История чая в России. Как появился чай на Руси? Кто завез чай в Россию

Итак, как же появился чай на Руси? И как сформировалась особая традиция русского чаепития, уникальная во всем мире?

Появление чая на Руси - особенное явление для всей русской истории.

А знаете ли вы, что на Руси чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии?

В правление Ивана Грозного, в 1567 году, казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывав в Китайской Империи, слагали небывалые похвалы вкусному местному напитку китайцев, называя его "китайской травой".

В западной же Руси чай впервые отведали в 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Федоровичу, первому из Романовых, несколько сундуков чая. Но это скромное начало чайной истории на Руси вскоре забылось.

В далеком 1638 году монгольский хан Алтан Кучкун принимал в гостях русского посла, бояринова сына Василия Старкова, который прибыл к нему из Москвы с дорогими подарками. По душе монгольскому правителю пришлись дорогие соболя, золото, сукно и дикий мед. И в долгу он не остался - московскому царю отправил в подарок богатый караван, который вез ответные дары.

Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями - четыре пуда чая, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Посол Старков отказывался брать неизвестную ему сушеную траву, боясь гнева государева. Просил заменить ее мехами или драгоценными камнями, но хан настоял на своем. Дипломатические соображения пересилили, и московские послы были принуждены везти этот "негодный товар" в подарок царю.

В Москве царь Михаил Федорович повелел боярам испробовать заморской травы, присланной Алтын-ханом в подарок. Бояре собрались на совет и спустя три часа пришли к государю с докладом: "Пробовали всяко - трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая." Думал даже царь на хана обидеться - мыслимо ли дело: он хану в дар соболей дорогих отсылал, а тот в ответ горькую траву пожаловал.

К счастью, расспросил царь у посланника своего, что хан с травою делал. "Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде" - отчитался посол Старков перед государем.

Тогда царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, поминал ханский подарок только добрыми словами. А все сидевшие за столом бояре были очарованы ароматным бодрящим напитком.

Однако скоро присланные Алтын-ханом четыре пуда чая закончились, и вкус чая в Москве стали забывать.

Вспомнили о чае как о целебном напитке только в 1665 году, когда царь, уже Алексей Михайлович, вдруг занемог желудком. Незадолго до того русский посол Иван Перфильев вновь привез из Китая чай.

Прежде чем напоить царя, придворный лекарь Самойло Каллинс с дрожью в коленях сам отведал того зелья. Наконец Каллинс дал заключение, гласившее, что "питие это доброе" и царю давать можно. Царю полегчало, и чайный напиток произвел на него впечатление.

Слух об "изрядном лекарстве", спасшем царскую особу, быстро распространился, и чай стал использоваться как целебный напиток. Было замечено, что он "освежает и очищает кровь", снимает похмелье, а также "отвращает от сна" во время долгих церковных служб и от утомительного сидения в Думе боярской.

И уже когда монгольский хан приехал на праздничную церемонию в Москву, чай занял почетное место на русском столе и получил достойную оценку. С той поры чай стал входить в моду.

В 1679 году был заключен первый договор с Китаем о поставках в Россию "сушеной китайской травы". Регулярная караванная торговля чаем между странами началась с 1689 года.

Путь чая из Китая в Россию был назван "Великим чайным путем" - это часть Сибирского тракта - старинного сухопутного транспортного пути из Китая до западной России. Путешествие было не из легких: около 11 000 верст занимали 16 месяцев пути.

Высушенные чайные листья доставлялись из Северных провинций Китая, где их называли "ча-э". Отсюда пошло русское название напитка - чай. В Европу же чай попал морским путем из Южного Китая, где его название произносилось иначе - "те-е", поэтому в большинстве европейских языков так оно и звучит.

Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. И долгие годы именно "чай из каравана" ценился выше, чем привезенный по морю, потому как перевозка чая в сырых и затхлых трюмах кораблей не позволяла сохранить его качество.

В Китае русских купцов особенно ценили. Поэтому Руси предлагались только самые высококачественные сорта, и даже императорские, эксклюзивные, хотя стоили они бешеных денег - примерно в десять раз дороже европейских. Самые элитарные чайные сорта доставлялись на территорию Руси, минуя западных соседей.

