 80 % и 20 %, соответственно. Сложных углеводов должно быть в 4 раза больше, чем простых. Соотношение белки:жиры:углеводы равно 1:1:4 (для младших школьников - 1:1:6). Вместе с тем, в питании населения Тульского региона, в том числе детского, превалируют простые углеводы, что предрасполагает к дисфункции поджелудочной железы и нарушению обменных процессов (ожирение).

Детское питание зачастую бывает перегружено углеводами за счет избытка кондитерских изделий, сахара, макаронных, мучных изделий, хлеба. Избыток углеводов переходит в жир, создавая избыток веса; сахар создает угрозу развития кариеса. Важную роль в оздоровлении организма с помощью питания играют витамины и минеральные вещества. В организме они, как правило, не воспроизводятся и должны поступать с пищевыми продуктами (табл. 12, 13). У современных школьников авитаминозы встречаются только в группе бездомных детей, но гиповитаминозы (недостаточность витаминов в питании и в организме) возможны и в благополучных семьях, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах уменьшается в связи с естественными потерями. При этом дефицит витаминов группы В создает основу для снижения функционального благополучия нервной системы и способствует возникновению неврозов. Поэтому в проблемные периоды года необходима искусственная витаминизация пищи (например, добавление витаминов в третьи блюда из расчета суточной нормы потребления) в школьных столовых или дополнительный прием поливитаминных препаратов в возрастной дозировке в домашних условиях. Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи равна в среднем 95 %, растительной - 80 %, смешанной - 82-90 %. На практике расчеты ведутся исходя из 90 % усвоения пищи. Поэтому при расчете калорийность пищи должна на 10-15 % превышать регламентируемое возрастом энергопотребление.

Полноценность минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи очень важна для оптимизации водно-солевого обмена организма (костно-мышечные ткани, зубы), функций эндокринной системы. Недостаток йода создает дисфункцию щитовидной железы (что характерно для населения Тульского региона); недостаток цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей; недостаток железа - к малокровию. Дефицит фтора способствует развитию кариеса. Потребность в воде у детей 6-7 лет составляет 60 мл на 1 кг массы тела, у школьников - 50 мл. Но следует также учитывать условия деятельности, климатические условия и др. Для организма одинаково вреден избыток и недостаток воды, т. к. возникают либо перегрузка системы кровообращения и выделения, либо обезвоживание организма, что создает дисфункцию водного обмена. Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов, которые представлены в табл. 14. Следует только учесть, что эти продукты представлены в сыром необработанном виде. При обработке неизбежны потери (отходы). Так, при варке мясо теряет 40 % от исходного веса. В то же время крупы, бобовые и макаронные изделия при кулинарной обработке дают "привар" (увеличение массы).

Ежедневно все перечисленные в табл. 14 продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) могут быть включены в питание 2-3 раза в неделю. Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня (табл. 15, 16).

5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, имеющим хронические заболевания, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний период (каникулярный), когда их энергозатраты значительно выше, чем в зимний период (табл. 17, 18).