Чайная церемония в японии. Чаепитие в Японии — чем интересна и необычна эта церемония

Чайная церемония в Японии – это важная часть культуры Страны Восходящего Солнца. За определенный срок времени она из обычного чаепития стала целым искусством, основанным на философии буддизма дзен. В каждом элементе и этапе церемонии таится глубокий смысл.

Все направлено на то, чтобы участники этого ритуала не просто отдохнули от суеты бренного мира, но и полностью очистили ум и душу, достигнув гармонии. Пожалуй, только в чаепитие стало обрядом, имеющим строжайшие правила и четкую последовательность действий. Этот порядок действий складывался на протяжении целых 700 лет, став таким, каким сейчас он и проводится.

Как складывалась и развивалась чайная церемония в Японии

Появление ритуальных чаепитий в Стране Восходящего Солнца происходит в 7–8 веке – именно тогда в Японию завезли чайную заварку. Благодарить за это нужно монахов, которые доставили его сюда из , где они использовали его для того, чтобы медитировать. Вместе с ростом распространенности буддизма росло и употребление этого напитка.

Примерно в XIII веке активно употребляла вся высшая знать. Проводились даже целые турниры-соревнования, где было представлено огромное число сортов напитка, а участвующие пытались определить, попробовав его, что это за сорт и где он вырос. Постепенно дошла традиция чаепития и до простых горожан, однако проводилась она не с таким размахом – это было, скорее, скромное времяпровождение в компании родных или друзей за распитием чая и степенной беседой.

Чайная церемония формировалась под влиянием . Первым, кто создал порядок этой традиции, стал монах Даё. Позднее он обучил этому искусству других монахов, которые стали чайными мастерами. Но большой толчок к развитию в Японии осуществил Мурата Дзюко – он не только внес некоторые преобразования, но и научил ритуалу сёгуна Асикага Ёсимицу.

В отличие от первоначальной идеи чаепития, подразумевавшей роскошь, Мурата предпочел простоту и натуральность. Благодаря ему все принципы современного чаепития были объединены:

  • гармония;
  • почтительность;
  • чистота;
  • покой.

Новаторства продолжались – в дальнейшем мастерами в обязательные пункты чаепития были внесены: домик, сад и каменная дорожка. Особое внимание уделялось окружающей обстановке. Она из яркой и роскошной превратилась в спокойную, призванную обратить внимание на прелесть обычных вещей, негромких звуков и пастельных расцветок – все это соответствовало принципам буддизма.

К сожалению, мастеру Рикю, который и сделал традиционную обстановку такой простой, пришлось совершить самоубийство по приказу своего господина – Тоётоми Хидэёси. В качестве причины выступило расхождение взглядов – хозяин предпочитал роскошную обстановку и посуду из золота.

Однако и после этого развитие чайной церемонии в Японии продолжалось. В конце 17 – начале 18 века открылось несколько школ, где мастера обучались и проходили аттестацию. Руководитель школы – измото, должен был поддерживать неизменность ритуалов чаепития.

Порядок и символика чайной церемонии в Японии

Будет неправильным назвать любое употребление этого напитка – в нынешнее время они проводятся далеко не всегда. Но классические традиции все еще живы – их можно даже изучить на курсах, совершенствуясь в дальнейшем. Что касается совершенства, нет такого мастера, который мог бы про себя уверенно сказать, что он достиг идеала в проведении ритуала – это искусство бесконечно, и познавать его придется постоянно.

Суть чайной церемонии в Японии, как и везде, заключается в проведении встречи чайного мастера и приглашенных, чтобы вместе неспешно беседовать, наслаждаясь отдыхом, привкусом и запахом чая, окружающей красотой. Традиционная церемония обязательно совершается в специальном месте и включает в себя несколько шагов, которые осуществляются в определенном порядке.

Виды церемонии

В целом в Японии видов церемонии много, но есть несколько традиционных:

  • ночная церемония . Чаепитие принято начинать, когда восходит луна. Гостей приглашают к 22-23 часам, а провожают около 4-х утра. Напиток для этого вида ритуала принято делать очень крепким: сухие листья перетирают до тех пор, пока они не превратятся в порошок, и заваривают. Разумеется, пить напиток такой крепости на пустой желудок не стоит, поэтому перед чаепитием гостей принято накормить;
  • чаепитие на восходе солнц а. Длится оно примерно с 3-4 часов до 6 утра. Это идеальное время для расслабления и медитации;
  • утренний ритуал . Обычно проводится в самые жаркие месяцы. Его принято начинать в 5-6 утра, когда воздух еще не начал нагреваться;
  • послеобеденная церемония . Ее начинают в час дня. Участников сначала угощают обедом, а после пьется чай с пирожными. До того, как приступить к чаепитию, в саду можно вымыть руки, пообщаться с другими гостями и немного расслабиться;
  • вечерний ритуал . Длится с 6 вечера до захода солнца;
  • специальная чайная церемония . В Японии ее проводят, если нужно отпраздновать какое-либо событие: особенные дни, дружескую встречу. В более ранние времена ритуал проводили, подготавливаясь к сражениям или ритуальному самоубийству сэппуку, известному как «харакири». В этих случаях чайный мастер должен был внушить уверенность и укрепить дух участников перед важным событием.

