Изделия из пресного теста. Фестиваль старообрядческой культуры в бурятии

ТЕСТО ПРЕСНОЕ, тесто, приготовленное без дрожжей. Отличается пластичностью и податливостью (легко принимает и сохраняет форму), но изделия из него быстро черствеют. Предназначено для быстрого приготовления разнообразных пирогов и мелких закусочных пирожков. Существует несколько видов пресного теста: сдобное тесто, из которого выпекают коржи для тортов и пирожных, закусочные и сладкие пироги, рулеты и т. п.; сметанное — для приготовления пирожков и ватрушек; слоеное — для приготовления коржей для тортов и пирожных, пирогов и пирожков с мясом, рыбой, сыром, свежими ягодами и другими начинками. Это тесто — наиболее сложное и трудоемкое в приготовлении. Изделия из него снаружи имеют золотистую хрустящую корочку, а внутри — слоистую структуру, легко расслаивающуюся на отдельные плоские и нежные листы. Пресное слоеное тесто совсем не содержит сахара в отличие от слоеного дрожжевого.
Изделия из пресного теста как более древние, чем изделия из дрожжевого теста, и были более распространены. Но постепенно пресное тесто было вытеснено дрожжевым. Хотя в отличие от дрожжевого пресное тесто можно приготовить очень быстро, что является несомненным достоинством, особенно в наш стремительный век.


Существует несколько разновидностей пресного теста, отличающихся как рецептурой, так и технологией приготовления.


Пресное обыкновенное тесто (основной рецепт)
0,5 кг пшеничной муки высшего сорта, хорошо просушенной и просеянной через частое сито, 2 столовые ложки растительного масла, соль по вкусу и столько воды, сколько может вобрать мука.
Насыпать горкой муку на гладкий стол или специальную доску для раскатки теста. В центре горки сделать углубление наподобие кратера вулкана, налить в него примерно 1 стакан чуть теплой воды, растительное масло и добавить соль по вкусу. Осторожно замесить тесто, забирая все больше и больше муки. Воды постепенно добавлять столько, сколько может вобрать мука. Тесто должно быть не слишком крутым, но и не очень мягким. Тесто вымешивать обеими руками до тех пор, пока оно не станет однородным, а на поверхности не появятся пузыри.

Пресное сдобное тесто (основной рецепт)
350 г пшеничной муки, 90 г сливочного масла, 1 столовая ложка сахара, 1 яйцо, 75 г молока или сливок, 30 г сметаны, 1/2 чайной ложки соли, 1/4 чайной ложки соды.

Масло растопить, добавить молоко или сливки, сметану, яйцо, сахар, соль, хорошо перемещать, затем добавить муку, смешанную с содой.
Сдобное пресное тесто используется для пирогов и пирожков со всевозможными начинками. Особенно часто из этого теста выпекают обрядовый свадебный пирог курник.
Пресное сдобное тесто — нежное, легкое, пластичное. Рисунки, изготовленные из него, прекрасно сохраняются при выпечке. Поэтому пироги отличаются декоративностью, красочностью, обилием украшений.

Пресное тесто (1-й вариант)
стакан муки, 200 г сливочного масла, 1 стакан сметаны, соль на кончике ножа

Масло размять до мягкого состояния, добавить сметану, тщательно перемешать до получения однородной массы, всыпать соль, муку и замесить однородное пластичное тесто. Тесто накрыть холщовой салфеткой, поставить на 20 мин в холодильник, после чего раскатать. Это тесто — очень жирное, нежное, рассыпчатое. Его предпочтительно использовать для пиццы, тарталеток с начинками из грибов, овощей, а также из ягод и фруктов. Необыкновенно вкусны пироги с мясом, рыбой и особенно закусочные пирожки величиной с грецкий орех.

Пресное тесто (2-й вариант)
2 стакана муки, 200 г сливочного масла, 1 стакан сметаны, соль на кончике ножа.

Все операции выполняются, как в предыдущем рецепте. Тесто получается также очень нежное, пластичное, но с меньшим содержанием жира. Из него можно выпекать пироги со всевозможными начинками.
Достоинством этого теста является быстрота его приготовления — не более 10 мин. Завернув в полиэтиленовый пакет и храня в холодильнике, из этого теста затем можно очень быстро истечь пирог к вечернему чаю, особенно если использовать начинки, для приготовления которых не потребуется много времени (творог, джемы и др.).

Пресное тесто (3-й вариант)
2 стакана муки, 200 г сливочного масла, 1 стакан кефира, соль по вкусу.
Тесто приготавливается так же, как было указано выше.

Пресное тесто (4-й вариант)
3 стакана муки, 200 г сливочного масла, 2 стакана кефира, соль по вкусу.

Тесто приготавливается так же, как указано в предыдущих рецептах. Оно менее жирное и может быть рекомендовано тем, кто старается сохранить стройную фигуру. Из этого теста можно приготовить пиццу, пироги, пирожки со всевозможными начинками.

Пресное тесто рубленое (5-й вариант)
2 стакана муки, 200 г сливочного масла, 1 яйцо, соль по вкусу.

Масло с мукой рубить ножом до получения массы крупитчатой структуры, после чего добавить яйцо и немного воды, тщательно вымесить тесто и поставить в холодильник на 2 ч. Затем использовать тесто для пирогов, пирожков, коржей для тортов и пирожных, а также для пиццы.

Пресное тесто рубленое (6-й вариант)
2 стакана муки, 200 г сливочного масла, 100 г сметаны, 2 яйца, соль по вкусу.

Приготовить тесто, как указано в предыдущем рецепте.

Пресное тесто рассыпчатое (7-й вариант)
2 стакана муки, 200 г сливочного масла, 6 желтков, 1 яйцо, 1/2 стакана рома.

Масло растереть добела, добавить желтки, яйцо и ром, перемешать до получения однородной массы, всыпать муку и замесить тесто

Пресное тесто для калиток
1-й способ: 2 стакана ржаной муки, 1 стакан воды, соль на кончике ножа.