Наши далекие предки высоко ценили чай зеленый, желтый и белый, близкие по характеристикам. И не только как заморскую диковинку или бодрящее зелье. Из стародавних записей следует, что его использовали при лечении головокружений, отеков, лихорадки, малокровия, а знатные красавицы этим чаем умывались.

Чай на Руси в народе

Простолюдины же по-прежнему пили сбитень, квас, питный мед, заваривали липовый цвет, травяные отвары и иван-чай. А чай оставался привилегией высшего аристократического общества. Известно, что в XVII веке чай в России пили лишь знатные бояре, в XVIII - дворяне и купцы. Производился бартерный обмен на меха.

"Караванный путь" оставался единственным для чайных поставок вплоть до открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали.

И только в XIX веке чай смогли пить все жители Руси, когда появился менее ценный напиток из Индии и с Цейлона, потом совсем дешевые грузинский и краснодарский. Понятное дело, бедным сословиям и чай доставался гораздо худшего качества, нежели богачам.

Спустя десять лет почти каждый житель Московии пил чай ежедневно, или, по крайней мере, довольно-таки часто. В Москве же можно было приобрести практически дюжину разных сортов.

К середине XIX века чай получил распространение по всей Российской Империи и, перевозимый от рынка к рынку, достиг даже самых отдаленных ее деревушек и стал русским национальным напитком.

К концу XIX в. Россия, как и Англия, окончательно становится чайным государством. При всем ее политическом отличии от Англии и при обоюдно враждебном настроении обеих стран в сфере восточной политики они сливаются в общей трогательной симпатии к чаю. По этому поводу один русский дипломат заметил: "Чем объяснить эти желудочные симпатии двух политических недругов? Я не решаюсь судить, но замечу, что в явлении этом есть сторона утешительная".

Русское чаепитие

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

Какое же оно настоящее русское чаепитие?

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.

Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.

Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.

Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.

Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.

В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "англицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.

Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.

Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".

Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.

А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.

Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Русский самовар

Чуть позднее было налажено производство специальных чайников для заварки, а через столетие после ввоза чая появился и первый на Руси самовар.

Само слово "самовар" не имеет аналогов в других языках, оно заимствовано из русского языка.

Кипяток, заваренный в нем, действительно получался вкуснее, а заваренный на его "верхушке" чай лучше распаривался.

"В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; - пишет Островский, - Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины..."

Подавали чай на стол парами. Такая пара состояла из небольшого чайника с заваркой, который устанавливали на самовар. Такой способ подачи чая - чисто русское изобретение.

Самовар становится непременным атрибутом каждого русского дома и главным участником русского чайного застолья. Никакое русское застолье не проходит без самовара и крепкого ароматного чая.

Из самоваров чай разливался в блюдца или чашки. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Для дворянской культуры чаепития было характерно употребление чая на английский манер, создавая целое красивое представление с умными беседами и обменом любезностями.

Чаевые на Руси

Распространение чаепития в России сопровождалось очень характерным явлением, какого в других странах не замечалось. По всей Руси великой вошло в обычай просить при каждом удобном случае "на чай, на чаек", и лишь немного оставалось местностей, где еще по старинному просили "на водку".

Выражение "на водку" заменилось более деликатной просьбой "на чай", и сложилась поговорка "ныне и пьяница не просит на водку, а все на чай". Термин "дать на чай" стал общим для всей России.

Впрочем, А. фон Гакстгаузен, путешествовавший по России в 1840-х гг., писал по этому поводу следующее: "Петербуржец, уже захваченный европейской культурой, шепотом просит на чай, москвич же честно просит на водку".

Чай для русского человека

Конец 19 столетия оставил свой след в истории распространения чая появлением первой в России фальсификации чая. Его изготавливали купцы, а потребителями были, в основном, беднейшие сословия, которые не могли правильно оценить качество и вкус чая и довольствовались тем, что было.

Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному. Его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России - нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.

Все достоинства чая и сами чаепития делали жизнь русского человека более сносной, настроение - более оптимистичным, помогали и без того терпеливому русскому народу легче переносить разные житейские испытания и невзгоды.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

А. Блок

Употребление китайского чая сегодня является самой настоящей традицией буквально во всём мире. Однако в Европе и России о чае узнали только в XVI-XVII веке. Изначально его употребляли как лечебное средство, однако вскоре его стали пить как обычный напиток. Несмотря на отсутствие собственного производства и дороговизну этого продукта, он так полюбился жителям нашей страны и других стран мира, что вскоре стал таким же национальным напитком, как в Китае и Японии. При этом многие уже успели забыть, что же пили наши предки до XVI-XVII века, когда о чае ровным счётом не знали абсолютно ничего.