Где проводится чайная церемония

В Японии чаепитие принято проводить в специально созданных для этого местах. Как правило, это помещение огораживается, а для входа предназначены тяжелые ворота из дерева. Перед приходом участников церемонии хозяин открывает их, чтобы спокойно заниматься подготовкой, не отвлекаясь на встречу гостей.

Обычно на этом отгороженном участке находится небольшой садик и один или несколько домиков. Нет какого-либо строго свода правил насчет их расположения. Но одно требование все же имеется: каждый элемент должен гармонировать с природой. Сразу за воротами располагается комнатка, где участники церемонии оставляют свои вещи и переобуваются. После этого все собираются в одном помещении для гостей, где ожидают начала церемонии и беседуют.

Выделяют три важных места:

  • чайный домик;
  • каменная дорожка.

Это важно! Но если, по каким-либо причинам, осуществить классическую церемонию в домике невозможно, допустимо ее проведение в отдельной комнатке или за чайным столом.

При помощи чайной церемонии в Японии стремились достигнуть внутренней гармонии. Подготовка к чаепитию начиналась еще до вхождения в домик.

Дорожка к чайному домику (родзи)

Начинается путешествие к чайному домику с дорожки, выложенной камнями. У нее имеется особое название – родзи. Все камни для родзи обязательно должны быть естественной формы, чтобы не создавать обыкновенный тротуар. Дорожка должна походить на тропинку в горах, дополняя общую атмосферу. Делая первый шаг на дорожку, гость вступал в первую стадию медитации, предвкушая церемонию и забывая о проблемах за пределами сада. Чем ближе участник подходит к самому домику, тем его сосредоточенность становится сильнее, а медитация вступает во вторую фазу.

Интересна история происхождения каменной дорожки. Согласно легенде, для сёгуна Асикаги выкладывалась дорожка из бумаги, чтобы по пути к домику его одеяния не промокли от утренней росы. Само слово «родзи» означает «земля, покрытая росой».

Это важно! В самом конце дорожки, непосредственно около входа в домик, имеется колодец, также сделанный из камня. Он служит для проведения процедуры омовения перед совершением чайного ритуала, символизируя полное очищение души и тела.

Чайный сад (тянива)

Чайный сад носит название «тянива». Обычно он небольшого размера, и напоминает склон горы, заросший деревьями. Каждая мельчайшая деталь должна быть тщательно подобрана таким образом, чтобы все вместе они играли в одном общем ансамбле спокойствия и отрешенности. Всю красоту сада можно оценить на фото.

В жаркие месяцы садик обеспечивает прохладу и приятную тень. Из растительности в саду присутствуют кипарисы, сосны, и другие вечнозеленые деревья и кустарники. В качестве декоративных элементов размещаются камни разного размера и старые фонари. Все они обязательно располагаются хаотично, имитируя природный беспорядок.

Фонарям в Японии отводилась отдельная роль. Они предназначались не только для украшения, но и освещения дороги участникам , проходившей в ночное время. При этом свет, исходящий от фонарей, не должен излишне привлекать внимание. Его должно хватать лишь для того, чтобы можно было видеть дорогу.

Чайный домик (тясицу)

В Японии чайный домик носит название «тясицу». Тясицу – это воплощение простоты, в его обстановке не должно быть ни одной детали, которая бы излишне привлекала к себе внимание или отвлекала от процесса чаепития.

Согласно истории появления ч в Японии, мастер Мурата, проводивший эти ритуалы для сёгуна Асикаги, выбирал для этого небольшую и простенькую в обстановке комнатку. Разумеется, это непросто среди роскоши, из которой состояла резиденция повелителя. Но для абсолютного погружения в атмосферу гармонии и спокойствия необходимо было полностью отдалиться от земных проблем и богатства. Несколько позже другим мастером было введено новшество – строить отдельное здание для ритуала, которое было похоже на обычный крестьянский домик, крытый соломой.

Тясицу – это одна комнатка. Вход в нее настолько узок, а потолок – низок, что попасть в основную комнату возможно, только если наклониться достаточно низко. Это не просто особенности строения – здесь сокрыт более глубинный смысл. Любой участник церемонии, входящий в домик, таким образом вынужден поклониться другим, независимо от своего социального статуса и положения в обществе.

Еще одна функция низкого входа была особенно актуальна во времена войн. Входящие самураи не смогли бы попасть внутрь, не сняв оружия – длинный меч попросту не пролезал в узкий маленький проход. Поэтому даже тем, кто был озабочен проблемами и сражениями, приходилось оставлять их за порогом домика и полностью погружаться в чаепитие.