Воду можно заменить молоком, молочной сывороткой, простоквашей, кефиром и другими кисломолочными продуктами.

2-й способ: 1 стакан ржаной муки, 1 стакан пшеничной муки, 1 стакан воды или кисломолочных продуктов.

Приготовить тесто, смешать указанные в рецептуре компоненты. Пластичное, сохраняющее форму тесто можно использовать для ломанцев, калиток, колядок и пирогов-рыбников.



Для ватрушек и сладких пирогов готовится сдобное тесто, для кулебяк, пирогов и пирожков с солеными начинками — несладкое.
Жирное тесто готовят без разрыхлителей, а менее жирное — на соде. Для более полного выделения из соды углекислого газа в тесто добавить лимонную или молочную кислоту или сок от лимона. Если в тесто кладут кислые молочные продукты — сметану, кефир, простоквашу и так далее, количество кислоты следует значительно уменьшить или совсем ее не добавлять.
Для того, чтобы тесто не замаслилось и не потеряло при формовке пластичность, его следует готовить из охлажденных продуктов в прохладном помещении. Замешивание теста производить по-разному, в зависимости от количественного соотношения продуктов.
Тесто с большим количеством, жира замешивается так же, как песочное (см, далее).
При изготовлении менее жирного теста сахар с маслом взбивать 6—8 минут. Постепенно добавлять яйца, смешанные со сметаной, и продолжать взбивать еще 6—8 минут. Затем всыпать муку, перемешанную с содой, и очень быстро (за 15—20 секунд) замесить тесто.
При изготовлении теста слабой консистенции налить в посуду жидкость, в которой предварительно растворить кислоту, добавить соль, сахар, сметану и перемешать эти продукты. Всыпать половину муки и месить 3—4 минуты, затем добавить предварительно размягченное до пластического состояния масло и остальную муку, смешанную с содой.
Тесто замесить быстро, в течение 10—20 секунд.
Можно замесить тесто на столе, насыпав на него холмиком муку и сделав в ней воронку. В эту воронку налить жидкие продукты и быстро замесить тесто.



Пресный пирог с яйцом
На 1 кг пресного теста:
800 гр пшеничной муки
300 гр сметаны жирностью 20%
180 гр топленого масла
1 ч.л вез верха соли

Для начинки:

6 крупных яиц
Большой пучок зеленого лука
100 гр сливочного масла
Соль,молотый перец по вкусу
1 желток для обмазывания


1.Для теста сметану с размягченным сливочным маслом и солью тщательно разотрите деревянной ложкой до однородности.Добавьте просеянную муку и замесите тесто.Вымешивайте тесто 5-10 минут.Готовое тесто заверните в пленку и положите в холодильник на 30 минут.
2.Для начинки яйца сварите в крутую,10 минут,растрескайте скорлупу ложкой,остудите под струёй холодной воды и очистите.Мелко покрошите.
3.Зеленый лук мелко нарежте.Распустите на сковороде масло,положите лук,обжарьте на небольшом огне 10 минут.Смешайте яйца и лук,посолите,поперчите по вкусу.
4.Раскатайте тесто в овал,толщиной в 1 см,выложите на половину теста начинку.Загните тесто,закрыв начинку второй половиной.На поверхности сделайте несколько небольших отверстий для выхода пара.Смажьте верх желтком.
5.Выпекайте в разогретой до 200 гр духовке 30-40 минут.



Пирог блинчатый из пресного теста с различными начинками


Продукты:

2-2,5 стакана муки;

1 стакан кефира;

масло сливочное.


для начинки:
первый вариант начинки: лук репчатый
второй вариант: сыр и картофель
третий вариант: фарш с луком

Приготовление:
1. готовим тесто из муки, кефира и соли
2. готовое тесто раскатываем в небольшие лепешки
3. на середину каждой лепешки выкладываем начинку
4. защипываем в виде конверта
5. снова сплющиваем
6. раскатываем толщиной 5 мм
7. жарим на сковороде (без добавления масла!)

Готовим начинку:
первый вариант начинки: натираем на мелкой терке лук и кладем на середину лепешки (делаем все, так как описано выше)
второй вариант начинки:- отварить картофель, приготовить пюре
- сыр натереть на терке и соединить с картофелем
кладем наше начинку на середину лепешки (делаем все, так как описано выше)
третий вариант начинки: обжариваем фарш, добавляем лук, кладем начинку на середину лепешки (делаем все, так как описано выше)
4. каждый блин смазываем растопленным маслом.