Вы ошибаетесь, если думаете, что древние и средневековые славяне пили только воду из колодца или компот из ягод. На Руси был свой собственный чай, который был не только вкусным, но и очень полезным. Сложно сказать, какой чай — древнерусский или китайский является более полезным, так как китайски чай, который можно приобрести на https://zakazat-chay.ru , также обладает полезными свойствами, как например, бактерицидным действием, нормализует пищеварение, нормализует артериальное давление, способствует расширению сосудов, обладает лёгким мочегонным действием, стимулирует работу почек, оказывает благотворное воздействие на обмен веществ и так далее. И всё же, древние рецепты чая у славян были не менее вкусными и не менее полезными для организма. Почему китайский чай заменил древнерусские рецепты чая из трав? Скорее всего, из-за своего экзотического и необычного вкуса.

Напитки, которые можно назвать русским чаем, готовились из разных трав. Чай готовился из цветов и плодов боярышника, листьев брусники, цветов гречихи, цветов и листьев липы, листьев и плодов облепихи, листьев и молодых побегов чёрной смородины, листьев шиповника, листьев земляники, малины и черники и так далее. Однако самым известным напитком был Иван-Чай.

Иван-чай узколистный или Кипрей-узколистный — растение, которое наверняка видели все. Сегодня иван-чай считается обычным сорняком или диким растением, которое цветёт красивыми розовыми цветами. Другие названия этого растения — Богородицына трава, Верба трава, Кипрейник, Копорка, Копорский чай, Курильский чай, Плакун, Дикий лён, Пуховник, Скрыпей, Дикая фиалка, Хлебница, Яровник, Бурьян, Полевые васильки, Петушковы яблоки, Пырей, Сорочьи глаза и так далее. Кипрей известен своим пухом, который образуется в стручках этого растения. Этим пухом набивают подушки, а в древние времена из него даже делали пряжу.

Ещё несколько столетий назад иван-чай использовался в качестве приготовления вкусного напитка. Данный напиток до начала XX века пользовался большой популярностью у всех слоёв общества и даже экспортировался в Европу. После распространения китайского чая, иван-чай незаслуженно забыли, и сегодня разве только опытный или человек, увлекающийся историей Древней Руси и России, может знать, что растение, которое растёт буквально всюду, некогда было одним из самых востребованных как в глухих деревнях, так и в больших городах. Иван-чай называли копорским чаем, копоркой или просто — русским чаем. Стоит отметить, что название «копорский» данный чай получил от местности Копорья в Петербургской губернии, где было налажено настоящее производство традиционно-русского чая для продажи на территории России, а также для экспорта в Европу.

В качестве напитка использовали листья растения, заваривая их после ферментирования и сушки. Исследования показали,что иван-чай обладает сильными противовоспалительными и обволакивающими, болеутоляющими и жаропонижающими свойствами, снимает нервное напряжение и стресс, очищает кровь, повышает иммунитет и даже снимает пищевые отравления, в том числе и алкогольные, то есть помогает отрезветь или снять похмелье. В народной медицине его использовали при отите, ангине, язве желудка, мигрени, золотухе, желудочных заболеваниях, от бессонницы, алкогольных психозов, малокровии, а также как мягчительное и потогонное при простуде.

Как приготовить иван-чай в домашних условиях

Иван-чай сегодня можно купить в аптеке и заварить согласно инструкции, но если вы хотите лично собрать урожай иван-чая и приготовить его по настоящим древнерусским рецептам, то дальше вы узнаете как это сделать правильно.

1. Идём собирать иван-чай или кипрей. Собираем листья и цветки. Предпочтение отдаём только самым крепким, зелёным, сочным листьям, без повреждений. Не нужно вырывать растения полностью. Обычно это растение растёт большими группами, так что можно срывать по несколько листьев и цветков с каждого, чтобы не причинить растениям вреда.