Внутреннее убранство

В тясицу достаточно много окон, около 6 или 8. При этом их величина, как и форма, могут быть различными. Их предназначение состоит совсем не в том, чтобы можно было видеть улицу. Окна служат всеголишь для того, чтобы в комнатку проникало достаточно света. Обычно окна закрывают, но в редких случаях (если снаружи очень приятный и живописный вид) рамы раздвигают, чтобы участники церемонии могли любоваться природным изяществом.

Интерьер тясицу прост и аскетичен. На полу лежит татами, а стены покрывает глина, которая, отражая свет, создает особое ощущение умиротворения. Важнейший элемент комнаты – это ниша в стене, названная токонома. Располагается она всегда напротив входа. До чайной церемонии в Японии в эту нишу помещают курильницу и цветы. Кроме этого здесь находится и свиток с изречениями, подбирающимися чайным мастером, – какэмоно. Во время чаепития принято обсуждать содержимое этого свитка. За счет своего расположения токонома – первое место, которое сразу привлекает к себе взгляды входящих.

Это важно! Непозволительно размещать в тясицу другие виде декора, кроме элементов, находящихся в нише. В самом центре комнатки находится очаг из бронзы, где и варится напиток. Размер самой комнаты обычно составлял около 8 .

Для полного погружения в гармонию японцам необходима тень и полумрак. Поэтому все обустройство интерьера целиком направлено на создание подходящей атмосферы и достижение внутренней гармонии.

Какая посуда понадобится для проведения чайной церемонии в Японии

Вся посуда, которая будет использоваться в ходе проведения ритуала, должна гармонировать между собой. Это не означает, что вся она должна выглядеть одинаково. Достаточно, чтобы между элементами было сходство, и ни один из них не выделялся на фоне других.

Для проведения церемонии понадобится:

  • шкатулка, где хранится заварка;
  • чайник, где будет греться вода;
  • одна большая чаша, из которой напиток пьется совместно с другими;
  • индивидуальные чашечки для участников;
  • ложечка для чая;
  • специальное приспособление для размешивания напиткаво время приготовления.

Это важно! Каждый элемент посуды должен быть простым, в идеале – старым, передававшимся многие годы из поколения в поколение. Материалы, из которых производится посуда, природные – дерево, медь, бамбук. Чаши, преимущественно, изготавливают из керамики, не применяя к ним никакого украшения.

Непременное условие – абсолютная чистота каждого предмета. При этом японцы не очищают посуду до блеска, как это любят в странах Европы. Идеальной утварью для чайной церемонии в Японии является та, которая хранит следы старины и потемнела от времени, использовавшись достаточно долго.

Как называется утварь, используемая во время чайной церемонии в Японии

Во время ритуального чаепития используется не так уж много утвари, но любая из них по-своему важна.

  • чашечка из керамики – нацумэ.
  • ложечка из бамбука или другого сорта дерева – чашаку.
  • чашечка для чая – чаван.
  • специальная мешалка для напитка – часен.
  • чайник, где заваривается чай – мидзукаси.
  • ковшик для японской чайной церемонии, при помощи которого готовый напиток разливается по чашечкам – хишаку.
  • кусочек ткани, которым принято очищать посуду – фукуса.
  • ткань для подачи чая – кобукуса.

Как проводится чайная церемония в Японии

Здесь принято приглашать на чаепитие заранее. Приглашение обязательно официальное. Каждый участник за несколько дней до ритуала должен обязательно отправить организатору чаепития свою благодарность.

Обычно число приглашенных гостей составляет 5 человек и чайный мастер. Одежда должна быть однотонной, неярких расцветок. Идеально подойдут традиционные японские кимоно из шелка. С собой обязательно следует иметь веер.

Все участники собираются в специальном павильоне, где происходит выбор почетного гостя – секяку. На выбор влияют звание, социальный статус и ранг. После этого определяются основные детали : в каком порядке участники пройдут через чайный садик, омоют руки и лицо в колодце, войдут в дом, где и как сядут, кто и после кого получит чашечку с чаем и другое.

Сам процесс делится на два ритуальных этапа.

Первый этап чайной церемонии в Японии

Начинается он со сбора всех участников в павильоне. Его главная цель – создание настроения и атмосферы ожидания чаепития как прекрасного процесса, доставляющего удовольствие. В общем месте сбора принято подавать кипяток в маленьких чашечках.

После этого небольшого вступления все участники вступают на дорожку, идущую через садик к домику. Сам проход через тянива очень важен – это, своего рода, уход от насущных мирских проблем, удаление ото всех неприятностей и негативных эмоций. Любуясь прекрасными деревьями и кустами, а также декоративными элементами в виде камней и фонарей, гости освобождают в своем создании место для гармонии и успокоения.

Около входа в тясицу, в самом конце каменной дорожки, участников встречает мастер, который приветствует каждого. После этого обязательно проводится омовение в расположенном около входа колодце. Ритуальное омовение – это символ полной чистоты тела и души. Зачерпнуть воду из колодца можно при помощи небольшого ковшика. Участники должны омыть сначала руки, лицо, а потом ополоснуть рот. Каждый ополаскивает ручку ковшика, воспользовавшись ею.