БАННИЦА С БРЫНЗОЙ
кг муки, 480 г масла сливочного, 1,5 г кислоты лимонной, 150 г сметаны, 180 мл воды (вместо сметаны и воды можно использовать 350 мл молока).
Для фарша: 400 г брынзы, 6 яиц.
Существует несколько способов раскатки теста для банницы: раскатка вручную, раскатка подрезанного теста, раскатка с помощью скалки и так далее. Банница может быть плоской, в виде рулета или конверта.
Замесить пресное тесто (мука, вода, сметана, соль), поделить на порции и выдержать в холодном месте 15-20 минут. Затем куски теста раскатать в виде прямоугольника, положить на середину сливочное масло, завернуть в виде конверта, раскатать и поставить в холодильник на 15-20 минут. Этот процесс повторить трижды, каждый раз складывая тесто в четыре слоя и периодически охлаждая его.
Тесто для банницы можно раскатывать и таким способом. Хорошо вымешенное тесто разделить на две равные части, сформовать из них небольшие хлебцы и, слегка смазав их подсолнечным маслом, выдержать в течение 15 минут. Затем сформовать из каждого хлебца по 12-13 шариков и раскатать их в виде круглых лепешек размером с десертную тарелку. Смазать лепешки сливочным маслом, наложить одна на другую по 12 штук, выдержать в холодном месте и раскатать в два пласта. Один из раскатанных пластов уложить на смазанный жиром противень, сверху — равномерно, но не сплошным слоем приготовленный фарш и покрыть его другим раскатанным пластом теста. Затем соединить края пластов, вытянув немного нижний пласт и покрыв им верхний, сделать сверху несколько проколов, сбрызнуть банницу распущенным сливочным маслом и залить двумя взбитыми яйцами. Выпекать в средне нагретом жарочном шкафу.
Пласты для банницы можно приготовить и так. Из хорошо вымешенного теста сформовать три небольшие лепешки, смазать маслом и наложить одна на другую. Затем раскатать тонкий круглый пласт, смазать слегка маслом и подпылить мукой. После этого ножом сделать 8 радиальных надрезов так, чтобы центр остался нетронутым. Надрезанные секторы теста поднять и покрыть ими центр. Полученную лепешку снова раскатать в тонкий пласт.
Следует помнить, что для приготовления плоской банницы пласты должны быть сухими. Поэтому их следует хорошо подсушить или слегка запечь в не очень горячем жарочном шкафу. Укладывая пласты теста на смазанный маслом противень, нужно сбрызнуть каждый из них растопленным маслом, а затем уже разложить поверх каждого пласта начинку.
Для приготовления банницы в виде рулета пласты теста не подсушивают, а тотчас после раскатки сбрызгивают растопленным маслом и укладывают начинку.
На середину порции слоеного теста положить тщательно измельченную брынзу, смешанную с яйцом, завернуть в виде конверта и выпечь в жарочном шкафу при температуре 220-250 °С.



Пирог с шампиньонами из пресного теста
Вам понадобятся:

Тесто пресное (уже готовое) - 800 г
Шампиньоны - 200-250 г
Яйца - 3 шт.
Морковь (натертая на мелкой терке) - 1 шт.
Лук репчатый (мелко нарезанный) - 1 луковица
Сыр тертый - 50 г
Молоко - 3 ст.л.
Соль, перец - по вкусу
Мускатный орех - щепотка
Масло растительное - 50 г (5 ст.л.)

Способ приготовления:

Для этого пирога сначала надо испечь основу из теста. Поэтому, раскатайте тесто с учетом высоких бортиков. Смажьте форму для выпечки маслом и уложите в нее тесто, обязательно наколите его вилкой в нескольких, чтобы избежать «вздутия» теста.
Основа выпекается в течение 15 минут в разогретой до 200 градусов духовке.

Пока корж готовится, можете приступать к приготовлению начинки. Для этого надо спассировать лук и морковь, а затем добавить к ним нарезанные соломкой грибы. Обязательно поперчите и посолите овощи.

Готовую начинку выложите в запеченное тесто и залейте смесью из яиц, сыра и молока, приправленную солью и мускатным орехом.

После этого ставьте пирог запекаться в разогретую духовку до полной готовности, т.е. до того момента, как пирог покроется золотистой корочкой.



Калакукко
Необходимые продукты:

мука пшеничная - 500 г
масло сливочное - 100 г для теста и 2 ст. ложки - для смазывания
вода - 250 г
соль - 10 г
рыба - 1 кг филе
шпик копченый - 300 г
лук репчатый - 100 г
яйцо вареное - 2 шт. и сырое 1 шт.
масло растительное - 2 ст. ложки
перец черный молотый

Способ приготовления блюда:

Из муки, масла, воды и соли замесить тесто, разделить его на 2 части и выдержать в течение 10 минут.

Для фарша филе, яйца и шпик мелко нарезать, соединить с поджаренным на масле луком, посолить, поперчить.

Тесто раскатать, один пласт уложить на смазанный растительным маслом противень, сверху уложить фарш, разровнять, накрыть вторым пластом, края защипнуть. Наколоть пирог в нескольких местах вилкой, смазать яйцом и выпекать в духовке.

Готовый пирог смазать растопленным сливочным маслом, накрыть чистым полотенцем и оставить на несколько минут. Подать горячим.

Курник


Для начинки: 1 курица,4 стакана гречневой крупы, 5 яиц, 200 г сливочного масла,1/2 стакана нарезанной зелени укропа, соль.
Для смазывания: 1 яйцо.
Для приготовления теста масло растереть добела, добавить сметану и продолжать растирать до получения однородной массы, всыпать соль и муку, замесить легкое пластичное тесто, дать тесту 20 мин.
Курицу отварить в небольшом количестве воды, вынуть, отделить мясо от костей и мелко нарезать. Перед тем как запечь гречневую кашу, крупу надо растереть с сырым яйцом, высушить на доске, следя за тем, чтобы зерна не склеивались, склеенные зерна надо растереть рукой. Вскипятить 1,5 стакана подсоленной воды, добавить масло, всыпать подсохнувшую крупу, размешать 1 раз и запекать в духовке в течение 45 мин в прикрытой крышкой кастрюле.

Крупу можно залить отваром из сушеных грибов, добавив мелко нарубленные вареные грибы.

Полученную рассыпчатую гречневую кашу смешать с отваренными вкрутую рублеными яйцами и зеленью укропа.

Тесто разделить на три равные части. Из двух третей теста раскатать донышко толщиной примерно 1 см, положить на сковороду, смазанную маслом. На донышке ровным слоем разложить половину гречневой каши, на нее - мелко нарезанную курицу, сверху - вторую половину каши, посыпать нарезанным укропом, можно влить немного крепкого куриного бульона (или грибного, если каша сварена с грибами), покрыть крышкой из теста, в центре которой сделать фигурное отверстие для выхода пара при выпечке, красиво защипнуть шов, украсить цветами из теста, поверхность пирога наколоть вилкой, смазать яйцом и выпекать до готовности.



Зур Бэлиш



ингредиенты:
2 яйца,соль,сливки или сметана -30гр,100гр масла сливочного,1 стакан воды,600гр муки.
для начинки:4 средних картофелины,2 крупных луковицы,мясо- говядина или баранина 800-1000гр.,бульон(может и не понадобиться),масло сливочное 3ст.ложки.

