История изобретения самовара. Кто и когда придумал такую вещицу как самовар? Самые необычные самовары в истории

Сегодня московские милиционеры уточнили подробности задержания бывшей хозяйки финансовой пирамиды «Властелина» Валентины Соловьевой. Несколько дней назад ее вновь взяли под стражу.

После предыдущего срока Соловьеву выпустили условно-досрочно — она вновь, как и в начале 90-х стала торговать автомобилями за полцены. А чтобы ее не узнали, появлялась перед покупателями в парике.

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков рассказывает подробности .

«Властелины» больше нет, но есть «Российский купеческий фонд». О его президенте, Валентине Соловьевой, в 1999 году слышали многие. Её часто показывали в теленовостях. Спустя 6 лет Соловьеву узнают единицы.

Татьяна Королёва, сотрудник пресс-службы УВД Юго-Восточного округа г. Москвы: «Она меняла парики, меняла цвет волос, меняла вообще имидж, поэтому очень сложно было ее найти, как-то распознать».

Для бывшего руководителя «Властелины» и действующего президента «Купеческого фонда» это уже четвертое уголовное дело. Первый раз ее арестовывали в 1995 году. Тогда следователи говорили о 17 тысячах обманутых вкладчиков и триллионе потерянных рублей. Теперь снова арест: подозревают, что в Москве она строила новую пирамиду.

Валентина Соловьева предпочла старую проверенную схему: чтобы получить новенькую «десятку», а то и не одну, клиенту необходимо сдать сначала пять тысяч долларов, а потом привести двух приятелей, которые обязаны выложить еще по пять тысяч долларов.

В этот раз Соловьеву подвело то, что ее клиентом оказался оперативный сотрудник МУРа. Деньги он сдал, друзей привел, но машину так и не получил, и написал заявление в милицию.

В отделе по борьбе с оргпреступностью эту операцию на юго-востоке Москвы назвали «Оперативный эксперимент». Эксперимент с Соловьевой получился, но в уголовном деле пока только один потерпевший — милиционер Ёлкин.

Татьяна Королёва, сотрудник пресс-службы УВД Юго-Восточного округа г. Москвы: «Гражданин Ёлкин с двумя молодыми людьми пришли на так называемую сделку, где была гражданка Соловьева. Они передали ей еще по пять тысяч долларов. При передаче денег гражданку Соловьеву сотрудники УБОП задержали».

Сама Соловьева объясняет, что деньги милиционера Ёлкина ушли на развитие «Российского купеческого фонда», и вскоре она представит все документы.

Раскрыть все экономические схемы Валентина Соловьева хотела и во время расследования дела «Властелины». Она доказывала, что деньги вкладчиков в одном коммерческом банке, и она их обязательно заберет.

Валентина Соловьева: «Не найдены деньги-то, нет денег. Значит, пирамида у одних брала, другим отдавала. А так ли это?»

В 1999 году руководителя «Властелины» приговорили к 7 годам тюрьмы, но, выслушав приговор, она обещала не забывать о клиентах, в том числе и об Алле Пугачевой, которая доверила фирме 1 миллион 700 тысяч долларов.

Валентина Соловьева: «Алла Борисовна меня, видать, очень хорошо поняла, и до сих пор уверена в том, что, если я буду на свободе, я с ней рассчитаюсь».

Выйдя на свободу, Соловьева вернулась в бизнес. Новая компания «Интерлайн» обещала машины по цене мопеда. Её клиенты снова пришли в прокуратуру, но Соловьева доказала, что здесь она ни при чем. Все документы были оформлены на подругу Людмилу Ивановскую, которая до сих пор находится в розыске.

Еще раз создательницу «Властелины» задерживали год назад. Двум москвичам она снова обещала автомобили в полцены. Но Соловьеву и тогда отпустили — у милиционеров не хватило доказательств. Сейчас Валентина Соловьева в следственном изоляторе работает с адвокатами.