По окончании обряда омовения все заходят в домик. Узкий вход с низким потолком – символ окончательного ухода от всего окружающего. Кроме того, он означает и равенство всех гостей, принуждая поклониться при входе. Обувь принято поставить на пороге.

Когда гости зашли и расположились на своих местах, огонь уже зажжен, а емкость с водой уже находится над огнем. Первое, на что обращают внимание при входе – это токонома. В ней хозяин располагает курильницу, цветы и свиток с надписями. Эти надписи – изречения – задают тему чаепития, а также показывают моральное состояние мастера. Сам же хозяин должен входить в комнатку в последнюю очередь. Но это происходит не сразу, а только спустя некоторое время – участники должны успеть, не торопясь, изучить свиток с изречением и остальные предметы, находящиеся в нише.

Подготовка к приготовлению чая

Входя в тясицу, мастер обязательно кланяется. Впрочем, не поклониться невозможно из-за особенностей входа. Место хозяина находится недалеко от очага, напротив остальных участников. Здесь же лежит посуда, которая пригодится при заварке чая: шкатулка с заваркой, мешалка и чашка.

Это важно! Именно на этом этапе, пока греется вода, совершается трапеза «кайсэки». Она включает в себя легкие блюда, которыми не наедаются, а просто слегка утоляют голод.

В Японии говорят, что пища, которую подают во время чаепития, должна радовать глаз, а только потом – утолять голод. Название трапезы произошло от нагретого камешка, который в старину использовали для уменьшения чувства голода. Сладости к чаепитию подают только по окончании основной трапезы, и носят название «омогаси».

После легкой трапезы гости ненадолго покидают домик. Во время небольшой прогулки люди готовятся ко второму этапу церемонии – употреблению чая. Пока гости вышли, мастер должен сменить свиток на цветочную композицию, которая носит название «тябана». Каждый элемент имеет свое значение, и составляется на основе единства контрастирующих составляющих. Нередко используется ветка сосны, символизирующая долговечность, и камелия, олицетворяющая собой нежность.

Заварка чая

Заварка чая – своего рода подготовка к самой важной, второй части в Японии – употреблению напитка. Спустя некоторое время участники опять входят в комнату и располагаются на своих местах. Чайный мастер начинает готовиться к приготовлению напитка. Вся подготовка, а также заварка напитка производятся в полной тишине. Гости должны наблюдать за тем, что делает мастер, слушать звуки, производимые силами природы:огнем, водой, паром. Во время этого этапа участники полностью расслабляются, медитируя. Нередко используется и музыка для – легкая, расслабляющая.

Музыка для чайной церемонии

До начала приготовления напитка мастер проводит ритуал очищения посуды при помощи шелковой ткани, а только потом приступает к заварке. Каждое движение во время этого отработано годами и следует одно за другим в строгом порядке. Двигаться принято в такт своему дыханию, чтобы гости, наблюдающие за процессом, дышали в расслабленном ритме.

Готовится чай в чайнике из меди, стоящий на подставке с углями из сакуры. Напиток должен получиться густым и крепким, поэтому обычно на 0,5 л воды используют 150 гр листьев чая. Хозяин строго следит за тем, чтобы температура воды была не выше 90 °С. Заварка засыпается в чашу из керамики и заливается частью воды. Смесь размешивается специальной мешалкой до тех пор, пока не появится стойкая зеленая пена. Только после этого можно добавить остальную часть кипятка.

Этот самый первый, густой напиток называется «койтя». После того, как гости выпьют его, хозяин готовит более легкий «маття». Он варится из порошка зеленого чая. При его приготовлении берется стакан воды и 5 гр чая. Приготовление чая целиком можно посмотреть на видео – так будет легче запомнить этапы его приготовления и заметить кое-какие тонкости.

Что обычно учитывают при заварке:

  • напиток должен быть достаточно густым и терпким. Поэтому соотношение воды к заварке обычно находится в соотношении 1:5;
  • вода не должна закипеть, но она не может быть и слишком прохладной. Наиболее подходящей считается температура от 70 до 90°С;
  • нередко в воду кладут кусочки металла, чтобы она закипела как нужно. Это не просто практическая необходимость, но и символическое единение сил природы – воды, металла, и воздуха – пузырьков, поднимающихся со дна.

Второй этап чайной церемонии в Японии

После приготовления чая наступает второй этап – его употребление. Большую чашку с напитком мастер, кланяясь, подает участникам. Обычно это происходит по старшинству или начиная с почетного гостя.

Участник, которому дали чашу, берет ее правой рукой и перемещает на левую, где уже лежит шелковый платок. Положено сделать кивок тому, кто в очереди следующий, а только после этого отпивать чай. После этого край чашки обтирается салфеткой, а сама емкость передается другому человеку. Совершив путешествие по кругу, чаша снова переходит к мастеру. Эти действия направлены на то, чтобы можно было почувствовать единение и общность всех участников.