Яица взбить слегка с солью,добавить сливки(или сметану),масло растопить,добавить туда же,затем постепенно ввести воду и муку,чтобы замесилось крутое тесто.
приготовить начинку:мясо и картофель порезать одинаковыми кубиками,лук тоже кубиками.Всё смешать,добавить соль,перец(можно красный).Тесто поделить на 2 неравные части - 3\4 и 1\4.Большую часть раскатать так,чтобы края свисали со сковороды.Из меньшей раскатать кружок диаметром меньше,чем сковорода.сковородку смазать маслом,в центр горкой выложить начинку,на начинку положить сливочное масло.Края защипать,соединить с крышкой.В центре сделать отверстие,закрыть его пробочкой из теста.смазать бэлиш маслом и поставить в духовку,разогретую до 180градус.Через полчаса достать,пробочку убрать,влить бульон,затем убрать в духовку ещё на час-час и 15-20мин.Готовность определять по начинке(через отверстие).если начинает сильно поджариваться -накрыть фольгой.



Калитки
Тесто для калиток может быть приготовлено из одной ржаной муки или из смеси ржаной и пшеничной муки в равных соотношениях (1:1) по такой рецептуре: 2 тонких, стакана муки, 1 тонкий стакан жидкости (вода, молоко, простокваша, сметана в любых соотношениях), соль на кончике ножа. В преснушки соль не добавляется. Замешанное тесто должно "отдохнуть" минут 20—30, прикрытое салфеткой, чтобы не обветрилось. Раскатать тесто в жгут, нарезать на равные кусочки, закатать шарики, раскатать из них тонкие лепешки, придать им круглую или овальную форму. Положить разнообразные начинки и по-разному защипать или загнуть края.

Начинки для калиток-преснушек

Из картофельного пюре: 7—8 картофелин, 1 яйцо, 2—3 столовые ложки сливочного масла, соль по вкусу. Картофель очистить, вымыть, отварить, тщательно растолочь, добавить масло, яйцо, соль, хорошо взбить до однородной кремообразной массы.

Из творога: 100 г свежего творога, 1 желток, 1/2 чайной ложки сахара, соль по вкусу. Творог желательно растереть с желтком, сахаром и солью до однородной массы.

Из сыра или брынзы: 150 г сыра или брынзы, 1 сырое яйцо, 1 сваренное вкрутую яйцо, зелень петрушки, укропа или сельдерея.
Натереть на крупной терке сыр или брынзу, добавить пучок мелко нарезанной зелени укропа, петрушки или сельдерея, рубленое варёное и сырое яйца, перемешать.

Из свежих грибов: 1 кг свежих грибов, 1—2 столовые ложки сливочного масла, 1 головка репчатого лука, 1/2 стакана сметаны, зелень укропа или петрушки.
Очищенные промытые белые грибы отварить, нарезать ломтиками, обжарить в масле, добавить отдельно обжаренный репчатый лук, сметану, посолить и, прикрыв крышкой, тушить примерно 20 минут. Охладить, добавить мелко нарезанную зелень укропа или петрушки.



Яблочный пирог
ИНГРЕДИЕНТЫ
4 небольших яблока
Стручок ванили
Сок одного апельсина
Полкило тростникового сахара
Желток одного яйца
Пресное слоеное тесто

Рецепт

Очистить от кожуры яблоки, нарезать их на кусочки и тушить 30 минут с ванилью, сахаром и апельсиновым соком.
Нарезать четыре кружка одинакового диаметра (примерно 15 см) из теста.
Подержать в холодильнике, затем намазать желктом и опять положить в холодильник
Размять яблоки вилкой.
Положить фруктовую массу в центр кружков, аккуратно слепить края пальцами
Запекать 20 минут при температуре в 200 C.



Луковый пирог
Понадобится:
Для теста:

Сметана - 200 гр.;
Масло или маргарин - 200 гр.;
Мука - 2 стакана;
Соль, сахар - ¼ ч.л.

Для «немецкой» начинки:
Лук репчатый - 5-6 луковиц;
Сливки 23 - 33% - 100 гр.;
Яйца - 3 шт.;
Грудинка - 50-100 гр.;
Сыр - 100 гр.;
Соль - по вкусу;
Мука - 1 ч.л.;

Для «болгарской» начинки:
Лук репчатый - 5-6 луковиц;
Сметана густая - 200 гр.;
Яйца - 3 шт.;
Брынза - 80-100 гр.;
Кедровые орехи - 2 стол. л.;
Молотая паприка - ½ ч.л.;
Мука - 1 ч.л.;
Примечание:

* Количество теста, которое получается по рецепту - для одного пирога… Он выходит высокий и красивый! Но нам нравятся «пиццеподобные» - на то-о-о-онком тесте, поэтому я делю это тесто на 2 части и стряпаю, соответственно, 2 штуки.

* Еще про тесто: начинка довольно сочная, поэтому корж — донышко пирога — практически всегда чуточку намокает. Можно предварительно испечь корж - но совсем избежать намокания не удастся, начинка все равно смочит верхние слои коржа, на 3-5 мм. На мой взгляд, правда, это совершенно не портит пирог - просто такая его особенность. Поэтому я отдельно тесто не пеку, а выкладываю начинку сразу и запекаю все вместе.

* Еще про корж: при предварительной выпечке, без начинки, бортики могут немного сползти вниз - поэтому или выкладывайте их повыше, или на тесто положите бумагу для выпекания и насыпьте сухой горох/фасоль. Это поможет коржу сохранить форму при выпечке.

1. Делаем пресное тесто. Маргарин нужен мягкий, податливый - комнатной температуры. Если забыли заранее достать - просто натрем его на терке. Добавляем к маргарину сметану, по чуть-чуть соли и сахара, сверху высыпаем просеянную

Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков, сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод и др.). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и другое. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Пироги – праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих.

Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга – пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Блюда из рыбы – основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное – блюдо, известное также у поморов, русскоустьинцев. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).

Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидор, перца и другого, аналогично традициям кавказской кухни. Уральские казаки делали вялушки из дыни так же, как и туркмены, только после вяления на солнце их томили в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры – арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и данной патоки у донских, астраханских, уральских и других казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из местных трав.

Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу (терские и кубанские казаки), парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.

Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и другие. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь – молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Казаки Забайкальского войска пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы в конце 19 – начале 20 вв. соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.

До конца 19 – начала 20 вв. для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. У казаков Донского, Уральского, Терского, Кубанского войск существовали 3-4-поколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке значительно ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов казаков с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению, например, с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.

Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыболовного промысла, совместном выпасе скота, добровольной помощи во время строительства дома и др. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конно-спортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска.

Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и другие) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 веке в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) полагалось достать монету.

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устнопоэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром».

Войсковое начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Под влиянием города в начале 19 века распространились «жестокие» романсы и литературные переделки. Из других жанров фольклора значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19).

Две седмицы Великого Поста за плечами. Говорит народная пословица: вода камень точит. Как хорошо она приложима ко времени Поста! Камень - наше застывшее сердце, через грехи, нечувствие, отвращение от нужд ближнего покрывшееся толстой коркой. А вода очистительная - в покаянии и молитве. Если не оставляем их, то мало-помалу сможем достучаться до глубин сердечных и обновиться, очиститься от скверн греха.

Изделия из пресного теста

Какие особенности имеет пресное тесто, приготовленное в пост? Мы не можем положить в него яйцо для его укрепления. Наши действия из-за этого в большей степени зависят от “характера” муки, от силы ее клейковины. Если мука хороша, и вы постарались сделать очень тугое тесто (соотношение вода:мука = 1:3 по объему, и не забудьте посолить - добавление соли тоже немного укрепляет тесто), то получите отличное тесто для вареников. Но вполне может возникнуть ситуация, когда качество муки оставляет желать лучшего, сил промесить тесто не хватает, нет мужской силы на подхвате. Тогда можно налить воды больше (1:2,5), но быть готовыми к тому, что тесто “поплывет” в процессе варки, вареники или иные изделия будут скользкими, разваливающимися. С молитвой и терпением отнеситесь к этому и со смирением (оно завсегда полезно) кушайте. В дальнейшем, при использовании той же муки, можно “побороть” слабость ее характера, изменив способ приготовления: сварить на пару (это будет уже нечто вроде мант), или обжарить в масле (как чебуреки). Для обоих этих способов тесто требуется помягче. Интересные варианты теста получаются при замене воды рассолом или иной жидкостью. Есть методики, использующие воду горячую, тесто при этом получается особого вкуса, с небольшой сладостью, и воды на такое тесто уходит больше. Тесто можно использовать непосредственно, для лапши, галушек, для гарнира или как составляющую для супа, а можно - как оболочку для начинки: жареной капусты или других овощей, картофельного пюре, грибов, лука, зелени, свежих или замороженных ягод с сахаром, вареных и перекрученных сухофруктов, фасолевого или горохового пюре и даже каши: например, пшенной или гречневой.

Лепешки

Готовим обычное пресное тесто, даем ему отлежаться минут двадцать, раскатываем в небольшие тонкие кружочки и обжариваем их с обоих сторон. Подаем на стол, где приготовлены разные начинки: фасолевый паштет, салат из свежих овощей, тушеные овощи, а, может быть, и варенье, фруктовый салат. Начинку выкладываем непосредственно на лепешки и съедаем сразу вместе с “тарелкой”.

Галушки

Пресное тесто, замешанное на воде, раскатать в корж толщиной 1 см, разрезать полосами шириной 2-3 см, отщипывая от каждой полосы небольшие кусочки, бросать в подсоленный кипяток (или овощной, грибной бульон). Тесто для галушек можно готовить и из смеси пшеничной и гречишной муки. Вареные в воде галушки отцеживают и заправляют зажаркой из лука. Вареные в бульоне галушки едят вместе с жидкостью.

Вареники с грибами

Замочить и отварить 150 г сухих грибов, мелко накрошить, добавить 2 обжаренные на масле луковицы, 2 ложки крошек с черствой булки, перец, соль, немного грибного бульона, все вымесить и слегка протушить. Тесто - обычное для вареников. Тонко раскатать, слепить маленькие вареники и варить. Подавать, облив маслом.

Постные манты с тыквой

Для приготовления мант нужна специальная посуда: пароварка или кастрюля со съемной верхней частью, куда вставляются решетки с мантами (каскан, мантоварка). Тесто: на 1 кг муки пол-литра горячей воды, соль, - хорошо вымесить, дать полежать. Фарш: нарезанная мелкими (полсантиметра) кубиками тыква, соевое мясо соразмерными кусочками в равных пропорциях с тыквой, специи: соль, красный перец, аджиномото. Тесто раскатывать тонкими кругами размером с небольшое блюдце. На середину выкладывается фарш, столовая ложка с горкой. Тесто защипывается сверху: мешочком или фигурно. Решетки смазываются растительным маслом. Выложить на них манты (не тесно, а то слипнутся), вставить в кастрюлю, где уже кипит вода и варить на пару 45 мин. Подавать с соусом: соевый соус (классический, корейский, коричневый) вполовину разбавить водой, добавить самую малость уксуса, красный перец (ощутимое количество), измельченный чеснок.

Вареники с вишнями

Сделать тесто из муки на воде, не очень крутое, раскатать на тоненький корж. Вишни очистить от косточек, посыпать сахаром. Сок, который стечет, переварить с сахаром. Лепить маленькие вареники, отварить, отцедить на дуршлаг, полить на блюде соком. Подавать холодными.