2. Дома листья тщательно моем и чуть подсушиваем в тёплом месте (не на солнце). Чтобы подсушить, листья нужно рассыпать небольшим слоем (не толще 5 см.) на день или сутки, пока они не станут вялыми. Периодически перемешивайте листья, чтобы сверху и по бокам они не высохли.

3. Скручиваем листья. Берём листья и скручиваем их между ладоней в колбаски. Скручивать нужно до тех пор, пока они не потемнеют от выступившего сока. Если колбаски получились длинные, их можно порезать.

4. Полученные колбаски из листьев складываем в эмалированную кастрюлю и накрываем влажной марлей, или туго заворачиваем в льняное влажное полотенце. После этого ставим в тёплое место на 6-12 часов. Обычно окончание процесса ферментации листьев можно определить по запаху. Кипрей изменяет свой запах с травянистого, на цветочно-фруктовый. Нельзя сушить при очень жаркой температуре и крайне нежелательно передерживать, иначе иван-чай потеряет свой вкус.

5. После этого листья режут, раскладывают на противнях или ситах и сушат при температуре 100 градусов около часа. Хорошо просушенный чай имеет чёрный цвет и при сдавливании ломается, но не рассыпается в труху. Сушку можно проводить в печке, духовке или даже на сковороде. Сушку можно проводить и на солнце, но тогда получится зелёный чай.

6. Хранить такой чай лучше в плотной упаковке, например, стеклянной банке с пластмассовой крышкой. Считается, что чем больше хранится иван-чай, тем сильнее становятся его вкусовые качества.

Чай является традиционным напитком в России, причем стал он таковым уже довольно давно. Однако каждый человек должен понимать, что чай был в нашей стране далеко не всегда. Еще пару сотен лет назад о таком напитке еще никто не слышал. Поэтому вам, вероятнее всего, будет интересно узнать о том, как чай появился в России. Ну и, конечно же, вам стоит узнать, что пили на Руси до появления чая. Территория современной России всегда была довольно холодной), поэтому необходимость в согревающих напитках была всегда. Как же предки спасались от холода? У них был свой набор напитков, о которых сейчас и пойдет речь. Вы узнаете, что пили на Руси до появления чая, а также, естественно, когда именно сюда пришел чай, как развивалась его культура и когда он стал самым распространенным напитком.

Медовуха

Если говорить о том, что пили на Руси до появления чая, то в первую очередь, естественно, стоит упомянуть медовуху. Вообще, в те далекие времена мед был дешевле сахара, поэтому очень многое готовилось с использование данного продукта, и нет ничего удивительного в том, что медовуха обрела такую популярность. Изначально она готовилась посредством чистой ферментации меда в бочке с ягодным соком. К сожалению, такой процесс длился невероятно долго, напитка можно было дожидаться вплоть до двадцати лет. Однако все изменилось, когда появились дрожжи, так как они значительно ускорили процесс приготовления медовухи, которую теперь можно было сделать всего за два месяца. Но это не единственное, что пили на Руси до появления чая.

Сбитень

Вы уже знаете, что мед был самым популярным продуктом на Руси в давние времена, поэтому не удивитесь тому, что очередной напиток, который служил заменой чая, пока тот еще не пришел на территорию современной России, также делался из меда. Только на этот раз процесс приготовления не включал в себя ферментацию, рецепт был совершенно другим. Многие называют сегодня сбитень русским аналогом глинтвейна, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что при приготовлении этого напитка использовалась вода, которая кипятилась с различными приправами, такими как имбирь, перец, гвоздика, мускатный орех и так далее. Потом к этому навару добавлялся мед и активно перемешивался, пока получившаяся смесь снова не доходила до кипения. Тогда «перевар» считался готовым, и его подавали к столу. Стоит отметить, что существует он уже, возможно, более тысячи лет. Первое официальное упоминание этого напитка в летописях приходится на 1128 год. Как видите, предшественники чая прекрасно справлялись со своими обязанностями не один год.

Квас

Естественно, нельзя не упомянуть еще один напиток, который пользовался на Руси огромной популярностью и, между прочим, пользуется очень популярен и сегодня. Речь идет о квасе, который известен абсолютно всем. Когда приходит лето, этот напиток можно обнаружить повсеместно, и ни для кого не является секретом процесс его приготовления. Квас является продуктом брожения, в основе которого чаще всего лежит хлеб. Казалось бы, нечто подобное никаким образом не может быть вкусным, однако многие столетия практики показали, что этот напиток является любимым у многих жителей России (а ранее - и Руси).