Это важно! После этого готовится легкий чай в индивидуальных чашечках. На этом этапе гости беседуют. Но здесь не обсуждаются обычные дела. Обычно рассуждают о свитке в нише, красоте букета, вкусе и аромате чая.

Когда приходит пора завершить , мастер, извиняясь, выходит из комнатки. У гостей еще осталось время осмотреть цветы, очаг. Когда же приходит пора уходить участникам, мастер стоит около входа, кланяясь каждому из них. Когда все уходят,мастер не долго находится в домике, медитируя и вспоминая детали церемонии. После этого можно убрать всю утварь, цветы, и протереть татами. Таким образом подводится итог тому, что здесь происходило совсем недавно.

– это целый ритуальный процесс, который требует слаженности всех участвующих. Каждый гость должен быть полностью сосредоточен, отойдя от всех посторонних проблем и мыслей. Это очень красивое искусство, и не зря в нем постоянно совершенствуются – красота должна постоянно развиваться, чтобы улучшать мир и окружающих людей, создавая гармонию между ними.

Чайная церемония в Японии это особый ритуал, ведущий свое начало из средних веков и почитаемый по сей день.

Создали чайную церемонию монахи-буддисты, и вскоре она стала неотъемлимой частью японской культуры, прославив ее на весь мир.

Японская чайная церемония

В общих чертах чайная церемония является протекающей по определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах, разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится в специфически обставленном помещении и представляет собой действия, осуществляемые в определенном порядке.

Чайная церемония фото

Как проводить чайную церемонию

Перед началом таинства гости располагаются в помещении, где им подносятся маленькие чашки с кипятком, для того, чтобы вызвать у гостей предвкушение последующей церемонии как прекрасного и уютного события.

Затем гости идут через чайный сад тянива к чайному домику тясицу по покрытой камнями дорожке родзи, которая выглядит как горная тропинка и создает ощущение природной естественности. Этот переход имеет особый смысл - уход от жизненной суеты, мелких забот, волнений и несчастий.

Смотря на сад, участники церемонии предрасполагаются к духовному созерцанию и очищают мысли от повседневных забот.

Когда гости доходят до чайного домика, к ним выходит хозяин. По окончании спокойного, умеренного приветствия посетители идут к стоящему рядом колодцу и проводят церемонию омовения. Вода черпается небольшим ковшиком с длинной ручкой, участник церемонии омывает лицо, руки, полоскает рот, затем моет ручку черпака. Церемония омовения означает установление телесной и духовной чистоты.

Затем гости через маленький вход, обозначающий край обыденного, суетного мира, входят в чайный домик и разуваются. Маленькие размеры входа заставляют согнуться гостей, что обозначает их равенство на момент проведения церемонии - поклониться должен любой человек, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности.

Искусство чайной церемонии в Японии

Перед визитом участников чаепития хозяин разжигает огонь в очаге, ставит над ним котел с водой и размещает в специальной нише рядом с входом токоному (свиток с высказыванием, которое задает тематику церемонии), букет цветов и курильницу.

Фото токонома

Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Недалеко от хозяина находятся нужные для проведения чаепития предметы: деревянный ларец с чаем, чаша и мешалка из бамбука. Перед чаепитием, гостям подносится кайсэки - простая, некалорийная но изысканная еда, которая не насытит, но снимет чувство голода. Слово «кайсэки» происходит от нагретого камня, который в древние времена буддийские монахи клали за пазуху для смягчения голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» - сладости к чаю.

По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития чая. Пока гости находятся снаружи, хозяин вместо свитка кладет в токоному тябану – эстетический букет из цветов или веток. Эта композиция основывается на правиле единства контрастов, к примеру, это может быть сосновая ветвь, олицетворяющая надежность и прочность, рядом с цветком камелии, который обозначает чувствительность и хрупкость.

После возвращения участников в домик наступает основная часть церемонии – приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается бамбуковой мешалкой до полного приготовления.

Посуда для японской чайной церемонии фото

Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток чая. После этого он опускает фукуса на циновку, вытирает края чаши и отдает ее следующему по порядку. Каждый гость подобным образом отпивает чай.

Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая, чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в руке.

Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы, темой которой становится надпись на свитке в токонома, изящество композиции из цветов, чаша для чая, приготовленный мастером чай.

После окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика, обозначая этим окончание церемонии. Гости в последний раз оглядывают убранство, символику и утварь, используемую для приготовления чая, цветы в токонома, раскрывшиеся в конце чаепития и символизирующие время, проведенное гостями совместно.

Когда гости выходят из чайного домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим церемонию. Затем хозяин какое-то время находится в чайном домике, мысленно возвращаясь к минувшему чаепитию и думая о чувствах, вызванных им. После мастер выносит посуду, убирает цветочную композицию, чистит татами и покидает чайный домик.