Вареники с яблоками

Для начинки возьмем 800 г яблок, 1/2 стакана сахара. Яблоки очистить от кожицы, удалить сердцевину, нарезать соломкой, пересыпать сахаром, приготовить вареники из не очень тонкого теста и сварить их. При подаче на стол вареники посыпать сахаром или полить медом.

Доброе дело тогда имеет цену, когда будет доведено до конца

(Из слова о Евлогии монахе и о нищем расслабленном)

Не сказано, братие, - претерпевший сколько-нибудь спасен будет, а сказано: “претерпевший до конца спасен будет” (Мф. 10, 22). А у нас этого-то, именно, чтобы терпеть до конца, и нет. Случается, что мы принимаемся за добрые дела с полною горячностью и одушевлением, но проходит немного времени, и мы к доброму делу, за которое взялись, становимся все холоднее и холоднее; а иногда и перед самым концом его, когда бы только оставалось получить за него венец, бросаем его и, таким образом, все ваше дело уподобляется храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее (Мф. 7, 26. 27).

Нет, не так должны поступать мы. Уж если что начал доброе, так доводи до конца, не поддаваясь искушениям; а то как раз дьявол вырвет венец уготованный тебе, и награда твоя пропала.

Один инок, по имени Евлогий, встретив на улице нищего, лишенного употребления рук и ног, сжалился над ним, и в душе дал пред Богом такое обещание: “Господи, во имя Твое, возьму сего расслабленного и буду покоить его до смерти, чтобы, ради его, спастись. Дай мне терпение, чтобы служить ему”. Затем сделал предложение расслабленному поселиться у него в доме, и, когда тот согласился, взял его к себе. Прошло пятнадцать лет. В продолжение этого времени Евлогий служил расслабленному как отцу: всячески берег его, мыл, кормил сам переносил с места на место. Позавидовал дьявол такому терпению Евлогия и, желая лишить его достойной награды, вложил в сердце расслабленного гнев и злобу на Евлогия. И вот, дотоль кроткий, убогий начал всячески хулить и поносить Евлогия и, несмотря ни на какие с его стороны увещания и мольбы, довел его, наконец, до того, что Евлогий пришел в отчаяние. Что мне делать? говорил он знакомым инокам, расслабленный меня приводит в отчаяние. Бросить ли его? Но боюсь нарушить обещание, данное пред Богом. Не бросить? Но ведь он не дает мне покоя ни днем, ни ночью. Иноки предложили ему обратиться за советом к великому Антонию, и Евлогий послушался их. Антоний ему и расслабленному сначала сделал увещание жить в мире, и в заключение обоим сказал им: “Искушение, дети, пришло вам от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. Теперь не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе друг против друга и лишить награды”. Убежденные Святым, Евлогий и расслабленный прожили после того в мире, только четырнадцать дней, и затем скончался Евлогий, а чрез три дня последовал за ним и расслабленный.

Итак, братие, будьте терпеливы. Возьмитесь за доброе дело, доводите его до конца и не ослабевайте в нем. Иначе награда пропала. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лук. 9, 62), говорит Сам Господь. Аминь. (прот. В. Гурьев, Пролог, 12 сент.)

Кухня семейских — старинная уже забытая в европейской России русская, традиционная. Блюда готовятся в русской печи, жарятся на открытом огне или томятся несколько часов.

В деревнях до сих пор по традиции ставят сразу все блюда на стол, едят с общих тарелок одной только ложкой. Из посуды используют чугунные горшки, сковороды, пекут хлеб на кирпичах.

Сибирская старообрядческая кухня с большим количеством мяса. Мясо и тушеное - баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Не ели зайчатину. Строго соблюдали посты.

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.

А щти семейские вот так готовят: как хлеб спекут, в печку горячую чугунок задвигают, в котором на плите варились мясо с капустой квашеной. Хорошее мясо на косточке обязательно должно быть. Заправку из сушеного зеленого пера лука, укропа, морковки добавляли. И вот, в горячей печке они нашревают несколько часов. В готовые щти сырой лук крошили и подавали с маленькими черными сухариками. В нашей семье так делали.(Баба Гутя)

Стыдно быть голодным

Семейским стыдно быть голодными. Если нечего поставить на стол, значит летом работали плохо, не сделали запасов. А ленивым быть — без штанов ходить.


Традиционный обеденный стол в семейской деревне Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0

Запасы у семейских по-настоящему большие. Ими они способны прокормить не только свою семью, но и в любой момент встретить гостей за «широким» столом.

Хлеб — всему голова

Их столы ломятся от разных угощений и заготовок, напитков. Главное место всегда занимает хлеб и разного рода выпечка: пироги, пирожки, лепешки, хворост, калачи и караваи.

Перед тем, как сотворить тесто, бабушка Пелагея обязательно молитву шептала, просила Боженьку благословить хлебушек. Без этого ритуала, говаривала, доброе тесто и не вызреет, и тарочки (булочки) такими мягкими да пышными не получатся. (Лилия Викторова)


Тарочки — семейские булочки Jean-Pierre Amiot , CC BY-SA 3.0

Усё свое

Исходные продукты чаще всего со своего огорода и хозяйства. Всегда в семейских деревнях можно купить молока, сметаны, творога, овощей, свинины, говядины.


Мясной рынок в Тарбагатае Елена Мясникова , CC BY-SA 3.0

Тарбагатайская картошка известна на всю Бурятию, она рассыпчатая, сладковатая на вкус и очень нежная при тепловой обработке. Ее мешками закупают жители соседних городов и Монголии. Такой эффект она приобретает благодаря песчаной почве тарбагатайских полей, в которой растет. Семена картофеля переселенцы принесли еще 250 лет назад с запада со всем остальным скарбом.

Фотогалерея






Полезная информация

Кухня семейских старообрядцев

Свои "щти"

У старообрядцев Забайкалья свой говор, "законсервированный" в Сибири старый русский язык. Современный горожанин их разговор может и не понять.