Легенда о происхождении Валентины Ивановны Соловьевой, составленная ей самой:

Появилась на свет она в кочевом таборе после романтической и роковой страсти красавицы цыганки и благородного офицера, впоследствии ставшего генералом и эмигрировавшим в США. В таборе не одобрили их любви и с позором выгнали свою красавицу с новорожденной дочерью. Цыганка оказалась бессердечной матерью, она бросила малышку на произвол судьбы и подалась в далекие края искать свое счастье. Маленькую девочку подобрала сердобольная русская женщина, которая вырастила сиротку как родную дочь. Когда Валя подросла, то ощутила в себе призвание к большим делам. Благодаря цыганской крови у нее проявился артистический талант – она закончила студию при театре “Ромэн”. А от папы ей достался пытливый и острый ум. Валя закончила курсы при прокуратуре РСФСР и школу американского бизнеса.

На самом же деле Валя Соловьева родилась в грязном бараке на Сахалине в 1951 году. Появилась она на свет в результате случайной связи замотанной тяжелой работой матери и молоденького солдатика.

К учебе девушку особенно не тянуло. Не закончив и 9-го класса, она плюнула на школу и махнула в Ивантеевку. Там она и трудилась долгое время кассиршей в парикмахерской, но в 40 лет с Валентиной произошло удивительное превращение. Она сменила фамилию на Соловьеву и из кассирши превратилась в директора ИЧП «Дозатор» в Люберцах. Через год она с мужем переехала в Подольск и заключила с руководством местного электромеханического завода договор о посредничестве при продаже конверсионной продукции предприятия – холодильников и стиральных машин. Взяв в компанию нескольких руководителей завода, Соловьева зарегистрировала ИЧП «Властелина», офис которого разместился в здании бывшего профкома предприятия.

С этого же завода Валентина начала и строительство своей финансовой пирамиды: в 1994г. она предложила работникам предприятия сдать во «Властелину» по 3 900 тыс. рублей, чтобы через неделю получить автомашину «Москвич» стоимостью 8 млн. Вскоре первые счастливчики стали колесить на новеньких «Москвичах» за полцены, тем самым делая отличную рекламу Соловьевой. Весть о волшебнице из Подольска быстро дошла до Москвы, а потом распространилась по всей России. И хотя срок получения автомашины все удлинялся, теперь он составлял не неделю а месяц, потом три, а затем полгода, вкладчиков это не останавливало. Чтобы сдать деньги, во «Властилине» выстраивались очереди.

Соловьева расширяла свою деятельность. Вскоре она предлагала не только автомашины за полцены, но и квартиры, и даже коттеджи. Приток средств в «Властилину» стал столь велик, что Соловьева начала его фильтровать, освобождая себя от возни с мелкими вкладчиками, заморочками с квартирами и машинами. К концу строительства своей пирамиды она перешла на обычный сбор денег под обещания высоких депозитов, но установила минимальный вклад сначала в сумме 50 млн., а потом 100 млн. рублей.

Деньги в руки Соловьевой текли рекой не только со всех концов необъятной России, но и с Украины, Белоруссии, Казахстана. В день поступало до 70 миллиардов рублей. Вечером в кабинете Валентины громоздились большие коробки с деньгами, составленные в три ряда.

На имидж успешной деятельности «Властилины» влияла общественная деятельность Соловьевой. В лучших традициях дореволюционных меценатов она поддерживала культуру, образование и церковь. В Подольске она устраивала выступления Н. Бабкиной, А. Пугачевой, Ф. Киркорова, Е. Петросяна, И. Кобзона и многих других знаменитых артистов. Оказала большую помощь историческому музею и подольским школам. А церкви Святой Троицы Соловьева купила колокола. Народ млел от такой доброты "тети Вали", и нес ей еще денег.

Первые признаки того, что пирамида начинает качаться, проявились осенью 1994 г. Тем, кто пришел за получением машин, квартир и денег с процентами, было предложено продлить срок еще на полгода с отсрочкой еще раз удвоенной выплаты.

Дальнейшее развитие событий продемонстрировало слабость государственной машины и идиотизм в обществе, характерные для того времени. Первыми на «Властилину» наехали сотрудники Московского управления по борьбе с организованной преступностью. И даже если парни всего лишь хотели получить свои личные деньги, силовой отпор охранников фирмы представлял собой сопротивление представителям власти. В газетах УБОПовцев обвинили в развязывании драки и щедро полили грязью, а Соловьева продолжала спокойно собирать деньги с доверчивых вкладчиков. Только выплаты по вкладам прекратились вообще.