Русь без чая

Что ж, теперь вы знаете, какие напитки были популярными на Руси до того момента, как там появился чай. Но когда же это было? Оказывается, внушительное количество времени на территории современной России о чае никто даже не слышал. Русь представляла собой государство без чая вплоть до середины семнадцатого века. Да, ваши дальние предки не знали, что такое чай, напиток, без которого сложно себе представить современную жизнь.

Что ж, теперь вы знаете ответ на вопрос о том, в каком веке на Руси появился чай. Однако его история является настолько интересной, что вам определенно не стоит ограничиваться просто одной цифрой. Читайте дальше, чтобы узнать, откуда на Руси появился чай, какие преграды были на пути его распространения и когда же он занял свою важную и незаменимую позицию в жизни русских людей.

Когда впервые появился чай?

История чая на Руси очень интересна. Конечно, некое подобие чаев люди пытались заваривать еще и ранее, когда готовили целебные зелья из различных трав. Однако аналогии между современным напитком и теми заварками не существовало, так что нельзя рассматривать их как предков чая на Руси. Когда же и при каких обстоятельствах чай пришел туда, где сейчас является одним из ключевых напитков? Случилось это, как уже было сказано выше, в семнадцатом веке. Если же говорить точнее, годом появления этого напитка на Руси принято считать 1638-й. Именно тогда царь Михаил Федорович получил от одного из монгольских ханов в обмен на соболиные шкуры странную траву, происхождение и использование которой не было никому понятно.

Время экспериментов

Итак, теперь вы знаете, когда появился первый чай на Руси, однако с этим связана одна невероятная история. Дело в том, что полученная трава была неизвестна ни самому царю, ни его боярам. Бояре получили от царя указ: узнать, что же это такое, причем на практике. Естественно, бояре бросились исполнять указания своего царя, однако столкнулись с непреодолимым препятствием. Они пытались жевать, нюхать и вытворять множество других вещей с листьями, полученными от хана, но результата это не дало. На вкус они были все такими же неприятными и горькими. Конечно же, царь обиделся на хана и хотел уже начать выяснять отношения, так как считал подобный дар в обмен на соболя полноценным оскорблением, но вовремя додумался, что стоит посоветоваться с послом, который ему и привез этот дар. Вот посол как раз и пролил свет на загадку, сказав, что сам хан варил эти листья, а затем пил получившийся отвар. Попробовав такой метод, царь пришел к выводу, что дар является действительно стоящим, поэтому не стал ссориться с ханом. А чай начал свой путь к вершине успеха на Руси.

Период малого предложения

Конечно, спрос на чай был очень высоким, однако предложение совсем не соответствовало спросу. Дело в том, что листья очень долгое время завозили из дальних стран, поэтому цена на них была очень высока. Почти до самого конца восемнадцатого века этот напиток могли себе позволить только самые состоятельные жители. Чаепитие было праздничной традицией, на него приглашали знатных гостей.

Первый русский чай

Когда же произошел перелом? Случилось это в начале девятнадцатого века, когда русским ученым удалось вырастить свой собственный чай в теплом климате Крымского полуострова, в местном ботаническом саду. Это был настоящий прорыв, который и позволил чаю стать не просто напитком для знати. С того момента популярность чая начала расти, его могли позволить себе все более широкие слои жителей, ну а на сегодняшний день, как вы уже знаете, доступ к этому ароматному напитку имеет каждый человек.

На Руси было очень много напитков, которые употребляли до появления всем известного чая. Прадеды очень любили настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и из коры деревьев. Для красивого цвета в такие отвары добавляли сушеные плоды моркови и свеклы, которые предварительно обжаривали. Из кисломолочных продуктов употребляли простоквашу, сыворотку.

Но истинно русскими напитками всегда были:
- сбитень,
- взварец,
- медовуха,
- квас,
- сыть или сыто.

Сбитень представляет собой горячее питье, которое получалось после настаивания меда на воде. Растворенный в воде мед с добавлением пряностей варили в течение получаса. Пили этот напиток и , и холодным.