Щи они называют "щтями", булочки - "тарочками". В состав щей помимо традиционных капусты, лука и моркови входят злаковые: перловка, пшеница.

Голодными от Семейских вы вряд ли уйдете. Как они сами говорят: "В гостях либо сыт, либо голоден". А после обильного обеда "центр сыт - концы играют!"

Работает тот, кто ест

Был такой обычай в семейских селах перед началом полевых работ.

Хозяин, собирающийся нанять работников, накрывал у себя во дворе большой длинный стол с обилием блюд и закусок. Приглашали парней со всей округи бесплатно пообедать.

Хозяин наблюдал, кто, как и сколько ест. Молодой человек с крепким здоровьем и хорошим пищеварением считался здоровым, соответственно хорошим работником. Его с нанимали на весь сезон работ.

В таких обстоятельствах, известная русская поговорка "Кто не работает, тот не ест" имела иной смысл: "Кто хорошо ест, тот и хорошо работает".

Поговорки про еду

Про вилку говорили: "Дар Божий, грех колоть". В старину предпочитали есть ложкой.Да и сегодня в узком кругу односельчан на общий стол ставятся общие большие блюда и кладут ложки. Индивидуальных тарелок не ставят.

Держи ноги в тепле, живот в голоде, голову в холоде.

Из истории русской выпечки

Русские праздники – всегда были удивительным сочетанием душевного подъема с простыми застольными удовольствиями. Просто угощенье всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. Просто угощение всегда рассматривалось нашими предками как непременная часть любого торжества. И заглянув в нашу седую старину, мы порой встретим на удивление близкие нам сегодня картины.

«Охоч до праздников русский народ, и в эти две недели от Рождества вплоть до Крещения никто уже не возьмется ни за какую работу. Для большинства людей пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», — наступала пора взаимных угощений, веселья и радости.

Если с чем и согласится в этой цитате из книги 1899 года наш современник, так это насчет работы. Похоже, что многословные споры министров и депутатов, — много это или мало 10 дней новогодних праздников, — давным-давно были решены нашими предками. Традиция длительного неторопливого празднования и взаимного угощения на Рождество была на Руси незыблема.

Начиная с 1700 года благодаря указу Петра Первого (решившего ввести в России григорианский календарь) Рождество фактически слилось с празднованием Нового года. «Колядки», «колядовать» — все мы помним об этом еще древне языческом обычае. Но, конечно, на памяти современных людей колядки – это рождественские песни, это стучащиеся в дверь дети, надеющиеся получить конфеты и сладости. Впрочем, не спешите. Не все так просто. Колядки – это еще и очень простое невзыскательное кушанье, издавна выпекаемое к празднику. Сегодня оно почти забыто, но еще 200-300 лет назад его знали все. «Колядки», «калитки» или «преснушки» — род пирожков из пресного ржаного теста.

Для теста берут одну ржаную муку, или пополам с пшеничной, 2 стакана муки, 1 стакан жидкости (вода, молоко, простокваша), соль на кончике ножа. Замесить тесто и оставить на 20-30 минут «отдохнуть», прикрыв салфеткой, чтобы не обветрилось. Потом раскатать тесто в жгут, нарезать на равные части, скатать шарики и раскатать из них тонкие лепешки, придать им круглую или овальную форму. Положить начинку и защепить или загнуть края. Начинка может быть из ягод: стакан ягод (черника, земляника, малина и т. д.) 2 ст. л. сахара, а также картофеля, моркови, творога, сыра или брынзы, грибов, каши. «Колядки» выпекают при температуре 200-220 градусов. Готовые горячие пирожки смазывают растопленным маслом.

И если «колядки» и «калитки» более или менее известны, то «преснушки» — вообще для многих пустой звук. Упоминается о том, что они готовились в Ярославской губернии.

Вообще, блюда из теста – наиболее характерны для нашей исторической кулинарии. И, прежде всего, праздничной парадной. Пожалуй, ни один русский историк не останавливался столь подробно на описании нашей старинной кухни, как Николай Костомаров. В своем «Очерке домашней жизни русского народа в XVI и XVII столетиях» (1887) он дал на редкость детальные характеристики блюд нашей кулинарии, способов приготовления и обработки продуктов. О пирогах там целый раздел:

«Из кушаньев, приготовляемых из теста, занимают первое место пироги. По способу печения они были пряженые и подовые. Подовые были всегда из красного теста, пряженые иногда из квасного, иногда из пресного. Мука для них употреблялась пшеничная крупчатая или толченая, смотря по важности дня, когда они готовились; пеклись также и ржаные пироги. Вообще все русские пироги в старину имели продолговатую форму и различную величину; большие назывались пирогами, маленькие пирожками».

Слово «пряженый» незнакомо нынешнему читателю. Между тем лет 150-200 назад оно было вполне употребимым. Читаем к примеру, «Словарь Академии Российской». Так вот, «пряженый – приготовленный посредством пряжения (жарения) в масле».

Праздничные пироги – одна из лучших традиций нашей кухни. Традиций очень давних, теряющихся в веках. Особенно много выпечки приурочивалось к церковным городовым праздникам.

«Пироги пекли с разною начинкой: из яиц, капусты, рыбы, грибов рису, гороху и пр. Должно думать, что пироги с начинкой, были также кулебяки, — старинное и любимое русское кушанье, которое превосходит многих заморских выдумок по пирожной части. – Пироги сладкие, приготовлявшиеся на сахаре, с изюмом, вареньем и пряными кореньями, заменяли в то время нынешние кондитерские, и назывались левашниками. Они имели форму трубъ. – Употребляли еще пироги подовые с сахаром, мясом, яйцами, сыром, пряженые с сахаром, пряженые с сыром, пряженые кислые с сыром. – Русские весьма любили пироги, от чего произошла поговорка: не красна изба углами, а красна пирогами».