Чайная церемония в Японии видео

Интересное видео о японской чайной церемонии с комментариями переводчика.

Жанр статьи - Культура Японии

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

В жизни жителей Китая чай стоит на особом месте, а питье чая и вовсе превратилось в отдельное искусство чайной церемонии.

Китайцы предпочитают чай другим напиткам даже в летнее время: он не только утоляет жажду, но и способствует повышению иммунитета.

Чайная церемония в Китае - немного истории

Появление чая относят к одной из основных фигур божественному прародителю всего китайского народа Шэнь Нуну, чье имя в переводе с китайского означает "Божественный Землепашец". Именно этот герой научил народ вспахивать землю, выращивать злаковые культуры, а также лекарственные и другие полезные растения.

Предание гласит, что у Шэнь Нуна была бычья голова и человеческое тело, при этом живот у него был из прозрачного нефрита. Шень Нун помогал людям лечить недуги, а для этого бродил по стране в поисках лекарственных растений, отделяя их от часто встречающихся ядовитых. Эффект от найденных трав врачеватель проверял на себе. При этом он наблюдал за влиянием съеденного растения или его плодов на организм через свой прозрачный живот. Говорят, что однажды он попробовал новое, незнакомое ему растение и в результате получил сильное отравление. Когда ему стало совсем плохо, то он прилег под незнакомым кустом. Неожиданно с листьев куста покатилась росинка. Глотнув эту капельку, лекарь почувствовал прилив сил и приятную бодрость во всем теле.

С того времени Шень Нун повсюду носил с собой листья этого растения, применяя их в качестве противоядия. Так и получилось, что он научил весь китайский народ пить чай в качестве лекарства.

В древности чай был напитком для богатых людей. Никто не знает точно, когда он перешел в повседневный напиток. В то же время в 1 веке до нашей эры чай был широко распространен, и его уже можно было приобрести на рынке. А с 618 по 907 годы начала развиваться китайская чайная церемония, и впервые были описаны чайные

Со временем по Великому шелковому пути чай проник и в Россию. В литературе сообщается, что чай в качестве подарка казаки преподнесли русскому царю в 1567 году. По-настоящему россияне смогли оценить душистый напиток уже в 19 веке. Именно тогда сформировалась русская чайная церемония. В научились заваривать во всемирно известных русских самоварах.

В Китае чайная церемония представляет собой целый ритуал, где при заваривании напитка соблюдается определенный порядок. Главной целью этого действа является раскрытие вкусовых качеств и аромата чая, и спешка тут неуместна. Китайская чайная церемонияподразумевает спокойствие и умиротворенность. Особую атмосферу помогают создать причудливые предметы чайной утвари, изящная посуда небольшого размера, а также приятная негромкая музыка - благодаря всем этим факторам становится возможным насладиться известным по всему свету незабываемым благоухающим ароматом чайного напитка и долгим послевкусием.

Особенности чайного ритуала по-китайски

Чайная церемония в Китае называется гунгфу-ча: гунг - высшее искусство, а ча - разумеется, чай. Сами китайцы придают ритуалу особое значение. У них это мастерство, освоить которое может не каждый.

Китайский ритуал чаепития считается одним из самых таинственных и загадочных во всем мире. Возможно, объясняется это тем, что китайцы считают чай не просто напитком. Для них чай является мудрым растением, которому дано передавать энергию жизни. Для получения этой энергии есть определённые условия, которые сведены в правила проведения церемонии чаепития.

Особые требования к воде

Выбор воды, которой будет завариваться чай, имеет определяющее значение. Она обязательно должна быть из чистого источника. Наиболее подходящей считается та, что имеет сладковатый привкус и мягкую структуру.

При приготовлении чая важным является кипячение воды. Ее не нужно доводить до сильного кипения, ведь из-за этого из нее уходит собственная энергия. Говорят, что вода считается закипевшей до нужного чаю состояния, едва только в ней появятся пузырьки - до бурного кипения не допускают.

Звуки музыки

Традиционно перед началом церемонии человек должен очиститься, достичь состояния внутренней гармонии и покоя. Именно поэтому она проходит в красивом помещении и под звуки приятной музыки, зачастую завораживающей и мистической. Для наилучшего эффекта мастер чайной церемонии предпочитает использовать звуки природы. Это содействует погружению человека в глубины своей души и помогает лучше слиться с природой.

О чем принято говорить на чайной церемонии?

Во время чайного ритуала традиционно говорят о самом чае. Кроме того, важным элементом церемонии является демонстрация уважительного отношения к чайному божеству и разговоры о нем. Зачастую мастера ставят его статуэтку или изображение рядышком с чайной утварью.

Внутреннее состояние собравшихся

По всем канонам ритуал проходит в атмосфере добра и гармонии. В процессе чаепития не принято громко разговаривать, махать руками или же шуметь. Ощутить истинное наслаждение от напитка и настоящее счастье помогает полная сосредоточенность.