В Россию чай впервые привез в 1638 году русский боярин и посол Василий Старков в дар от монгольского правителя. Был это не привычный сегодняшний напиток, а знаменитый Алтын-Хаан: чай с молоком и салом.

Взварец и медовуха

Взварец представлял собой густой (похожий на кисель) отвар - отсюда и название. Чаще всего для приготовления использовали ягоды малины и клювы. Процесс приготовления был , один горшочек могли томить в печи до суток, после чего процеживали и оставляли на ночь отстояться.

Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. К сказать, сахар Русь не так давно - пару веков назад, а потому во все напитки до 18 века добавляли мед. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, после его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток, в это время процесс брожения.

Медовуха считалась готовой лишь тогда, когда пузыри воздуха прекращали гулять по жидкости. Напиток переливали в бутыли и хранили в подполе. Стоит отметить, что медовуха считается слабоалкогольным напитком, ее подавали на праздники, возили мужикам в поле во время покоса.

Квас

Впервые на Руси квас стали изготавливать и употреблять в качестве пития в 996 году. Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Любой из этих компонентов заливали теплой водой с добавлением меда. Напиток настаивали в течение нескольких суток.

Благодаря Домострою сегодня известно более 500 видов кваса, которые готовили на Руси. Вопреки распространенному мнению этот напиток пили не только крестьяне, но бояре и даже цари.

Сыть

И, наконец, сыть или сыто на Руси в древности заменял чай по своим свойствам и характеристикам. Питье это готовилось просто: мед разводили и пили горячим или охлажденным. Для аромата нередко добавляли .

Известно также, что на Руси пили Иван-чай или копорский чай, который готовили из листьев растения кипрея. Этот напиток по вкусу напоминал современный чай. Интересно, что это питье и сегодня имеет большую популярность благодаря своим целебным свойствам.

История появления чая на Руси тесно связана с активным продвижением русских на восток, завоеванием Сибири, происходившим в конце 16 – начале 17 века. Казачьи экспедиции встречали на своем пути не только полудикие народы, охотников и оленеводов. Они приближались к границам огромной древней империи, родине пороха, бумаги и чая. Ответ на вопрос, откуда в России появился чай, не вызывает сомнений – полюбившийся нашему народу напиток пришел из Китая.

Старинный документ, который многие исследователи считают подделкой, рассказывает о казачьей экспедиции 1567 года. Атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае, описывают обычай заваривать для питья листья особого кустарника. Даже допуская правдивость сведений, нельзя начать отсчет истории чая на Руси с этого события, ведь диковинный напиток тогда никого не заинтересовал.

Большинство исследователей сходятся в том, что шествие чая по Руси государству началось в 1638 году. Именно тогда послы царя Михаила Федоровича побывали у правителя западных монгольских земель Алтын-хана. Богатые дары получил от них хан и по обычаю должен был ответить русскому царю не менее дорогими подарками. Вместе с соболиными шкурками и китайским шелком хан передал послу свертки, содержавшие около 64 килограммов сушеных листьев неизвестного русским растения (монголам чай был известен с 12 века). Послом выступал Василий Старков, сын томского боярина. Не сразу согласился он принять странную траву, боясь уронить честь своего государя. Однако монголам почти удалось убедить его в ценности подарка.

В 1639 году послы доставили в Москву дары монгольского хана. По некоторым источникам, царь пригласил бояр отведать присланный продукт. В сухом виде чайные листья не впечатлили русских вельмож, однако, расспросив послов, чай заварили как полагается. И самому правителю, и его приближенным понравился на вкус крепкий напиток. Но дальше дело не пошло, чай кончился, и о нем на время забыли.

В 1654 году в Китай с посольской миссией отправился Байков Федор Исакович. Целью поездки было установление дипломатических и торговых отношений с Поднебесной. Выполнить эту задачу Байкову не удалось, однако перед возвращением в Россию он закупил чайные листья, поскольку привык во время пребывания в Китае ежедневно пить бодрящий горячий напиток.

Распространение чая и возникновение чайных традиций

Следующее упоминание о чае относится к 1665 году. Документы сообщают, что именно горячим чаем лечился царь Алексей Михайлович от простуды. Лечение оказалось эффективным, слух о чудодейственной траве начал распространяться по Москве, где впервые и появился китайский чай. С этого момента можно говорить о растущей популярности напитка на территории России.