Причем, выпечка – предмет, очень связанный с областями России. Проще говоря, в каждой губернии – свои пироги. В Костромской — преженики, преженцы, для которых замешивали густую опару на дрожжах из пшеничной муки на молоке и яйцах. Их начиняли, «чинили», изюмом, рисом, рябой, яйцами и жарили в виде пирожков. Пекли пресное печенье в виде круглого кренделя – витушка, куличка, шишуля, гогуля, свертыш. И з жгутов пресного теста – печенье в виде спирали, бантов, восьмерок.

Печенье в виде птиц – жаворонки, грачи, утки, скворцы – выпекали во Владимирской губернии.

В архангельской губернии, как и повсюду, на Рождество дети ходили колядовать, за что получали шаньги и калачи. На Поморском берегу такой обход вообще назывался «шаньги славить». На Северной Двине детей угощали козулями – фигурным печеньем в виде коров, коз, других животных.

И, конечно, главный праздник для выпечки теста – масленица. Он справедливо считается одним из самых «кулинарных» во всем году. Блины, блины, блины! Пшеничные, гречневые, овсяные, пшенные, заварные, дрожжевые… Мы говорим «Масленица» — подразумеваем «блины». Эти радостные дни издавна пропитаны их вкусным запахом. Раньше, пишут в старых книжках, в воскресенье накануне сырной недели «старшие в семье женщины выходили на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и, призывая месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приготовляли ее из снега».

А уж как ели блины в старину! Вот сами почитайте. Это отрывок из книги известного русского ученого-этнографа А. В. Терещенко:

«Всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковороды; блины же не больше как чайное блюдечко, тонкие, легкие и большею частью из молока и яйцах, из одной пшеничной муки, называются оладьями. В богатых домах подают к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с ней местах пекут такие же блины, и готовят вареники. Это небольшие пирожки, похожие на сибирские пельмени, с тою разницей, что их начиняют свежим творогом, и потом на несколько минут опускают в кипяток, вынув из воды, немедленно подают к столу горячими: их едят с маслом с маслом и сметаной. Блины подают повсюду горячими; остывшие теряют свое достоинство. Есть блиноманы, которые едят только горячие, что обжигают язык и рот, но масло смягчает их обжогу. Повсеместное подбивание блинами на масле и водкой, родило поговорку: не житие, а масленица».

Кстати, если вы обратили внимание, настоящие русские блины – гречневые. Это сегодня все мы привыкли делать их из пшеничной муки, а раньше ее использовали нечасто. Что, в общем, легко объяснимо: даже белый ситний хлеб был скорее праздничным угощением.

Ну и, конечно, привычная ассоциация – «к теще на блины». Откуда она? Дело в том, что на Руси у молодых семей, которые отделились от родителей после свадьбы, действительно была такая традиция. Тещи учили дочек печь блины. Заранее припасались все необходимые принадлежности: таган, сковороды, половник и кадушка для опары. То есть должен был принести мешок гречневой муки и коровье масло. Приглашение тещи считалось за великую честь. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к возможной вражде между ним и тещей.

Впрочем, не следует считать, что блинная традиция на масленицу существовала на Руси повсеместно. Вот что отмечет та же Екатерина Авдеева (известный русский кулинар XIX века): «Не знаю, почему не вошли в употребление гречневые блины в Сибири, но только там их почти не знают, а пекут на масленице тонкие, молочные блины, аладьи, пряженики, и прежде, почти в каждом доме, кто только имел состояние, пекли хворосты, род пирожного…».

«Скажу несколько слов о любимых старинных кушаньях, которые сохранились еще и до сих пор. Одно из первых составляют гречневые блины и их отлично приготовляют в Курск, а едят с маслом, сметаною, икрою и маслинами; припечень сверху обсыпают яйцами или намазывают свежим творогом, а в пост обсыпают луком, жареным в масле, или снеткками».

Кстати говоря, это неожиданное для сегодняшнего дня наблюдение делает не только она. Конечно, блины на Руси существовали давно. Другое дело, что именно как масличное угощение они использовались далеко не всегда. Скажем больше: нет никаких письменных указаний на это до XVI века. То есть была и масленица, были и блины. Но вот об этом можно, в частности, прочесть у знаменитого русского историка Николая Костомарова (1817 — 1885):

«Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, — символом масляницы были пироги с сыром и хворосты, — вытянутое тесто с маслом. Пекли также тестяные шишки, левашники, перепечи, орешки: все эти виды подавались в масле; такие же кушанья готовились в пост с растительным маслом ».

Так что и известный всем «Домострой» (середина XVI века), и гораздо менее популярна «Роспись царским кушаньям» (1610 – 1613 года) – все это обходилось без «блинных» ассоциаций на масленицу. И тому есть простое объяснение. Дело в том, что изначально на Руси, как и во многих других странах мира, Новый год – был весенним праздником. По древней традиции, он издавна праздновался в начале марта. И в этом смысле языческая масленица (или комоедица, как она называлась тогда) просто предшествовала ему. Так на Руси продолжалось примерно до конца XV века, когда в 1492 году Великий князь Иван III, дедушка Ивана Грозного, одобрил постановление Церковного собора о переносе Нового года на 1 сентября.

Одновременно церковные власти учредили вместо языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. Даже сам термин «масленица» возникает лишь в XVI веке. Период проведения древнего славянского праздника сократился до одной недели. И она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название «сырной» или «мясопуста», предшествуя времени Великого Поста.

Таким образом, церковь, с одной стороны, «победила языческие суеверия». А с другой – сохранила народную традицию накрывать обильные столы со всевозможной снедью. Употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а также яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов. После этого масленица полностью превратилась в христианский религиозный праздник. А ее название стало соответствовать православному обычаю: мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Блины, пирожки, шаньги и ватрушки – не счесть числа всем эти названиям в русской кухне. Наша выпечка по праву завоевала совершенно отдельное место в отечественной кулинарии. И одновременно сделала эту нашу кулинарию абсолютно уникальной страницей в книге мировой гастрономии.

,