Через некоторое время за «Властилину» взялись комплексно. МВД установило за Соловьевой наружное наблюдение, а налоговая инспекция и полиция заглянули в ее бухгалтерские документы. Выяснилось, что никакой инвестиционно-финансовой деятельности «Властилина» не ведет и что это финансовая пирамида в чистом виде. Прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Соловьевой и она тут же с мужем и детьми перешла на нелегальное положение.

Искали ее семь месяцев и, наконец, взяли у Белорусского вокзала. Билась за свою свободу Валентина отчаянно. Даже предложила следователям триллион рублей залога в обмен на освобождении из под стражи. Те согласились. И предложили со своей стороны перевести триллион на счет Ассоциации пострадавших вкладчиков, после чего обещали изменить меру пресечения. Однако Соловьева, как обычно врала, никакого триллиона у нее и в помине не было.

Вообще, говорят, что следователи изрядно намучились работать с Валей. Она постоянно лгала, припутывала к своим махинациям разных известных и высокопоставленных людей и писала жалобы на «следаков», якобы те ее бьют и пьют водку во время допросов. Но все же свою работу следователи сделали хорошо. Проверили около 22 тысяч заявлений индивидуальных и коллективных вкладчиков из 72 регионов России, которые подарили «Властелине» 604 764 686 000 рублей. Следствие убедительно доказало, что Соловьева умела лишь брать и тратить деньги, запускать их в оборот она не умела и не хотела. Удалось разыскать средства и имущество «Властелины» на 30 млрд. рублей (банковские счета, квартиры, 2 строящихся коттеджных поселка).

В 1999 г. суд приговорил Соловьеву к 7 годам лишения свободы. Наказание она отбывала в колонии № 5, где исправлялась трудом в качестве швеи-мотористки. Строчила Валентина камуфлированное обмундирование, а в свободное время вела библиотечный кружок. За хорошее поведение отпустили ее на свободу на 2 года раньше срока.

На воле Валентина Соловьева предпочла освоенной в зоне профессии швеи-мотористки свое прежнее занятие – пирамидостроительницы. И опять занялась продажей автомашин за полцены с отсрочкой на месяц. Сначала работала под вывеской ЗАО «Интерлайн». Когда число обманутых достигло 4 тысяч человек, правоохранительные органы прикрыли эту контору.

Однако Соловьева не угомонилась, начала строить новую пирамиду уже под вывеской общероссийского общественного «Купеческого фонда», президентом которого себя назначила. В конце концов, эти строительные работы правоохранительным органам надоели и они опять привлекли ее к уголовной ответственности.

1 октябре 2005 года Валентина Соловьева была вновь арестована. Но в ходе следствия она всю вину валила на пропавшую директрису «Интерлайна» Людмилу Ивановскую. Тем не менее, суд Соловьевой не очень поверил и летом 2006 года отправил ее на 4 года в места не столь отдаленные, но тем не менее грустные.

В пору своего расцвета Валя Соловьева любила барским жестом дать денег на сирых и убогих. А вот маме своей родной не послала ни копейки. Пуще того, устыдилась ее простоты и бедности и выдумала себе новую мать – романтическую цыганку-негодяйку.

Самовар, как символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Немного истории.

Самовар имеет длинную и весьма занимательная история. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество. и угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...».

Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...».

Что такое самовар? В Словаре русского языка (М.,1981г.,т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г.,т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины -
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.

Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почете, ее жители варили брагу, сбитень. Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих.
Например, в качестве заварки использовался соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д.
Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Внедрение и распространение чая в России происходило на подготовленной почве, и основная особенность, причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

ВЫПЕЙ ЧАЙКУ - ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ.

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.

Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

САМОВАР КИПИТ - УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ.

Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя". Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

ЧАЙ ПИТЬ -- НЕ ДРОВА РУБИТЬ.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(А. Пушкин)

Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства.

Что такое самовар? В Словаре русского языка (М.,1981г., т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".

Его устройство просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой.

От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления самовара и которыми люди пользуются сейчас, самовар отличается в первую очередь тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии.

Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность.

Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, Их расход минимален.

Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран расположен на некотором расстоянии от дна самовара, что позволяет не попадать взвеси в чашки.

Такие элементы, как кран (ветка), ручка для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и припаиваются к сосуду. Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно.

Пользоваться самоваром может даже ребенок - наливается вода, закладывается топливо и в трубу опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.

ЧАЙ ПЬЕШЬ - ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.

Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему.

ЗА ЧАЕМ - НЕ СКУЧАЕМ.

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
(Н. Заболоцкий)

Как же пили чай наши прадедушки и прабабушки?

Известно, что чай впервые был завезен в Европу голландцами в 1610 году, в Англию он попал в 1644 года, а в России употреблялся с середины XVIII века, первоначально как лекарство.

Завтрак русского помещика XIX в. - это как бы соединение принятых во Франции того времени первого и второго завтраков. "Напившись, чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп - всякому найдут что-нибудь по вкусу" (Гончаров И.А. "Фрегат "Паллада").

К чаю подавали сахар-рафинад (песок покупали только для кухни - от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие", булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Иногда брали бриоши (французскую сдобную хрустящую булочку в форме рогалика) и Ревельский хлеб (пеклеванный хлеб с тмином). На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайник, ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу - "хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка, для накладывания чаю" (Е.Авдеева "Полная хозяйственная книга").

ОТ ЧАЯ ПЬЯН НЕ БУДЕШЬ.

О том, какой чай пили в России этого времени, подробно рассказывает И.А.Гончаров: "Мы называем хорошими нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называются… пекое (Pekoe flower). Англичане хорошим чаем, да просто чаем (у них он один), называют особый сорт грубого черного или смесь его с зеленым, смесь очень наркотическую. От чая требуют того же, чего от индийских сой и перцев, то есть чего-то вроде яда" ("Фрегат "Паллада"). Под цветочным чаем, разумеется, понимается не чай из цветов (Гончаров китайскую манеру класть в черный чай жасминные, а в желтый розовые лепестки называет "следствием пресыщенности"), а именно сорт чая, приготовленный из верхушечной почки растения - с особенно тонким и изысканным ароматом.

Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Конечно, чудаки и оригиналы в России пили чай с гвоздикой на японский манер, и по-китайски с цветами, и зеленый чай, как пьют настоящие американцы. Однако, пить русский чай означало пить чай заваренный (англичане, как замечает Гончаров, "варят его по своему обыкновению, как капусту") и с сахаром - для иностранца русский чай "какой-то приторный напиток".

Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время именно Китай, где чай был известен с доисторических времен, основной поставщик чая, в Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. "Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают", - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора".


ГДЕ ЕСТЬ ЧАЙ - ТАМ ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

Самовар является чисто русским изобретением и, в противоположность большинству изобретений, имеющим своего автора, нельзя указать, кто именно придумал самовар. Надо полагать, что самовар является результатом творчества многих лиц. С несомненностью можно установить, что первые самовары появились в Туле, здесь же из рода в год развивалось самоварное производство, а потому Тула с полным правом может считаться колыбелью этого производства. Еще в конце 18 столетия в Туле, на Штыковой улице, слесарь Лисицын открыл небольшую самоварную мастерскую, которая была

Первой в Туле и положила начало производству тульских самоваров фабричным путем. Подражателей Лисицыну нашлось много и к 1808 году в Туле имелось уже 8 самоварных фабрик, а в 1850 году их было уже 28 с шестьюстами рабочих и годовым выпуском самоваров в 120000 штук. Самыми значительными из них были фабрики: Федуркина, Ломова, бр. Баташевых, Рудакова и много других. Ежегодный оборот всех фабрик был около 2500000 рублей.

Появился самовар не сразу...

Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII века, а вот когда родился первый из них, неизвестно.

Сбитенник XVIII века можно увидеть в зале музея "Тульские самовары". Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, прянностей и трав.

Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.

Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников.

Некоторые фабриканты изготовляли самовары-кофейники, которые внешне мало чем отличались от чайного самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания кофе. Самовары-кофейники встречаются редко: этот напиток был доступен только знати.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Многие считают, что самовар - истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.

Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.

Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»

История русского самовара не слишком длинна - около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар - неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары - самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...