Кстати, чайная церемония в Китае предполагает участие от 2 до 6 человек. Именно в этом случае можно достичь удивительной атмосферы, называемой в традициях соприкосновением душ.

Интерьер для чайной церемонии

Все присутствующие рассаживаются на соломенных ковриках, постеленных на полу. Около гостей раскладывают мягкие подушки приятного теплого цвета. Посредине устанавливается стол для чая, называемый чабань, высотой около 10 см. Он похож на некий ящичек из дерева. В нем есть особые отверстия, куда выливаются остатки чая, ведь в Китае излишек воды говорит про изобилие.

Когда соблюдены все основные принципы чаепития, наступает торжественный момент самого чаепития.

Итак, китайское чаепитие

Перед гостями раскладывается набор для чайной церемонии. Посуда включает в себя: чайничек для заваривания, сосуд - ча-хай, чайную коробочку, называемую ча-хе, и чайную пару. Вся посуда для чайной церемонии должна быть выполнена в одном стиле и не отвлекать своим внешним видом от чудесного напитка.

Первым делом сухую чайную заварку мастер засыпает в ча-хе - особую фарфоровую коробочку, которая предназначена для изучения структуры чая и вдыхания его запаха. Все участники не спеша передают ее в руки друг другу и вдыхают аромат. У этого ритуала есть еще один смысл - во время передачи ча-хе присутствующие сближаются между собой.

После этого мастер гунфу-ча заваривает чай. Первый залитый кипяток сливают - таким образом смывается пыль с чая. Но уже со следующей заливки каждый гость церемонии наслаждается чудодейственным напитком.

Перед каждым участником находится на подносе. Это две чашки, одна из которых высокая и узкая (вэнсябэй), предназначенная для восприятия запаха, а широкая и низкая (чабэй) - для наслаждения цветом и вкусом чая. В высокие чашки наливается вторая вода, после того как она пробыла в заварнике около 30 секунд. Вэнсябэй наполняют всего на ¾ и сразу накрывают широкой чашкой. Через время верхнюю чашку снимают и, поднеся нижнюю к носу, вдыхают чудесный аромат получившегося чая. Тут важно сконцентрироваться и слиться с энергией чая. Чай пьют медленно, сосредотачиваясь на ощущениях.

Чай заливают до тех пор, пока у напитка сохраняются цвет и аромат. С каждой новой заливкой чай получает другие оттенки запаха и вкуса.

В результате чайная церемония дарит умиротворение, душевное равновесие и помогает забыть о суете нашей жизни.

Чайная церемония в Англии

Великобритания является одним из мировых лидеров по потреблению чая на одного человека. Чаепитие для англичан - это не просто привычка, это ритуал со своими сложившимися традициями. Он появился из свойственного англичанам чаепития Five-o-clock Tea.

Традиционный набор для чайной церемонииу англичан - это белая или синяя скатерть без рисунков, ваза с живыми белыми цветами. Чайные пары, с чаем, молочник, кувшинчик с молоком, ситечко и подставка для него. Кроме того, понадобятся сахарница (желательно с белым и коричневым сахаром), чайные ложки, вилка и нож, салфетки в тон скатерти.

К чаю обязательно подаются закуски - это различные варианты английской выпечки. Традиционно гости могут выбрать среди 5-10 сортов чая, где обязательными являются Lapsang Souchong, Earl Grey, Darjeeling, Assam, а также разные смеси чая.

Кстати, еще один важный элемент сервировки - стеганый или шерстяной чехольчик на чайник (tea-cosy).

Чайная церемония в Англии имеет свой секрет. При заваривании чая во внимание принимается то, что в чашках кипятком его разбавлять уже не будут. Это значит, что при заваривании в чайник кладется заварка исходя из того, что на 1 человека приходится 1 чайная ложка чая. В случае, когда пользуются заварочным чайником большого размера, рекомендуется добавить еще 1 ложку на всех.

Затем 3-5 минут чай настаивается, и его разливают гостям. Сразу вслед за этим в чайник нужно налить кипятка из кувшинчика (особенность чайной церемонии - повторная заливка заварки) и накрыть его tea-cosy для сохранения температуры. К моменту завершения питья первой чашки, вторая заливка успевает настояться. Чайник можно заливать снова, но с каждым разом качество напитка будет ухудшаться.

Традиционно чай пьют с молоком, причем доливают к горячему молоку чай, и никак не наоборот.

Русские чайные традиции

Чайная церемония в Москве - это совершенно другие традиции, сильно отличающиеся от ритуалов, сложившихся на родине этого напитка. Говорят, что японцы при чаепитии наслаждаются чайной утварью, деталями церемонии, своим внутренним миром. Чайная церемония в Китае - наслаждение вкусом и ароматом - ценна самим фактом соблюдения традиций, антуражем, выпечкой. А у россиян самое главное - это собравшаяся компания возле русского самовара. Ценно общение между всеми собравшимися.

В Москве пили изначально черный чай. Кипяток греется в самоваре, а сверху ставится заварник. Заварка делается крепче, чем чай, который в итоге пьют. В чашки разливается заварка, а после - кипяток из самовара.