Первые документальные сведения о торговле чайными листьями на Руси относятся к 1674 году. Начинают налаживаться торговые связи с Китаем, московские купцы везут из Поднебесной шелк-сырец, жемчуг, краски, и, конечно же, чай. Он продается в московских аптеках в качестве лекарственного средства.

Еще одна дата, о которой стоит упомянуть – 1689 год. Именно тогда был заключен договор с Китаем, определявший границы государств и положивший начало регулярным торговым отношениям. Из России в Китай и обратно двинулись караваны, груженные ценными товарами – денежного оборота между странами на тот момент не существовало, торговля носила характер обмена. Русские купцы везли в Поднебесную империю дорогие меха, икру, золото. Возвращались караваны с грузом китайских тканей, чая и других товаров.

Продолжительность путешествия каравана от китайской границы до Москвы составляла несколько месяцев, что обусловило очень высокие цены на чай в этот период (конец 17 — первая половина 18 века).

Чайная торговля практически целиком находилась в руках московских купцов. Лишь очень богатые люди могли позволить себе покупку заграничного деликатеса. При этом настой чайного листа постепенно перестает восприниматься исключительно как лекарство, он становится излюбленным напитком знати и купечества, являясь своеобразным свидетельством достатка. Начинает формироваться особая, русская культура чаепития. Доступен чай в этот период преимущественно зажиточным горожанам , для периферии напиток остается малоизвестным.


Начало чайного «бума» в России

С 1728 года, когда был подписан так называемый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем, торговля из караванной постепенно превращается в приграничную. Крошечный городок Кяхта на границе двух миров становится центром бурно развивающейся чайной торговли. Количество ввозимого на территорию России чайного листа стремительно растет.

По имеющимся данным, в 1811 году в страну было ввезено 80 000 пудов этого товара, а в 1820 году – свыше 100 000 пудов. Именно чай составлял 88% процентов всей российско-китайской торговли в тот период.

Пьют его не только москвичи. Напиток становится неотъемлемой частью культуры русского населения Сибири (сказывается соседство народов, для которых употребление чая давно стало ежедневной необходимостью, – монголов и китайцев). Большой популярностью пользуется он среди народов Поволжья, особенно у татар.

Отношение русских к напитку ясно отражается в дошедших до нас записях купца, датированных 1764 годом: «Чай – непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться».

Любопытно происхождение слов, обозначающих чай, в разных языках. В северных провинциях Китая, где закупали товар русские торговцы, он назывался «ча», отсюда и взяло свое начало русское имя для этого растения и напитка. В Европу же чайный лист доставлялся морским путем из южных районов Поднебесной, где его обозначали словом «те» — вот почему в европейских языках чай называют созвучным именем.


Чайная культура в России в 18-19 веке

Ближе к 19 веку чай перестал быть элитным напитком , доступным только богачам. Цена его снизилась, и напиток появился у простых людей. Чаепитие стало обязательным и любимым ритуалом как в светских гостиных, так и в крестьянских избах.

Употребление чая стремительно обрастало традициями – его пили с медом и с малиной, с традиционной сладкой выпечкой. Чаепитие прочно вошло в обычай приема гостей. В России принято заваривать чай в специальных небольших чайниках, а после разбавлять крепкий настой кипятком. Это специфический русский способ приготовления напитка, который появился как один из вариантов экономить ценные листья.

Свидетельства широкого распространения чайных традиций в России обнаруживаются и в записках европейских путешественников: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком , который в нем пьют» — пишет Астольф де Кюстюн, посетивший Россию во времена правления Николая I.

Распространение чая в России не только навсегда отпечаталось в русской культуре и традициях, оно дало толчок к развитию новых видов промышленного производства. Так, в середине 18 века в стране начато производство первых самоваров, ставших одним из самых колоритных и узнаваемых символов российского быта. Следом за самоварами получило развитие производство особого, уникального русского фарфора, предназначенного большей частью именно для традиционного ритуала чаепития.

Современная жизнь россиянина немыслима без ежедневного употребления чая. Этот продукт уже несколько столетий неотделим от русской культуры и традиций гостеприимства.