На столе к чаю всегда предлагаются выпечка,
лимон, сахар, варенье и мед. Последние едят чаще всего вприкуску к чаю или же намазывают на хлеб. Часто к чашке подается «чайная пара» - блюдце. В него переливают горячий чай из чашки и пьют.

Какими бы ни были чайные традиции у разных народов, повсюду этот напиток ценят за приятный вкус, тонкий аромат и необычные свойства.

Страна Восходящего Солнца славится своими необыкновенными традициями и обычаями. Чайная церемония в Японии по праву считается культурным достоянием и уникальной , которая имеет богатые корни и характерные особенности. Наверно, ни в оной другой стране так трепетно не относятся к чаю, как это делают в Японии.

Первоначально чайная церемония представляла собой одну из наиболее распространенных форм медитации у монахов-буддистов. С течением времени она стала неотъемлемой частью японской культуры. По своей сути чайная церемония представляет собой встречу чайного мастера и его гостей для теплой беседы и совместного времяпрепровождения, сопровождающегося чаепитием. Конечно же, данный обычай проводится с использованием соответствующей атрибутики в специальном чайном домике (тясицу). Располагается он, как правило, в уютном уголке специально созданного сада.

Искусство чайной церемонии

Искусство чайной церемонии в Японии проникнуто философией буддизма и предназначено для обретения душевного спокойствия. Как и большинство других элементов японской культуры и религии, искусство чаепития отражает японский колорит и их образ жизни. Соответствующие предметы и атрибутика, жесты и поведения людей-участников церемонии, а также символика чайной церемонии в Японии – все это передается из поколения в поколение.

Посреди комнаты в чайном домике квадратная выемка, в которой на специальном поддоне тлеет древесный уголь. Сверху стоит котелок с горячей водой. Гости рассаживаются по обе стороны на специальных подушках (дзабутонах). Во время традиционного чаепития имеет значение каждая деталь. Так, например, ни в коем случае нельзя сидеть, скрестив ноги – это считается признаком дурного тона и проявлением неуважения к мастеру чайной церемонии. Правильно – сидеть на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.

Особенности проведения чайной церемонии

Хозяйка чайного дома или мастер с поклоном подает гостям пиалы с ароматным чаем. Она наливает кипяток в фарфоровую посуду специальным деревянным черпаком, после чего ополаскивает пиалу и вытирает салфеткой. Затем в чайную посуду кладется маленькая щепотка церемониального зеленого чая «Тен-ча», которая впоследствии заливается кипятком. Для правильного заваривания японского чая используется специальная бамбуковая кисточка, при помощи которой взбивается непосредственно вся смесь до консистенции густой сметаны. При этом, пена должна подняться до самых краёв фарфоровой пиалы.

Интересные факты о чайной церемонии в Японии:

  • В церемонии принимает участие не более пяти человек, и общество подбирается с особой щепетильностью.
  • Для участия в церемониальном чаепитии все гости должны надеть специальную одежду.
  • Перед самым началом все присутствующие собираются у входа в чайный домик для того, чтобы настроиться на возвышенный лад и отбросить в сторону суетливые мысли и будничный настрой.
  • Японская чайная церемония может продолжаться несколько часов.

Традиционная техника, символика и атрибутика, философия чайной церемонии – все это передается из поколения в поколение. Более того, в Японии существуют специальные учебные заведения, в которых можно пройти курс обучения этому искусству.

Современная чайная церемония в Японии

На сегодняшний день существует шесть разновидностей чайной церемонии: в ночное время, на восходе солнца, рано утром, после обеда, вечерняя и специализированная.

Отдельного внимания заслуживает специальная чайная церемония, которая является единственной в своем роде. Она проводится исключительно по особо важным случаям, накануне важного мероприятия или во время подготовки к неординарным событиям, то есть тогда, когда всем участникам необходимо полноценно расслабиться, упорядочить свои мысли и обрести умиротворение. Так, например, несколько столетий назад специальная чайная церемония являлась неотъемлемой частью подготовки к ритуальному самоубийству. Безусловно, в этом случае мастер должен быть человеком с сильными внутренними качествами – ведь ему предстояло укрепить в своем госте намерение совершить такой мужественный поступок.

На сегодняшний день искусство чайной церемонии в Японии представляет собой метод достижения смысла в жизни. Обстановка в чайном домике и за его пределами, специализированная одежда и жесты, фарфоровые пиалы и даже ковшик для японской чайной церемонии – все это подчинено единому смыслу и несет в себе философские взгляды на жизнь.

Принять участие в чайной церемонии – значит проникнуться культурой Японии и ее непревзойденным колоритом. С помощью такой, на первый взгляд, нехитрой процедуры можно по-настоящему расслабиться, отвлечься от повседневных забот и по-настоящему насладиться умиротворением и спокойствием. Чайная церемония в Японии – это буддистская философия в своем истинном проявлении.